Что чувствует раскольников после того как совершил убийство
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что чувствует раскольников после того как совершил убийство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достоевский по праву считается писателем – психологом. Никто из авторов, как он, не может так точно и чётко раскрыть все душевные человеческие конфликты, переживания, стремления и проблемы, которые хранятся глубоко в подсознании каждого из нас, и только такой художественный приём, как раскрытие личности персонажа через его сон, помогает это сделать.
Третий сон. Сон об убийстве старухи-процентщицы.
Но на этом страшные сны Родина не заканчиваются – в третьей части романа снова кошмар. На этот раз Раскольников вновь совершает убийство старухи-процентщицы. Он как будто возвращается туда, где уже однажды совершил несправедливость и пошёл на поводу своей теории. В эпизоде третьего сна перед нами предстаёт живая старуха, которая только смеётся над героем: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: “боится!” — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,- так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота».
Раскольников вновь пытается её убить, но ничего не получается. Ему никак не удаётся совершить вновь злодеяние. Из-за двери слышен смех толпы, явно недоброжелательный, даже злобный. Здесь Родион, можно сказать, отчаялся, он уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины перед всем человечеством, в частности перед старухой, какой бы она ни была, и Лизаветой, которая оказалась не в том месте и не в то время.
По своей сути третий сон является своего рода продолжением размышлений Родиона о том, что он «не человека убил», а «принцип». Он будто подтверждает слабость натуры Раскольникова. Скорее всего, это подсознание героя пытается убедить его в бессмысленности и бесчеловечности убийства. Но герой еще не готов к раскаянию. Убийство оказалось столь же напрасным, как попытки убийства Алёны Ивановны, то есть эксперимент был с самого начала затеян зря, а значит, и наказание будет напрасное. Но наказание на самом деле вступило в силу ещё задолго до того, как Раскольников официально заявил, что он убил бедную старушку
Судьба пересекает дороги Родиона и Свидригайлова, его двойника, у которого тоже полно грехов, который тоже носит в своей сущности ту же теорию и чей образ Достоевский также глубоко раскрыл через сны и видения. По пути Свидригайлова мог пойти и Раскольников, но герой всё-таки оказался выше, помимо всего ему помогла любовь Сонечки Мармеладовой, которая способна пожертвовать собой во имя других. Она его поддержала и после признания отправляется с ним на каторгу.
Как и почему страдает и терзается раскольников после преступления
Почему страдает и терзается Раскольников?
Раскольников, пытаясь доказать «право высших людей на преступление, если преступление совершается во имя великой идеи», проводит бесчеловечный эксперимент: убивает старуху-процентщицу. Ему кажется, что ответ на вопрос, почему так несправедливо устроен мир найден: одни действительно рождены в этом мире для того, чтобы страдать и терпеть, а другие ,»исключительные» люди являются вершителями судеб, благодетелями человечества. Раскольников испытывает себя как сверх-человека: «тварь дрожащая» или «право имею»? Ему явно недостаточно было теоретических рассуждений, хотелось практикой доказать право на существование своей теории.
Страдания и мучения начинаются еще до преступления. Раскольников намеренно выбирает жертву — жадную отвратительную старуху, чтобы меньше совесть мучила. Но ведь по его теории он не должен испытывать никаких угрызений совести. Остается понять и принять одно из двух: либо теория несостоятельна, либо Раскольников — «тварь дрожащая». Ни к тому, ни к другому молодой человек не готов. Достоевский ведет своего героя сложным путем к выстраданию истины. Раскольников не сразу понимает, что его протест против существующих бесчеловечных законов буржуазного общества носит также антигуманный характер. Душевные муки становятся непереносимыми, когда Раскольников начинает видеть точки соприкосновения между собой и отвратительными и мерзкими Лужиным и Свидригайловым. Таким образом, теория, казавшаяся герою такой правильной и возвышенной, принижается до уровня банального преступления, а затем и вовсе рушится. Но все же способность Раскольникова мучиться и страдать, указывает на то, что для него возможно нравственное возрождение.
