Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выгодоприобретателями (бенефициарами) являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы.
Доказывание наличие (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов
При формировании доказательственной базы наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов налоговыми и правоохранительными органами осуществляется комплекс мероприятий:
- допросы свидетелей, проведенные налоговыми органами или в ходе досудебного производства по уголовному делу;
- допрос потерпевшего;
- осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов;
- истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц – участников сделки. По результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика;
- экспертиза документов;
- обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
- осмотр местности, жилища, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в то числе ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела;
- контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц.
Мероприятия также проводятся в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение |
Административная ответственность |
---|---|
Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок | Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции. |
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам | Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности. |
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля | Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя. |
Грубое нарушение требований к бухучету | К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности. |
Что делать, если решение не устраивает
Есть несколько способов обжаловать решение, вынесенное по обращению:
- ведомственная апелляция. Внутри системы ФНС принята система обжалования принятых решений в порядке оспаривания. В соответствии с ч. 9 ст. 101 НК РФ, решение по обращению вступает в силу через месяц после того, как оно было вручено заявителю. В течение этого срока необходимо подать апелляцию;
- заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий инспекции. Прокуратура является государственным органом, в полномочия которого входит проверка соблюдения любых законов, в том числе фискального законодательства, в том числе самими сотрудниками ФНС;
- обращение в суд. Если оспариваемое решение напрямую затрагивает права гражданина, например если ему насчитали штрафы или пени, он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Сколько рассматривается жалоба?
Рассмотрение жалобы и вынесение по ней решения налоговым органом осуществляется в течение 1 месяца с даты ее подачи. Если в ходе расследования возникли затруднения или выявились новые факты, влияющие на результат, то данный срок может быть увеличен еще на 1 месяц.
Если указанные сроки превышены, то можно обжаловать действия самой налоговой службы в аналогичном порядке.
Принятое налоговым органом итоговое решение может быть следующего характера:
- Жалоба останется без удовлетворения;
- Действия работодателя признаются незаконными.
Если жалоба подана на работу самой налоговой службы, то вынесенное решение может:
- Аннулировать неправомерный акт налоговой;
- Изменить решение ФНС или полностью его отменить;
- Признать деятельность сотрудников налоговой незаконными.
После принятия решения результат отправляется заявителю в течение 3 дней с момента его вынесения.
Субъект уголовного преступления по ст. 198, 199 УК РФ
УК РФ предусматривает два схожих состава преступления в виде уклонения от уплаты налогов — ст. 198 и ст. 199. Основное отличие составов — субъект преступления.
Разъяснения по данному вопросу, содержащиеся в пп. 6, 7 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения…» (далее — постановление № 64), сведены в таблицу:
Ст. 198 УК РФ |
Ст. 199 УК РФ |
Физлицо, достигшее 16 лет, имеющее обязанность по уплате налогов и представлению налоговой декларации (например, ИП, адвокат) |
Руководитель |
Представитель такого лица, который был обязан выполнить соответствующую обязанность (законный или уполномоченный) |
Главный бухгалтер (бухгалтер) |
Лицо, фактически осуществлявшее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (исполнитель) |
Иные лица, уполномоченные на подписание налоговой отчетности организации |
Подставное лицо, через которое велась предпринимательская деятельность, если его умыслом охватывалось уклонение от налогов (в качестве пособника) |
Лица, составлявшие первичные документы бухучета (в качестве пособников) |
Как определяется крупный и особо крупный размер
Состав преступления в виде уклонения от уплаты налогов — материальный, преступление считается оконченным в момент неуплаты налога в крупном или особо крупном размере в установленный срок (т. е. возникновения ущерба бюджету), а не в момент представления неверно составленной декларации или выполнения иных действий соответствующей направленности (п. 3 постановления № 64). В таблице представлены значения, предусмотренные статьями УК РФ (проценты определяются от общей суммы подлежащих уплате налогов, страховых взносов и сборов):
Ст. 198 УК РФ |
Ст. 199 УК РФ |
|
Крупный размер |
>900 тыс. руб.(>10%); >2 млн 700 тыс. руб. |
>5 млн руб.(>25%); >15 млн руб. |
Особо крупный размер |
> 4,5 млн руб.(>20%); >13,5 млн руб. |
>15 млн руб. (>50%); >45 млн руб. |
ФНС выявляет умышленное уклонение от уплаты налогов посредством анализа действий налогоплательщика в период проведения проверки
Важно! Если налоговая инспекция обвинит налогоплательщика в умышленном уклонении от уплаты налогов и подаст исковое заявление, в случае проигрыша в суде плательщик налога будет освобожден от штрафа полностью и не уплатит его ни в размере 20%, ни 40%.
