Инструкция: составляем приказ о назначении ответственного за БДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: составляем приказ о назначении ответственного за БДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Со сменой норм, принятых в компании, появляется необходимость изменить приказ. Ответственный за БДД на предприятии, к примеру, остается тем же, поэтому выпускать новый документ нет нужды. В этом случае потребуется выпустить приказ об изменении приказа.

Этот документ обязательно подшивается в книгу приказов, нумеруется. Его подписывает руководитель компании. Кроме того, ответственный за безопасность на дорогах также должен ознакомиться с бумагой и поставить свою подпись. В документе указываются основания для внесения изменений в более раннюю версию.

О том, сколько изменений можно вносить в приказ о назначении ответственного за БДД, в нормативных актах не говорится. Если изменить нужно большую часть пунктов, целесообразно выпустить новый документ. В этом случае потребуется составить дополнительный приказ об отмене действия предыдущего.

Поступил вопрос о новых требованиях к специалисту по БДД с 2021 года.

Привожу вопрос как есть.

…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд. У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться. В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.

Используемые мной нормативные акты:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Порядок проведения аттестации регламентирован. Прежде всего обучающемуся нужно подготовить комплект документов. Перед экзаменом комиссия проверит удостоверение личности, заявку на прохождение тестирования (с ФИО, занимаемой должностью и местом работы), диплом о высшем образовании и диплом о профильной переподготовке. Помимо этого, сотрудник компании должен дать свое согласие на обработку персональных данных.

На заметку! Образец заявления опубликован на официальном сайте Роставтотранса. При желании его можно скачать на любой электронный носитель, заполнить и распечатать.

Обучающийся должен своевременно прийти на аттестацию, поскольку любое опоздание будет расценено как неявка. После проверки сопроводительной документации гражданин получит уведомление о регистрации (до начала тестирования). Далее ответственный соберет подписи всех присутствующих, а секретарь комиссии проведет краткий инструктаж. На этом подготовительный этап считается пройденным.

Как только все организационные моменты будут закончены, обучающихся пригласят в кабинет. Каждый инженер должен вытянуть по билету. Конверт с заданием вскрывается перед комиссией. На подготовку выделяется 30 минут. Если человек справился с вопросами раньше, он может дать ответы досрочно. В конце совет по аттестации вынесет решение и зафиксирует его в соответствующем бланке.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Новые требования по уровню образования и стажа

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Читайте также:  В каком году выйдет на пенсию женщина 1965 года рождения

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.

Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.

Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:

  • компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
  • автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
  • используются легковые автомобили только для собственных нужд;
  • автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).

Термины и определения

Безопасность дорожного движения

– состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Владелец транспортного средства

– физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности, являющееся собственником транспортного средства либо пользующееся или распоряжающееся транспортным средством в установленном порядке.

Водитель транспортного средства

– лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя;

Груз

– объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки.

Дальний рейс

– период работы водителя транспортного средства (нахождения в рейсе) продолжительностью более 1 суток.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Итак, перед вами стоит задача подбора человека на должность специалиста по БДД. Начать следует с оценки квалификации претендента. К данному специалисту выдвигаются законом оговоренные квалифицированные условия:

  • наличие высшего образования «Техника и технология наземного транспорта» плюс аттестация для подтверждения профпригодности;
  • высшее образование по любому другому направлению плюс профпереподготовка плюс аттестация.

Аттестация бдд происходит согласно Порядка No 106 от 20.03.2017. Аттестацию проводит специальная комиссия.

Требования к ответственному за бдд при лицензировании:

  • Претенденту предстоит подать заявку на аттестацию онлайн на официальной страничке в интернете ФБУ «Росавтотранс».
  • Следует подготовить документы (заявление, оригиналы и копии паспорта, диплом и его копию, свидетельство о переподготовке и его копию).
  • Пройти тестирование в 20 вопросов за 30 минут. Тестирование будет засчитано, если будет насчитано минимум 18 верно данных ответов.
  • По итогу успешной проверки знаний оформляется протокол и по запросу на руки может быть выдана выписка из него.
Читайте также:  Обязательные работы как вид наказания

Что входит в обязанности должностного лица

В общем, должность ответственного лица за БДД характеризуется как организационно-координационная. И пока не грянет гром, работа кажется не напряженной. Но если происходит ДТП, которое влечет тяжелые последствия, то перед законом первым примет удар ответственный на предприятии за БДД.

В процессе своей трудовой деятельности данный специалист должен выполнять:

  1. Допуск к работе сотрудников транспортного отдела.
  2. Следить за наличием пройденных инструктажей, каждого из сотрудников автотранспортного отдела, контролирует качество проведения стажировки новичков, проверяет состояние здоровья водителей при выпуске их на линию.
  3. Проводить организационно-предупредительные мероприятия по ДТП. Включает в себя анализ причин ДТП, проведение инструктажей, отслеживание компетентности работников автотранспортного отдела.
  4. Проверять соблюдение баланса труда и отдыха водителей.
  5. Вести документацию по технической эксплуатации подвижного состава.

Правила составления должностной инструкции для ответственного за БДД

Какая информация должна содержаться в четырех основных блоках должностной инструкции.

Раздел должностной инструкции Информация
Общие положения В данном блоке должны быть описаны требования к квалификации сотрудника, полученным знаниям и опыту. Кроме того, нужно указать, кто принимает специалиста на работу, кто его руководитель. Необходимо также прописать, какими нормами законодательства должен руководствоваться сотрудник на занимаемой должности.
Обязанности ответственного за безопасность дорожного движения На этот блок следует обратить пристальное внимание. Здесь указаны основные обязанности специалиста. Важно прописать конкретные задачи, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с работником.
Права сотрудника Права у ответственного за БДД стандартные: право получать социальные гарантии от государства, повышать квалификацию, принимать решения в зоне своей ответственности.