Господа, а кто бы не страдал и не терзался бы убив беззащитную старушку?!
Когда человек идет против законов Природы, против законов Вселенной, против законов Бога, его рано или поздно начнет «грызть совесть». К каждому эта совесть приходит в разные моменты, к кому то сразу, к кому то через 20 лет, кто как осознает. В случае с Раскольниковым совесть не заставила себя долго ждать. Совесть еще заведомо, еще до убийства ему «говорила», что ничего хорошего из этого не выйдет. Но Раскольников не послушал совесть, а послушал свое эго, которое твердило ему, что если он не предпримет мер, то значит тварь он дрожащая и последняя.
Так что же привело Раскольникова к убийству?
Увлечение идеей сильной личности. Сильная личность, по мнению Раскольникова, может позволить себе всё. И он захотел стать ею. Но сначала необходимо было проверить себя – кто он? Убийство как раз и было для Раскольникова самопроверкой: способен ли он «переступить» через нормы нравственности тех, кого он называет «твари дрожащие». А дальше была цель, о которой он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Он думал убить и остаться спокойным.
Но совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Он страдает оттого, что «переступить-то он переступил, да на этой строке и остался». Раскольников понял, что он – обыкновенный, как все: «вошь, тварь дрожащая».
Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя
Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.
В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.
Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.
Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.
Достоевский.»Преступление и наказание»: эпилог
Преступление и наказание — смысл произведения. Никогда не бывает одного без другого. И Достоевский хотел донести до читателей ту мысль, что никто не осудит тебя за твоё преступление суровее и беспощаднее, чем твоя совесть. Даже если ты избежишь наказания от людей, то от наказания совести тебя не скроет ни один самый отдалённый закоулок Вселенной.
Смысл эпилога «Преступление и наказание» заключается в том, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Соня, олицетворяющая христианское смирение, беззаветную любовь к Богу и к людям противопоставляется Раскольникову с его идеей о неподсудности «необыкновенной» личности.
Опровергается его теория о том, что великая цель, направленная на благое дело, может быть осуществлена недостойными средствами.
Преступление — это не самое страшное. Самое страшное — наказание. Если выразиться точнее — самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание — это три основных ключа романа. Самый главный ключ — именно наказание.
Поэтому в романе лишь первая часть посвящена самому преступлению. Все последующие — это описания наказания, которое ждёт преступника не столько от людей, сколько от суда собственной совести.
Спасает же героя не его идея о разделении людей на «две группы», а любовь Сони, которая «заражает» его своей верой в Бога и в то, что каждый человек достоин божественной любви.
Эпилог романа «Преступление и наказание» говорит о том, что Соня и Раскольников теперь — одно целое и неделимое ядро. И вместе они осилят трудную дорогу к обновлению и к счастью. «Преступление и наказание» — история человека, который потерял себя из-за собственной гордыни и обрёл заново благодаря любви.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает о молодом человеке Родионе Раскольникове, который, живя в нищете, убивает старушку-процентщицу, чтобы решить свои финансовые проблемы. В данном сочинении я бы хотел(а) рассказать о том, как изменилась жизнь Раскольникова после этого преступления.
Родион Раскольников, не найдя другого выхода, решился на убийство старушки-процентщицы. Он пришел к ней в гости, и когда она отвлеклась, ударил ее топором. Затем, чтобы избавиться от свидетельницы, убил и ее. Раскольников считал, что его преступление было идейным, и что он имеет право на него, так как попытался сделать что-то великое, убрав ненужный элемент общества. Однако его мировоззрение не спасало от угрызений совести.
После совершения убийства Раскольников жил в постоянных мучениях и страхе быть пойманным. Он боялся не только суда и наказания, но и потерять собственную личность, потерять то, что ему казалось важным и ценным. В этом его жизнь после преступления похожа на жизнь в тюрьме. Раскольников становился все более замкнутым и агрессивным, терял связь с реальностью, начинал думать, что все вокруг против него.
Однако жизнь Раскольникова начинает изменяться, когда он знакомится с девушкой Соней Мармеладовой. Соня, которая жила в нищете, но не потеряла своего достоинства и человечности, становится для него наставницей и помощницей.
В итоге, можно сказать, что Раскольников после преступления оказался на грани между правдой и ложью, между надеждой и отчаянием. Его сознание было охвачено угрызениями совести и мучительными вопросами, на которые он не мог найти ответы. Однако благодаря любви Сони Мармеладовой и её вере в возможность покаяния и спасения, Раскольников нашёл выход из тупика и обрёл душевный покой. Его история напоминает нам о том, что даже если мы совершим ошибки и преступления, всегда есть шанс исправиться и начать новую жизнь.
«Преступление и наказание» – знаковое произведение Федора Достоевского, где главный герой Родион Раскольников, совершив убийство, пытается убедить себя в правильности своих действий. Однако, несмотря на то, что Раскольников старается скрыть свою вину, его душа не может простить ему совершённое преступление.
Родион Раскольников, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, прибегает к радикальным мерам и решает убить старуху-процентщицу Алёну Ивановну. Он считает, что таким образом поможет своей семье и докажет свою значимость в жизни. Однако, после совершения преступления, Раскольникова начинает гнать совесть. Он пытается объяснить себе, что убийство было идейным и справедливым, но все его аргументы рушатся под влиянием угрызений совести.
Жизнь Раскольникова после преступления становится невыносимой. Он страдает от своих мыслей, не может простить себе совершённое преступление и начинает сходить с ума. Ему кажется, что все знают о его преступлении и он не может спокойно жить, боясь попасться. Родион понимает, что его взгляды на жизнь были неверными, и что он не имеет право решать, кто должен жить, а кто должен умереть.
Ситуация меняется, когда в жизни Раскольникова появляется Соня Мармеладова – девушка, которая работает проституткой, чтобы прокормить свою семью. Она помогает Родиону осознать свою вину и понять, что единственным выходом является покаяние. Соня помогает ему собраться с духом и пойти на публичное покаяние перед народом, после чего Раскольников сдаётся в полицию и отправляется в Сибирь на каторгу.Таким образом, можно сказать, что Раскольников после совершения преступления прошел сложный путь эволюции своей личности. Если изначально он был убежден в своей исключительности и праве на совершение убийства ради своих целей, то позднее он осознал ошибочность своих взглядов и понял, что никто не может стоять выше закона. Благодаря своим внутренним изменениям, Раскольников стал открытым и честным человеком, способным к самокритике и пониманию своих ошибок.
В отношениях с окружающими людьми Раскольников также изменился. Если ранее он был скрытен и замкнут, то теперь он стал более открытым и общительным. Он нашел настоящего друга в лице Разумихина и нашел любовь в Соне Мармеладовой, которая смогла проникнуть в его душу и помочь ему осознать свои ошибки.
Таким образом, история Родиона Раскольникова показывает, что человек может измениться и развиться, даже если совершал ранее грехи и преступления. Главное – это осознать свои ошибки, принять ответственность за свои поступки и стремиться к лучшему.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это не только детективная история, но и глубокая психологическая драма. Главный герой Родион Раскольников, совершив преступление, проживает дальше свою жизнь с тяжкой ношей на своей душе.
Родион Раскольников, молодой бедный студент, решает убить старуху-процентщицу, которая зарабатывает на жизнь занимая деньги под высокие проценты, и украл у нее деньги. Свой поступок он считает идеей, которая даст новый толчок развитию общества, но убийство навсегда изменит его жизнь.
После совершения преступления Раскольников становится жертвой своих собственных убеждений. Он считает, что его поступок был правильным, но угрызения совести мучают его. Родион ощущает постоянный страх быть пойманным, живет в постоянном напряжении и отчаянии. Он отвергает помощь близких и погружается в одиночество. Он страдает физически и психически, и его здоровье ухудшается с каждым днем.
Вместе с тем, он начинает понимать, что его мировоззрение неправильно. Он понимает, что нельзя принимать на себя право решать, кто живет и кто умирает. Родион понимает, что все люди равны, и что справедливость должна существовать для всех. Его убеждения меняются, и он начинает искать путь к истине и искуплению.
Таким образом, жизнь Раскольникова после преступления стала для него испытанием, которое помогло ему понять, что все люди равны, и что каждый должен нести ответственность за свои поступки. Со временем он понимает, что истинное счастье не в деньгах, а в любви, вере и духовном покое. Важно помнить, что каждый поступок может показать, что даже если человек ошибся и совершил преступление, то есть возможность покаяться и найти истинное счастье в жизни.
Колеблющийся черед успеха и неудач
После совершения убийства Алёны Ивановны Лужина Раскольников оказался в постоянном состоянии колебаний между успехом и неудачами.
Во-первых, его преступление оставалось нераскрытым, и он неоднократно избегал подозрений. Это успокаивало его душу и давало надежду на то, что он сможет избежать наказания за свои преступления.
Однако, в дальнейшем Раскольников стал страдать от постоянных потрясений и внутренних мучений, вызываемых его совестью. Его психическое здоровье сильно пострадало, и он часто впадал в состояние глубокой депрессии.
К тому же, на его пути возникла полиция и судебная система, которые пытались разобраться в обстоятельствах убийства. Раскольникову пришлось прилагать огромные усилия, чтобы скрыть свою причастность к преступлению и не быть обнаруженным. Но все это приносило ему постоянный страх и беспокойство.
Однако, несмотря на все трудности, Раскольников в какой-то момент ощутил некоторую свободу и чувство победы, когда ему удалось избежать подозрений. Он начинает верить в свою безнаказанность и в свою правоту перед законом. Это дает ему некоторый оптимизм и внутреннюю силу.
К концу романа Раскольников вновь попадает в поле зрения полиции и снова подвергается допросам. Это становится для него настоящей катастрофой, и он осознает, что его преступление не так просто останется безнаказанным. Это ставит его в неравную борьбу с законом, и он ощущает свою слабость и бессилие.
Таким образом, жизнь Раскольникова после совершения преступления была чередой успехов и неудач, надежд и разочарований. Он переживал постоянную внутреннюю борьбу и был подвержен постоянному напряжению. В итоге, его поступки привели к тому, что он был вынужден признать свою вину и пройти через процесс исправления и искупления своих преступлений.
Бесплодность совершенного деяния
Раскольников терзается непрерывно внутренними муками, после совершения им преступления. Он страдает от осознания своих поступков и непомерной вины, которая заставляет его переживать мучительные моменты.
Совершив убийство, Раскольников вступает в конфронтацию с собственной совестью. Он не может оправдать свои действия и понять, было ли оно необходимо. Впереди его ждет трудный путь истины, который он должен пройти, чтобы разобраться в возникшей в нем душевной буре.
Однако даже после общения с Порфирием, которое приближает Раскольникова к признанию и осознанию своего преступления, он продолжает терзаться и страдать. Совершенное им преступление приводит к непрерывным психологическим пыткам и мучениям, которые он испытывает во всех сферах своей жизни.
Раскольников терзается мыслями о том, как его поступки повлияли на других, каким образом они отразятся на его будущем и наличие справедливости в мире. Внутренняя борьба между его рациональным и эмоциональным «я» не дает ему покоя и проклинает его совестный дух.
Страдания Раскольникова после преступления являются ярким примером бесплодности его деяния. Он не достиг счастья, целью его преступления оказалось пустота, она не принесла ему ни радости, ни спокойствия, только ужас и направленность к истинным ценностям.
Совесть и психический диссонанс Раскольникова
Совесть играет важную роль в сознании Раскольникова, постоянно напоминая ему о неправильности его действий. Он часто упоминает ощущение того, что он «должен был не так поступить», и описывает свои мучительные сомнения и самоубийственные мысли, вызванные его совестью. Это свидетельствует о том, что совесть Раскольникова является мощным фактором, не позволяющим ему забыть о содеянном и идти дальше.
Психический диссонанс, вызванный конфликтом между его действиями и внутренними убеждениями, становится невыносимым для Раскольникова. Он ощущает внутреннюю борьбу, пытаясь оправдать свой поступок или найти хоть какую-то логическую последовательность в своих мотивах. Однако, он не находит никаких подтверждений своих действий и все эти мысли только усиливают его психологическое страдание.
Раскольников также мучается чувством страха быть обнаруженным и пойманным. Он постоянно ощущает тревогу и нервозность, несмотря на то, что его преступление остается нераскрытым. Переживание этих негативных эмоций усугубляет его психическое состояние, заставляя его страдать еще больше.
У Раскольникова присутствует внутренний конфликт между желанием совершать подобные преступления для достижения своих целей и признанием неправильности таких действий. Психический диссонанс, который возникает из-за этого конфликта, приводит к длительным мукам Раскольникова и его непосредственному стремлению искупить свою вину.
Таким образом, совесть и психический диссонанс играют ключевую роль в мучительном состоянии Раскольникова после совершения им преступления. Они постоянно напоминают ему о его нравственной несостоятельности и не дают ему покоя, пока он не найдет способ искупить свою вину и найти внутренний покой.
Внутренний мир Раскольникова после преступления
После совершения своего ужасного преступления, Раскольников оказывается во власти неутолимых мучений и внутренней борьбы. Его душа страдает от постоянного чувства вины и ужаса перед тем, что он сделал.
Главной причиной его мук является его собственный внутренний конфликт. Он понимает, что он проник в священную область, где нарушил границы между жизнью и смертью. Его совесть не даёт ему покоя, и он постоянно повторяет каждый шаг своего преступления в своем разуме.
Раскольников заражен навязчивыми мыслями и страстью к самоистязанию. Он осознал, что, убив старую злую старушку, он не просто взял на себя роль судьи и казнителя, но и нарушил неприкосновенность жизни. Он ощущает непомерную вину и испытывает страх за свою душу.
С каждым днем он все глубже погружается в панику и печаль, видя последствия своего преступления. Он начинает испытывать приступы бреда и галлюцинации, которые иллюстрируют его внутреннюю борьбу и его психическое состояние. Раскольников медленно погружается в безумие.
Он также испытывает внутреннюю дилемму между своим логическим умом и его морально-этическими убеждениями. Его разум говорит ему, что его преступление было высоким поступком, предопределенным его разумными доводами. Но его совесть и его сердце говорят ему, что он сделал невозмутимое зло.
Постепенно Раскольников начинает осознавать, что его неправомерные действия имеют последствия и приводят к страданию как для него самого, так и для других людей, которых он ценит и любит. Он понимает, что его преступление не остается незамеченным и что он не может ускользнуть от ответственности.
Таким образом, внутренний мир Раскольникова после преступления описывает его эмоциональные и психические муки. Он мучается внутренней борьбой и страдает от постоянного чувства вины и страха. Его психическое состояние ухудшается с каждым днем, а он сам медленно погружается в безумие.
Психологический аспект: внутренний конфликт и психическое состояние героя
После совершения преступления Раскольников оказывается в состоянии внутреннего конфликта, который сопровождает его на протяжении всего романа. Это связано с его сложным психическим состоянием и внутренними противоречиями.
Внутренний конфликт Раскольникова происходит между его нравственными убеждениями и желанием исполнить свою идею о «высших людях» путем совершения преступления. Он постоянно колеблется между чувством вины и самооправданием своих действий.
После совершения преступления Раскольников погружается в состояние тревоги, страха и паранойи. Он ощущает постоянное давление и напряжение, не может нормально спать и есть, страдает от головной боли и галлюцинаций. Эти симптомы являются проявлением его психического расстройства и мучительных переживаний.
Раскольников также подвергается внутреннему самоанализу, пытаясь понять себя и причины своего поступка. Он постоянно рассуждает о своей моральной ответственности, страдает от сомнений и самокритики. Внутренний диалог с самим собой становится для него источником психического давления.
Все эти факторы влияют на психическое состояние Раскольникова, делая его мучителным и практически невыносимым. Он старается скрыть свое психическое состояние от других людей, но это приводит к его изоляции и ухудшению его психического здоровья.
Символ | Описание |
Сон | Раскольников видит сны, которые отражают его внутренний конфликт и подсознательные страхи. |
Головная боль | Постоянные головные боли символизируют психологическое напряжение и стресс, которые испытывает Раскольников. |
Галлюцинации | Раскольников видит галлюцинации, которые являются проявлением его психического состояния и внутренних борьб. |
Самоанализ | Раскольников постоянно анализирует свое поведение и поступки, пытаясь понять себя и свои действия. |
В целом, психологический аспект внутреннего конфликта и психического состояния героя играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Он помогает нам понять сложность и муки, через которые проходит Раскольников после совершения преступления, а также отражает внутренний мир главного героя романа.
Раскольников, видя себя как социального привилегированного в сравнении со слоями общества, не способными на достойную жизнь, начинает идентифицировать себя с бедными, угнетаемыми людьми. Он ощущает свою вину за жестокую действительность, в которой основная масса населения вынуждена жить в нищете и унижении. Эта идентификация затем приводит его к мысли о совершении преступления, посчитавшегося им самим родственным ко всему угнетенному обществу.
Однако после совершения преступления Раскольников испытывает мучительные чувства и шок, связанные с осознанием своего нерационального поведения. Он осознает, что даже в своих самых мрачных фантазиях, связанных со спасением прозябающих в нищете людей, он никоим образом не предугадал сложности и психологическую тяжесть преступления. Таким образом, идентификация с социальным неравенством приводит к внутренним страданиям и сомнениям, становящимся неподъемной ношей для Раскольникова.
Внутренний мир Раскольникова: самосуд и самоказнь
После совершения преступления Раскольников начинает мучиться сильным душевным конфликтом, который заключается в постоянной борьбе с самим собой. Внутренний мир главного героя «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского изображается автором как поле противоречивых чувств и мыслей, которые приводят Раскольникова к самосуду и самоказни.
Раскольников, веря в свою уникальность и превосходство над другими людьми, совершает убийство, считая, что порочность некоторых личностей оправдывает внесение корректировок в «законное» бытие. Но после этого акта его совесть начинает мучить его, и он пытается аргументировать свое деяние перед самим собой.
Внутренний мир Раскольникова описывается как пространство, где борются разные полюса его личности. Одной стороной конфликта является его рациональное и логическое «я», которое пытается убедить себя, что убийство было необходимо для достижения благородной цели – помощи нуждающимся. Другой стороной конфликта является его эмоциональное и эмпатическое «я», которое считает, что он преступник и не имеет права жить после совершения такого ужасного дела.
- Самосуд: Раскольников начинает проводить суд над самим собой, в темном заточении своей души. Он приводит весомые аргументы как в пользу своего деяния, так и в пользу осуждения его. Он сталкивается со своей совестью, которая укоряет его за преступление и требует наказания. Постепенно он начинает прислушиваться к своему эмоциональному «я» и понимает, что самосуд не приносит ему душевное спокойствие, а только усугубляет его страдания.
- Самоказнь: Раскольников, не находя выхода из своего психологического тупика, начинает рассматривать самоубийство как способ избавления от мук совести и обретения спокойствия. Эта мысль расценивается как выражение одержимости. Однако, благодаря раскрытию души перед Соней Мармеладовой и последующей их встрече с Порфирием Петровичем, Раскольников осознает, что самоказнь является незначительным решением проблемы, а истинный путь к искуплению – это признание своего преступления и принятие наказания.
Таким образом, внутренний мир Раскольникова представлен как мир душевных мучений, конфликтующих чувств и мыслей. Постепенно он осознает, что самосуд и самоказнь не приносят ему желаемого покоя, а только продлевают его страдания. Из своего психологического тупика Раскольников выходит благодаря пониманию необходимости принятия наказания за свои преступления и постепенному движению к искуплению.
Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.
Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.