Правила регистрации ккм в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила регистрации ккм в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году в рамках 54-ФЗ ожидаются нововведения, касающиеся внешнего вида чеков, выдаваемых контрольно-кассовой техникой. Они направлены на улучшение читаемости и информативности для потребителей и бизнеса.
Кто освобожден от применения ККТ
Согласно последним поправкам в законодательстве, освобождение предусмотрено для нескольких категорий предпринимателей:
- Индивидуальные предприниматели в образовании и спорте. Индивидуальные предприниматели, предоставляющие образовательные услуги или услуги в области физкультуры и спорта. Это касается тех случаев, когда указанная деятельность является для них основной и имеется соответствующая лицензия.
- Платежные агрегаторы. Те, кто ведет деятельность от имени оператора по переводу средств. Это позволяет упростить процесс проведения транзакций через платёжные системы.
- Пункты приёма вторсырья. Организации, занимающиеся приёмом тары и материалов для вторичного использования (за исключением лома черных и цветных металлов, драгоценных камней и металлов).
Указанные действия направлены на снижение административной нагрузки на определенные категории предпринимателей и упрощение процессов ведения их деятельности. Таким образом, законодательные органы стремятся поддержать малый и средний бизнес, освобождая его от лишних формальностей.
Регистрация и перерегистрация ККТ при замене ФН
Нововведения при перерегистрации ККТ с заменой ФН существенно упрощают эту процедуру для предпринимателей:
- Процесс регистрации стал проще — теперь в заявлении можно не указывать данные, которые уже отправлены в ФНС через оператора фискальных данных в отчете о регистрации. Датой подачи сведений будет считаться дата передачи отчета оператору.
- Аналогичные упрощения касаются перерегистрации техники при замене фискального накопителя. В заявлении достаточно не указывать те данные, которые есть в отчете об изменении параметров регистрации, направленном через ОФД.
- Появилась возможность подавать заявление о регистрации и перерегистрации через портал госуслуг или сайт производителя. Это существенно ускоряет процесс.
- Убедиться, что отчет о регистрации получен ОФД, можно в личном кабинете ОФД.
Улучшения являются частью общей тенденции к цифровизации и упрощению бюрократических процессов, что важно для удобства и экономии времени предпринимателей. Это также помогает обеспечить более эффективный и прозрачный налоговый контроль.
Ответственность при агентских схемах расчета
В 2024 году в силу вступают новые правила, касающиеся ответственности при использовании агентских схем расчетов. Эти правила призваны четче определить ответственность между участниками, что важно для соблюдения налогового законодательства и правил применения контрольно-кассовой техники.
- Проясняется распределение ответственности: если основной платежный агент или субагент использует онлайн кассу для приема платежей при передаче, возврате или обмене товаров, поставщик освобождается от обязанности применять ККТ.
- Устанавливается ответственность поставщика: если платежный агент не применил ККТ при расчетах с покупателем, ответственность за это несет поставщик. Значит, поставщик должен убедиться, что агенты правильно используют технику согласно законодательству.
- Определяется ситуация с субагентами: если ни субагент, ни агент не использовали ККТ, ответственность за это несет агент.
- Уточняются обязанности агентов: агенты обязаны указывать все требуемые реквизиты, в том числе при работе с маркированными товарами. Несоблюдение этих требований может привести к налоговым и административным санкциям.
Таким образом подчеркивается важность правильного применения необходимого оборудования в агентских схемах расчетов и укрепляют налоговый контроль. Такое регулирование помогает предотвратить злоупотребления и обеспечивает соблюдение налогового законодательства.
Как правильно зарегистрировать онлайн-кассу
Процедура регистрации кассовой техники нового образца регламентирована в статье 4.2. вышеупомянутого Федерального закона. Процедура «обкатана» со стороны ФНС и операторов фискальных данных. Закон разрешает выбрать для этого один из удобных предпринимателю способов.
- Заполнить заявление на регистрацию ККТ в бумажном варианте, подать документ в любой налоговый орган, а регистрационную карточку получить по месту регистрации фирмы (в «своей» территориальной налоговой).
- Подать заявление в электронной форме через личный кабинет ККТ на официальном сайте ФНС Российской Федерации. Для этого предпринимателям необходима усовершенствованная электронная подпись – КЭП, без которой никакие электронные документы не принимаются к рассмотрению. Эту КЭП так или иначе нужно будет оформить.