Кроме того, специалист имеет право просить премии для водителей, которые показали себя как ответственные работники. Или же налагать дисциплинарные взыскания на тех подчиненных, которые нарушают требования работодателя.

Ответственность Этот блок должностной инструкции является общим для всех работников. Ответственность обозначена в общих чертах. Чаще всего прописаны общие фразы, например «в пределах положений актуального трудового/гражданского/уголовного законодательства РФ».

Профилактические меры на предприятии

Бедствие лучше предотвратить заранее. Поэтому профилактические мероприятия начинаются с составления и согласования долгосрочного плана, в котором ставятся конкретные задачи с назначением исполнителя и даты отчета. Их равномерное распределение в течение всего срока действия программы способствует качественному решению.

Разработка этого документа возлагается на инженера по БДД. Утвержденная руководителем, программа приобретает официальный статус.

Сотрудники транспортного подразделения, знакомятся с задачами, поставленными в плане, включающем:

  • проведение собраний среди водителей по анализу ДТП за прошедший период;
  • знакомство персонала с изменениями законодательства;
  • организацию внепланового контроль техсостояния ТС;
  • выполнение работ по повышению квалификации водителей;
  • проверку организации труда водителей по части выполнения требований по продолжительности рабочего дня.

Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Работнику предстоит:

  • планировать и заниматься проведением профилактических мероприятий по предупреждению ДТП;
  • выявлять, почему происходят аварии и нарушения ПДД;
  • участвовать в создании локальных актов, касающихся БДД;
  • контролировать допуск водителей к транспортным средствам, которыми они могут управлять согласно имеющемуся удостоверению.

Мероприятия по охране труда: план на предприятии

На начальника ложится меньше функций.

Среди них:

  • приём на работу лица, отвечающего за БДД, и увольнение с занимаемой должности;
  • контроль за аттестацией и обучением водителей;
  • принятие плана профилактических работ;
  • наложение наказаний при нарушениях инструкций.

Важно! Несмотря на то, что на руководителя возложено меньше обязанностей, в случае возникновения серьезного ДТП, его также будут привлекать к ответственности и даче показаний. В частности он будет отвечать за актуальность должностной инструкции специалиста по БДД.

Ответственный за безопасность дорожного движения

Если организация занимается перевозкой грузов или пассажиров, то в штате обязан быть ответственный за безопасность дорожного движения. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо.

Если организация не ориентирована на коммерческие перевозки, то закон не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответственного человека из числа работников или нанимает со стороны.

К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

Читайте также:  Эколого-правовая ответственность и ее виды

— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

1.Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истекшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории.

2. Принуждать водителей нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

— трудовое законодательство, его основные положения;

— законы, которые нацелены на БДД;

— основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение;

— основные правила и нормы технического использования транспортных средств;

— способы учёта и планирования автомобильных перевозок;

— методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Ответственный за БДД должен уметь:

— проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями;

— доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию;

— устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД;

— разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов;

— проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.

Какие обязанности возлагаются на сотрудника по БДД

Работник, назначенный ответственным за БДД выполняет весь комплекс функций по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятии. Рассмотрим основные из них.

  1. Допуск к управлению транспортными средствами водителей. Ответственный за БДД контролирует, чтобы каждый водитель имел действующее национальное водительское удостоверение и своевременно проходил профессиональную подготовку, организует проведение стажировок, инструктажей и медицинских осмотров водителей, следит за соблюдением водителями режима труда и отдыха с учётом всех особенностей их работы.

    Ведь по факту ДТП Ространснадзор будет в первую очередь проверять, как был осуществлен допуск водителя к работе. А в случае серьёзного происшествия на транспорте предприятия, помимо водителя, и ответственное лицо может быть привлечено к ответственности – как дисциплинарной, так и административной и даже уголовной.

    Подробнее о подготовке водителей читайте в специальном разделе нашей статьи ниже.Подробнее о подготовке водителей читайте в специальном разделе нашей статьи ниже.

  2. Разработка и проведение мероприятий по обеспечению безаварийной работы транспортных средств и предупреждению ДТП: сверка информации о ДТП с органами внутренних дел, анализ условий возникновения и разработка мероприятий по недопущению их повторения, совершенствование навыков водителей по оказанию первой помощи пострадавшим; контроль своевременности технического обслуживания используемых автомобилей, и обеспечения их сохранности, когда они не используются.
  3. Контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей, проведения медосмотров. Ответственный за БДД должен знать нормы учета рабочего времени водителей, оснащения санитарно-бытовых помещений, анализировать данные тахографического контроля, организовывать и контролировать прохождение водителями медосмотров (при приеме на работу, периодические в ходе трудовой деятельности и внеочередные осмотры при выявлении признаков ухудшения здоровья работника, которые могут угрожать безопасности дорожного движения, предрейсовые и послерейсовые медосмотры).
  4. Ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств и контроль использования только исправного и полностью укомплектованного транспорта: закрепление автомобилей за водителями, контроль наличия действующих диагностических карт, журналов контроля технического состояния, разработка плана мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации и водителей к безопасной работе.
  5. Контроль деятельности других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств.

1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.

1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;

— правила дорожного движения;

— правила перевозки грузов и пассажиров;

— порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;

— устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;

— организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;

— передовой опыт безаварийной работы водителей;

— методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;

— порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране окружающей среды;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила санитарной, личной гигиены;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *