Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Сроки проведения проверки
Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.
Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.
Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.
При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.
Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.
В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.
При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.
Комментарии к ст. 356 ТК РФ
1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.
В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.
В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве — в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.
Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) — в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.
3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.
Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.
Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.
При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.
4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.
В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи
Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.
- осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства,
- устраивать ревизионные проверки в любое время,
- изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса,
- инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы: учредительный пакет документов,
- коллективный договор,
- штатное расписание,
- табели (журналы) учета рабочего времени,
- зарплатные ведомости,
- трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
- документы по охране труда,
Комментарий к Статье 356 ТК РФ
Напомним, что Федеральная инспекция труда является основным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства во всех без исключения организациях.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные полномочия федеральной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.
Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Дискриминация на рабочем месте
Ст. 3 ТК РФ запрещает любые виды дискриминации на рабочем месте. Согласно данной норме, каждый работник имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Чаще всего дискриминация на рабочем месте выражается в следующих действиях руководителя:
- Отказ в трудоустройстве по причине личностных и национальных особенностей.
- При одинаковой трудовой нагрузке, определенные группы работников имеют значительное превосходство в размере заработной платы.
- Для отдельной категории работников в одностороннем порядке изменяются условия трудового соглашения.
Понятие дискриминации в большинстве случаев носит субъективный характер. Поэтому прежде чем сообщать о нарушении, работнику необходимо лично поговорить с работодателем. Чаще всего конфликтная ситуация решается на стадии проведения переговоров. Изначально это можно обсудить с юристом.
Нарушения при увольнении
Расторжение трудового соглашения должно сопровождаться строгим соблюдением условий законодательства. Однако зачастую работодатели совершают грубейшие намеренные ошибки. Разберем их более детально:
- Расторжение трудового соглашения по инициативе работника под принуждением. В ст. 80 ТК РФ приведен перечень случаев, при которых сотрудник предприятия может написать заявление о расторжении ТД. Все действия работника, касающиеся прекращения трудовых отношений должны быть добровольными, принуждение, давление и угрозы со стороны работодателя — недопустимы.
- Неправомерная причина увольнения работника по инициативе работодателя. Причины увольнения перечислены в ст. 81 ТК РФ. Ситуации, которые не представлены в данном перечне, можно расценивать как неправомерные.
- При увольнении работодатель не выдает работнику трудовую книжку. В соответствии со ст 84.1 ТК РФ, трудовая книжка выдается сотруднику на руки в день прекращения трудовых или договорных отношений.
- При увольнении работодатель отказывается выплачивать работнику причитающиеся ему денежные выплаты и компенсации.
Все вышеперечисленные действия относятся к категории неправомерных. Работник, права которого были нарушены, может обратится за помощью в трудовую инспекцию.
Что такое Федеральная трудовая инспекция
Российское государство контролирует отдельные сферы жизни с помощью федеральных агентств. Одним из таких специально созданных подразделений Министерства труда является федеральная служба по труду и занятости. Она действует через структуру региональных инспекций труда, которые есть в каждом субъекте федерации. Главной задачей этих органов является защита прав официально трудоустроенных россиян и проверка повсеместного следования законодательным нормам.
Что такое трудовая инспекция? Это региональное «представительство» Федеральной службы по труду и занятости, которое выполняет её функции на местах. Очевидно, что одно агентство не справилось бы с защитой 72 миллионов официально трудящихся россиян. Поэтому в каждом регионе есть собственная инспекция труда.
Статистика показывает, что у этих органов довольно много работы. По итогам 2017 года инспекции по всей стране приняли 465 656 обращений граждан (за 2018 год данные пока не опубликованы). Самыми частыми причинами обращений являются:
- задержка заработной платы (30% обращений);
- невыплата расчёта при увольнении (22%);
- незаконные увольнения (7%);
- незаконные удержания из заработной платы (4%).
Следует понимать, что это не профсоюзная, а государственная, бюджетная организация. Её деятельность строго подчинена законодательству, а основная цель — обеспечение трудовых прав, регулирование отношений предпринимателей, организаций и трудоустроенных у них граждан.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ.
Права трудовых инспекторов
Чтобы иметь возможность объективно и в полном объеме выполнять возложенные государством функции, инспекторы по труду наделены на законодательном уровне определенными полномочиями.
Сюда входят:
- Возможность в любое время суток посещать производственные цеха проверяемой компании с целью выявления нарушений. Для этого инспектор обязан иметь при себе служебное удостоверение. Касательно плановых проверок, то для их осуществления необходимо за три рабочих дня уведомить администрацию о начале контрольных мероприятий.
- В процессе выполнения контрольных функций запрашивать в администрации документы, информацию, пояснения касательно проверяемого направления, а также выявленных фактов нарушений трудового законодательства.
- Изымать в качестве образцов (в количествах, достаточных для проведения полноценных анализов и проверок) используемые на предприятии материалы и вещества с целью объективного расследования нарушений либо допущенных несчастных случаев на производстве.