Где смотреть № фискального документа
Решив, где регистрировать кассовый аппарат (ККТ) для ИП или ООО, обратите внимание на порядковый номер чека — это и есть тот код, который требуется указать в окошке «Отчет…» в личном кабинете ФНС. Ну, а чтобы упростить вам задачу, мы в виде таблицы покажем, как же заполнять поля.
Строка |
Необходимая информация |
Фискальный признак |
ФПД или ПД, то есть 10 цифровых символов |
Дата и время |
Точная цифра до секунды |
Номер |
Порядковый № чека |
Попробуйте внести данные в предусмотренные для них графы, и убедитесь, что в этом нет ничего сложного. Все бланки и формы ФНС составляет именно таким образом, чтобы исключить случайные ошибки.
Как подготовиться к регистрации?
В продаже есть большой выбор контрольно-кассовой техники, поэтому первый вопрос, который встает перед собственником бизнеса или руководителем организации, какой кассовый аппарат выбрать, чтобы регистрация онлайн-кассы прошла без проблем и в дальнейшем ей было удобно пользоваться.
Онлайн-кассы должны соответствовать требованиям:
- возможность подключения к интернету для передачи данных о продажах за наличный расчет и через банковские терминалы в ФНС с участием ОФД;
- наличие встроенной программы, дающей возможность расплачиваться банковскими картами;
- наличие фискального регистратора;
- возможность формирования бумажного и электронного чека;
- способность работать со штрих-кодами.
При выборе следует обратить внимание на следующие показатели:
- мобильность;
- будут ли продаваться маркированные товары;
- наличие кассовых программ;
- совместимость с бухгалтерскими программами;
- возможность подключения товароучетной программы.
Что будет за нарушение новых правил применения ККТ
С 1 июля 2023 года реализация сахаросодержащих напитков без применения ККТ повлечет наложение штрафов по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение штрафов в следующих размерах:
- от ¼ до ½ размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей − для должностных лиц организаций и ИП;
- от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей − для организаций.
Если торгующая компания с 1 июля 2023 года проведет реализацию сахаросодержащего напитка через ККТ, не настроенную на продажу подакцизных товаров, ее привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Штрафы по этой норме назначаются в размере:
- от 1 500 до 3 000 рублей − для должностных лиц организаций и ИП;
- от 5 000 до 10 000 рублей − для организаций.
Условия применения ККМ
Согласно новым правилам, применение контрольно-кассовых машин (ККМ) станет обязательным с 1 июля 2024 года для большинства предпринимателей. Вот основные условия, которым нужно будет соответствовать:
1. Сумма выручки предприятия должна превышать установленный порог. Согласно законодательству, применение ККМ обязательно для предприятий с годовой выручкой более 2 миллионов рублей.
2. Вся финансовая отчетность должна быть ведена в электронной форме. Это означает, что кассовый аппарат должен быть подключен к онлайн-системе и передавать данные о каждой операции в ФНС.
3. ККМ должна быть зарегистрирована в ФНС и соответствовать всем требованиям по программному обеспечению и защите от несанкционированного доступа.
4. Операторы кассовых аппаратов должны проходить обучение и получать соответствующую квалификацию от разрешенных организаций.
5. ККМ должна быть использована для всех расчетов с покупателями, включая наличные, безналичные и электронные платежи.
6. Предприниматели должны использовать средства контроля за наличными деньгами, такие как счета с операциями по наличным, чтобы обеспечить полную прозрачность и контроль над денежными потоками.
7. В случае отсутствия связи с ФНС, предприятие должно быть способно продолжать работу с ККМ в оффлайн-режиме и передавать отчетность по завершении связи.
8. Предприниматели обязаны хранить все отчеты и данные, полученные от ККМ, в течение установленного срока (не менее 5 лет).
9. В случае проверки со стороны налоговых органов, предприниматели должны предоставить доступ к ККМ, программному обеспечению и всей отчетности.
Все эти условия направлены на упрощение контроля над денежными потоками и борьбу с теневым бизнесом. Соблюдение новых правил по применению ККМ является необходимым условием для предпринимателей, чтобы избежать административных и финансовых штрафов.
Преимущества применения ККМ
Применение контрольно-кассовых машин (ККМ) ведет к ряду преимуществ для предпринимателей и государства. Вот некоторые из них:
-
Учет операций. ККМ позволяют автоматизировать учет операций, что способствует точности и надежности данных. Благодаря этому предприниматели могут легко отслеживать продажи, возвраты и другие финансовые операции.
-
Соответствие законодательству. Использование ККМ обязательно с 1 июля 2024 года, согласно требованиям Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ. Применение ККМ позволяет предпринимателям быть в соответствии с законом и избежать штрафов и негативных последствий.
-
Улучшение деловой репутации. ККМ создают впечатление организованности и профессионализма у потребителей. Предоставление покупателям чеков помогает повысить доверие к предприятию и укрепить его репутацию.
-
Прозрачность операций. Использование ККМ позволяет иметь ясные и подтвержденные чеками данные о продажах и расходах. Это помогает предпринимателям лучше контролировать свою финансовую деятельность и принимать разумные бизнес-решения.
-
Упрощение учета налогов. ККМ автоматически регистрируют все финансовые операции и генерируют отчеты, которые могут быть использованы для подсчета налогов. Это упрощает процесс учета и помогает предпринимателям соблюдать налоговые правила и требования.
-
Защита от мошенничества. Применение ККМ снижает вероятность мошенничества, поскольку они гарантируют, что все операции регистрируются и контролируются. ККМ также могут иметь специальные функции, например, антифальсификационные механизмы, которые делают мошенничество сложнее.
В целом, применение ККМ является важным шагом для предпринимателей и помогает улучшить учет, соблюдать законодательство и защититься от мошенничества. Внедрение ККМ – это долгосрочное вложение в развитие бизнеса.
Категории ИП, освобожденные от обязательного использования кассы
Работа без кассового аппарата для ИП вполне возможна, если предприниматель относится к одной из следующих категорий:
- ИП, налогообложение которых осуществляется с применением ЕНВД. Такие предприниматели могут вести работу без регистрации и использования ККМ. Сюда относится оказание услуг населению бытового характера:
- Розничная торговля;
- Транспортные перевозки, а также обслуживание автомобилей (помывочные и ремонтные работы);
- Предоставление земли площадок для торговли или рекламы;
- Сдача помещений в аренду и др.
- ИП, использующие в своей работе бланки строгой отчетности. Они строго регламентированы законом и должны иметь реквизиты и оттиск печати предпринимателя. Бланки выступают чеками при продаже товаров.
- ИП без кассового аппарата работают тогда, когда их использование крайне затруднено, к таким случаям относят следующие виды деятельности:
- Купля-продажа ценных бумаг;
- Продажа продуктов питания, напитков, бумажной продукции и др. товаров на улице, на рынках или в киосках (при условии, что их доля превышает 50% общей выручки);
- Продажа проездных билетов водителем или кондуктором в салоне общественного транспортного средства;
- Адвокаты и нотариусы, работающие индивидуально.
- Использование и регистрация кассового аппарата для ИП в налоговой службе не обязательна, когда индивидуальный предприниматель ведет работу на труднодоступных, отдаленных местах, что не позволяет вызвать сотрудника для того, чтобы зарегистрировать технику и ввести ее в эксплуатацию. Сюда следует отнести нефтедобывающие вышки, воздушный транспорт, удаленные станции и др.
Закон о кассовых аппаратах 2016 года для ИП говорит о том, что все остальные предприниматели должны приобрести и зарегистрировать машины перед началом своей деятельности.
Можно попробовать «по старинке»
Если владелец кассы по каким-то причинам не может или не хочет регистрировать ее онлайн, всегда можно обратиться в отделение налоговой по месту регистрации, предоставив заполненный бланк КНД-1110061.
Обратите внимание, это обновленный бланк, ведь в старом КНД-1110021 не было достаточно полей для указания информации о ККТ. Заполняйте только новый бланк!
Собираясь в отделение ИФНС по месту регистрации, подготовьте заранее необходимые документы. Это позволит избежать повторных визитов, с собой возьмите:
- Паспорт ККТ и его копию;
- Паспорт фискального регистратора;
- Документ, который свидетельствует о ваших полномочиях как владельца ИП или как ответственного лица на предприятии;
- Паспорт, удостоверяющий вашу личность.
Вообще по закону документы об удостоверении должности на предприятии не обязательны. Но лучше предъявить их во избежание долгих разговоров в налоговой. Ведь система контроля регистрируемой кассовой техники действует, особенно ощутимы проверки в реальности. Вот почему большинство ИП и вообще владельцев ККТ предпочитает регистрировать их онлайн: это лучший способ избежать «личностного» фактора при проверке документов.
Что сказано о реестре ККТ в Законе 54-ФЗ и Административном регламенте ФНС
Закон № 54-ФЗ устанавливает общий порядок подачи заявления от производителя ККТ на включение выпускаемого устройства (или нескольких устройств) в реестр.
В частности, законом определен перечень передаваемых в ФНС сведений от производителя онлайн-кассы, дополняющих их документов — например, тех, что требуется предоставить в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Закон устанавливает общие сроки регистрации ККТ в реестре (30 дней), определяет порядок действий производителя, который выпустил онлайн-кассу, включенную в реестр ККТ.
Не менее интересный правовой акт — Административный регламент, устанавливающий порядок действий ФНС в рамках выполнения обязанностей по ведению реестра ККТ.
Административный регламент определяет, в частности:
1. Крайний срок завершения процедуры включения ККТ в реестр (либо отказа в осуществлении такого включения) — 120 дней с момента обращения производителя в ФНС.
2. Формы документов для взаимодействия производителя онлайн-кассы и ФНС по вопросам регистрации ККТ в реестре (утверждены в приложениях к Административному регламенту).
3. Детальный перечень документов, направляемых в ФНС при обращении туда по вопросу внесения ККТ в реестр.
4. Порядок предоставления непосредственно образца ККТ для тестирования в ФНС и документов, которые его должны сопровождать — паспорта, руководств, прочей технической документации.
Отметим, что ФНС в регламенте рекомендует распечатывать указанные документы в типографии, а не на обычном офисном принтере (но можно и на нем — и в этом случае каждый сопровождающий онлайн-кассы документ должен быть заверен руководителем фирмы-производителя ККТ).
По регламенту устройство требуется сопроводить образцом кассового чека, распечатанным на чековом принтере ККТ. Примечательно, что обязательно нужно приложить цветные фотографии онлайн-кассы (в регламенте детализированы требования к ними). Требуется также предоставить в ФНС программное обеспечение для онлайн-кассы — на диске или на флэшке.
5. Различные требования к документам (типу бумаги, составу реквизитов), которые направляются в ФНС.
Правомерно, однако, говорить о том, что указанный Административный регламент ФНС будет применять — до установления нового (который пока что даже не анонсирован широкой публике) в части, не противоречащей законодательству. Данный регламент в принципе не предназначен для прочтения, собственно, налогоплательщиком — он для внутреннего пользования в рамках налогового ведомства. Но чтобы понять общие принципы работы специалистов ФНС с онлайн-кассами в части ведения их реестра пользователям, безусловно, имеет смысл обратить внимание на положения регламента.
И у производителя онлайн-касс нет никаких причин, чтобы перед запросом на регистрацию ККТ в реестре, не уточнить в ФНС — какие именно положения регламента актуальны. Запрос можно сделать как устный, так и письменный.
Вполне возможно, что специалисты ФНС дадут в частном порядке инструктаж, в принципе отличный от положений регламента (и, очень вероятно, упрощающий процедуру внесения ККТ в реестр). Любые инициативы по обсуждению такого взаимодействия со стороны производителей ККТ более чем уместны.
Представление документов в ИФНС
После прохождения процедуры оформления в ЦТО организация или ИП должна представить в ИФНС пакет документов.
Группы документов | Подробный перечень |
Заявление | Документ составляется по форме установленного образца |
Учредительные и общие документы предприятия | Оригиналы и копии свидетельства ОГРН (листа учетной записи), ИНН, документа о праве собственности или аренды помещения, в котором будет находится кассовый аппарат |
Документы, предоставленные ЦТО | Договор об обслуживании, акт ввода в эксплуатацию, журнал вызова техника, пронумерованный и прошитый в установленном порядке, пломбирующие марки, голографическая марка сервисного центра |
Документы, сопровождающие ККМ | Накладная на приобретение оборудования, техпаспорт ККМ, заполненный специалистом ЦТО, паспорт ККМ и дополнительный лист к нему, паспорт ЭКЛЗ |
Документы для осуществления работы с техникой | Приказ о назначении кассира, журнал кассира-операциониста, пронумерованный, заполненный, прошитый и заверенный руководителем предприятия либо ИП |
Формы на представителя интересов | Доверенность (документ не требуется для руководителя или ИП, имеющих право представлять интересы без доверенности), паспорт, печать организации |
Наряду с общим перечнем документов, отдел учета ККМ территориального органа ИФНС может запросить представления дополнительных документов.
Регистрация онлайн ККМ через личный кабинет
Постановка касс с онлайн системой передачи информации через личный кабинет налогоплательщика требует предварительной регистрации на официальном сайте ИФНС. Портал содержит подробную инструкцию о порядке проведения процедуры. Для получения доступа и проведения процедуры необходимо оформить квалифицированную ЭЦП. После получения доступа можно осуществить постановку оборудования на учет.
Порядок действий | Описание |
Вход в личный кабинет и вкладку «ККТ» | Необходимо воспользоваться функцией «Зарегистрировать ККТ» |
Вод адреса | Указывают адрес месторасположения, по которому будет расположено кассовое оборудование и наименование точки или офиса |
Данные о кассовом оборудовании | Вносят данные о модели, заводском номере, Марка указывается на основании данных выпадающего списка. Отсутствие типа техники в перечне свидетельствует о несоответствии ККТ требованиям |
Номер фискального накопителя | Указывают данные, имеющиеся в паспорте ККМ |
Режим применения кассы | При использовании оборудования в обычном режиме дополнительная информация не указывается |
Данные об операторе ОФД | Требуется воспользоваться перечнем официально зарегистрированных в ИФНС операторов |
После окончания ввода данных документ необходимо подписать и отправить. По результатам запроса ИФНС должна выслать номер, присвоенный ККМ. Номер необходимо занести в данные оборудования, распечатать чек и произвести окончательное действие – «завершить регистрацию». В личном кабинете производится запись с распечатанного чека о времени регистрации, номеров фискального документа и признака.
Распределена ответственность при агентских схемах расчета
Кто несет ответственность за неприменение ККТ: поставщик или его агент
Широко распространенная агентская схема продажи товаров и услуг позволяет рассчитываться с применением ККТ как поставщику, так и его агенту или субагенту с указанием в кассовом чеке требуемых реквизитов поставщика. Однако не был урегулирован вопрос ответственности за неприменение ККТ поставщиком и его агентами,— теперь это пробел будет устранен.
Во избежание недоразумений следует руководствоваться опубликованными правилами распределения ответственности и до вступления в силу предлагаемых изменений 54-ФЗ.
Поставщик может не применять ККМ, если его агент(ы) как при приеме денежных средств от покупателя, так и при передаче товара покупателю, возврате товара, обмене товара, при любом способе расчета применили ККТ, с указанием в кассовых чеках всех требуемых реквизитов, в т.ч. с маркированной продукцией. В противном случае неприменившим ККТ признается поставщик.
В случае привлечения субагента, если ни субагент, осуществивший расчет по поручению агента, ни агент не применили ККТ, то неприменившим ККТ признается агент.
Если поставщик освобожден от обязанности применения ККТ, то, в случае неприменения ККТ агентом, осуществившим расчет по поручению поставщика, неприменившим ККТ признается агент.
Про чеки агентов на страничке ККТ для агентов.
Категории ИП, освобожденные от обязательного использования кассы
Работа без кассового аппарата для ИП вполне возможна, если предприниматель относится к одной из следующих категорий:
- ИП, налогообложение которых осуществляется с применением ЕНВД. Такие предприниматели могут вести работу без регистрации и использования ККМ. Сюда относится оказание услуг населению бытового характера:
- Розничная торговля;
- Транспортные перевозки, а также обслуживание автомобилей (помывочные и ремонтные работы);
- Предоставление земли площадок для торговли или рекламы;
- Сдача помещений в аренду и др.
- ИП, использующие в своей работе бланки строгой отчетности. Они строго регламентированы законом и должны иметь реквизиты и оттиск печати предпринимателя. Бланки выступают чеками при продаже товаров.
- ИП без кассового аппарата работают тогда, когда их использование крайне затруднено, к таким случаям относят следующие виды деятельности:
- Купля-продажа ценных бумаг;
- Продажа продуктов питания, напитков, бумажной продукции и др. товаров на улице, на рынках или в киосках (при условии, что их доля превышает 50% общей выручки);
- Продажа проездных билетов водителем или кондуктором в салоне общественного транспортного средства;
- Адвокаты и нотариусы, работающие индивидуально.
- Использование и регистрация кассового аппарата для ИП в налоговой службе не обязательна, когда индивидуальный предприниматель ведет работу на труднодоступных, отдаленных местах, что не позволяет вызвать сотрудника для того, чтобы зарегистрировать технику и ввести ее в эксплуатацию. Сюда следует отнести нефтедобывающие вышки, воздушный транспорт, удаленные станции и др.
Закон о кассовых аппаратах 2016 года для ИП говорит о том, что все остальные предприниматели должны приобрести и зарегистрировать машины перед началом своей деятельности.