Следующие действия налогоплательщика во время проведения проверки налоговой инспекцией могут вызвать подозрение:
- затягивание ответов на вопросы инспекторов;
- расхождение информации, представленной во время проведения проверки, с ранее предоставленными данными;
- искажение сведений и др.
Если налогоплательщик оспорит в суде действия налоговой инспекции и сумеет доказать тот факт, что нарушения возникли без умысла, суд:
- прекратит уголовное дело в отношении должностных лиц организации;
- отменит штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов.
Ответы на распространенные вопросы про умышленное уклонение от уплаты налогов
Вопрос №1: Налоговая инспекция утверждает, что налогоплательщик умышленно выбрал контрагента таким образом, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Как доказать свою невиновность и не уплачивать штраф в размере 40% от неуплаченного налога?
Ответ: Необходимо подать встречное заявление в суд и попытаться доказать тот факт, что при выборе контрагента была проявлена «должная осмотрительность».
Вопрос №2: Если налогоплательщик докажет, что не имел умысла допускать налоговые нарушения, как утверждает налоговая инспекция, может ли суд освободить его от уплаты штрафа в размере 40% неуплаченного налога?
Ответ: Да, более того, если окажется, что налоговая инспекция не имела права на назначение штрафа в размере 40% от суммы неуплаченного налога, налогоплательщик будет полностью освобожден от штрафа. То есть, не придется уплачивать штраф даже в размере 20%.
Бизнесмены в западне: следователь докажет вину, руководствуясь логикой, на которую вы не можете повлиять
Итак, есть декларация по НДС. В ней есть данные книг покупок и продаж.
Органы следствия видят, по каким контрагентам и на какую сумму были заявлены вычеты по НДС. Этих данных уже достаточно, чтобы из числа заявленных вычетов отобрать недобросовестных контрагентов и рассчитать сумму налогов, на которую уклонилась компания.
То есть для проведения экспертизы в рамках уголовного дела достаточно предоставить эксперту книгу покупок и указать по каким контрагентам исключить из деклараций вычеты по налогу. Если за 3 года вы так «сэкономили» больше 15 млн руб — то ч.1 ст.199 УК. Если за 3 года набралось 45 млн руб — то ч.2 ст.199 УК (в ред. с 01.04.2020 г.)
Теперь задача Следственного комитета — доказать, что ваш контрагент — однодневка. Как это делается?
- Следователи допрашивают директора контрагента. Он говорит, что никакой он не директор, что компанию свою он зарегистрировал за деньги, никаких документов и договоров в глаза не видел, никаких обязательств по договорам не исполнял.
- Анализируют банковские выписки контрагента. Значит, вы говорите, что купили у него товар? А откуда он этот товар взял, у кого сам-то купил, чтобы вам продать, как за товар расплачивался? Ах, в банковской выписке вашего контрагента нет этих операций… Значит, и товара не было, и ничего вы не покупали, соответственно сделка фиктивная.
- Доказывают, что деньги, которые вы платили этому контрагенту, потом обналичивались. Они шли по цепочке, а потом выдавались каким-то директорам под отчёт, каким-то ИПшникам переводились… В общем, обналичивались эти деньги!
- Видят, что деньги за товар (работы) вы не оплачивали на расчётный счёт (так бывает если имело место покупка «бумажного НДС»). Оплаты не было, а поставщик никаких действий по взысканию долга не предпринимает, что не соответствует обычаям делового оборота, где целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Соответственно, по мнению проверяющих, эта сделка недействительная.
- Смотрят количество сотрудников в штате контрагента. Сотрудников нет или мало? Значит, контрагент не мог продать вам товар либо выполнять для вас работы, потому что эта сделка — трудозатраты. По договорам ГПХ контрагент людей тоже не привлекал, это из банковской выписки видно, никому он не платил. Мог заплатить наличкой? Но на допросе он уже сказал, что никому не платил и ничего по деятельности компании не знает.
Нет техники, адрес массовой регистрации, минимальные налоговые платежи… Все. Ваш контрагент — однодневка, а вы — выгодоприобретатель по схеме и без пяти минут подсудимый.
Выводы о том, как возбуждаются и расследуются уголовные дела по неуплате налогов
Следственный комитет может возбуждать дела по ст.199 УК РФ вообще без без информации от вашей компании и без налоговой проверки. Система АСК НДС-2 даёт инспекции возможность видеть проблемных контрагентов как на ладони.
Когда обнаруживается крупный проблемный контрагент, все компании, заявлявшие вычеты по этому контрагенту, получат налоговые доначисления. Против директоров этих компаний могут быть возбуждены уголовные дела, если сумма доначислений будет больше 15 млн руб/45 млн руб.
Цепочка рассуждений инспекции/Следственного комитета: контрагент недобросовестный, он не мог исполнить сделку. Значит, вы не проявили должную осмотрительность. Вычеты по сделкам с таким контрагентом необоснованны. Все это в совокупности говорит о том, что ваша компания незаконно уклонилась от уплаты налогов. Из чего следует уголовное дело.
Ваши доводы следствию не интересны. У них есть своя методика что надо доказать, чтобы вменить вам уклонение от уплаты налогов и ваши доводы не влияют на позицию по уголовному делу.
Если вы решили прекратить уголовное преследование, то придется уплатить всю сумму недоимки, пеней и штрафов, которые фигурируют в обвинении. Частичная уплата налоговой задолженности не освободит вас от ответственности, а будет рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 06.08.2001 № 110-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 30.09.2013 № 269-ФЗ)
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ)
Что считается преступлением?
Случаев, которые можно рассматривать как налоговое правонарушение, в судебной практике множество: начиная от подачи документов не вовремя в ФНС и заканчивая учинением препятствий налоговой проверке и сокрытием подлежащего уплате налогов имущества. Бывает часто, что в бытовом понятии называется уклонением от уплаты сборов, на практике таковым не считается, и претензий со стороны закона не имеет.
Поэтому в уголовном кодексе РФ четко обозначены тезисы, которые характеризуют состав преступления и относят его к наказуемым, где:
- Объектом является государственный бюджет и его доходные статьи, которые пострадали вследствие деятельности злоумышленника;
- В роли субъекта выступает гражданин или юридическое лицо, сознательно не выплачивающая налоги в бюджет;
- Объективная часть состава преступления – фактически совершенные действия, которые повлекли уменьшение доходов объекта;
- Субъективные моменты, содержащие осознание степени вины, намерение, мотивы и эмоции самого правонарушителя по отношению к совершенному деянию.
Комментарии к статье 198 УК РФ
Объект преступления — установленный порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
——
РГ. 2006. 31 дек.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Сбор — это установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Действующим законодательством установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
Уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.
Среди налогов, уплачиваемых налогоплательщиками — физическими лицами, основными являются: на доходы, транспортный, земельный, на имущество. Порядок и сроки их уплаты предусматриваются в законодательстве о налогах и сборах .
——
Под законодательством о налогах и сборах понимается федеральное законодательство о налогах и сборах, региональное, а также нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления (ст. 1 НК РФ).
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (ст. 80 НК РФ).
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по каждому виду налога по определенной форме лично или через его представителя, а также может быть направлена по почте, в том числе и электронной, в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством.
Под иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, понимаются любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. Например, справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) — уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. В объективную сторону законодателем включены также последствия в виде крупного размера уклонения и причинная связь между действием и бездействием и общественно опасным последствием.
Образец ответа в прокуратуру на представление о неуплате налогов
- наименование и адрес организации, подающей жалобу (если жалобу подает физлицо, то оно должно указать свои ФИО и адрес места жительства);
- наименование ИФНС, чье бездействие обжалуется;
- сведения о том, что именно обжалует плательщик (в нашем случае это бездействие ИФНС);
- основания, по которым налогоплательщик считает, что его права были нарушены (как правило, это ссылка на законодательство);
- требования, выдвигаемые налогоплательщиком;
- желаемый способ получения решения по жалобе (на бумаге или в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
- на бумаге (лично или по почте);
- в электронном виде по ТКС;
- через личный кабинет налогоплательщика.
Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.
Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.
Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.