Профессионально важные качества психолога консультанта и психотерапевта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально важные качества психолога консультанта и психотерапевта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Определение 6

Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.

Определение 7

Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.

Определение 8

Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.

При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.

Личностные качества психологов

Перечисленные качества обеспечивают необходимый багаж знаний, который поможет психологу вести трудовую деятельность. Но, помимо этого, выделяются обязательные личностные навыки. Человек должен быть снисходительным к людям, терпеливым, так как никогда не исключена нестандартная ситуация с клиентом и в любом случае психологи должны сохранять максимальное спокойствие. Для организации рабочего процесса специалист должен обладать следующими особенностями личности:

  • наблюдательность, способность подстраиваться под ситуацию;
  • желание и способность проникнуть в мир другого человека;
  • умение переживать, уважать человека независимо от ситуации;
  • быть заинтересованным не только в себе, но и в каждом клиенте;
  • вызывать доверие;
  • обладать чувством юмора.

Противопоказания к работе психологом

Не каждый человек даже при выраженном желании сможет работать по специальности психолог. Объясняется это тем, что перечень профессиональных качеств психолога включает только те черты, которые нужны для качественного выполнения своих обязанностей. Но, помимо этого, есть черты, которые вступают в роли противопоказаний к деятельности в области психологии. Деятельность специалистов недоступна людям со следующими чертами:

  • незрелость личности;
  • интеллектуальная неграмотность;
  • недостаточное развитие «эго»;
  • нетерпеливость к окружающим;
  • выраженная авторитарность;
  • полное отсутствие эмпатии;
  • ненависть к людям, озлобленность на окружающих;
  • чрезмерно выраженная тревожность;
  • замкнутость;
  • чувство вины;
  • неспособность найти общий язык с собеседником;
  • неуважение к окружающим;
  • наглое поведение;
  • отсутствие мотивации, лень, пассивность;
  • желание манипулировать;
  • психические нарушения;
  • нездоровое отношение к деньгам;
  • большое количество личных проблем.

Чтобы работать психологом-консультантом, недостаточно одного желания. Эта профессия требует очень внимательного отношения к клиенту, определенных знаний, позволяющих находить решение психологических проблем. Все перечисленные профессиональные черты психологов обязательны и для личностного роста как специалиста. Только развивая в себе перечисленные черты, можно стать эффективным консультантом в области психологии.

История изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной психологии

Первые исследования в области психологии профессиональной деятельности появились в конце ХІХ-го — начале ХХ-го века и были направлены на изучение профессионально важных качеств и профессионального отбора представителей профессий, чья деятельность была связана с транспортом и, соответственно, требовала обеспечения безопасности движения. Проблема профессионально важных качеств с первых десятилетий ХХ-го века занимала центральное место в прикладных исследованиях психологов ведущих индустриальных стран [86]. Большую роль в становлении теоретических основ и развитии этой области сыграли Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кеттелл в США; в Великобритании — Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс; во Франции — А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон. В Германии, где особенно бурно развивалась индустриальная психотехника, активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие [40]. В нашей стране работы в области психологии труда и, в том числе, профессиональной деятельности широко развернулись в 20-е годы ХХ-го века. Значительный вклад в развитие отечественной психологии профессиональной деятельности внесли исследования И.М. Сеченова, поставившие вопрос о формировании трудовых навыков человека [122]. Также огромную роль в развитие психологии профессиональной деятельности и проблемы изучения профессионально важных качеств в этом периоде сыграли работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, К.Д. Ушинского, Д.И. Менделеева, Ф.Ф. Эрисмана, Г.И. Россолимо, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна, В.Н. Мясищева [9, 47].

В послевоенный период в России развитию психологии профессиональной деятельности были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бодровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, М.А. Дмитриевой, В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым, А.И. Нафтульевым. По мнению Г.С. Никифорова, на современном этапе основное внимание ученых-психологов уделяется как изучению индивидуальных свойств человека, его состояний и эффективности деятельности, так и вопросам системного обеспечения профессиональной деятельности [5, 84,144].

В настоящее время, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме профессионально важных качеств, теоретические положения о сущности и структуре профессионально важных качеств изучены недостаточно. В существующей литературе отсутствует единый подход к самому термину «профессионально важные качества» (ПВК). Так, наряду с терминов «профессионально важные качества», можно встретить и другие понятия, такие как: профессионально важные признаки, профессионально важные умения, профессионально важные функции, профессионально ценные качества, профессионально значимые качества [54, 70].

В ходе различных психотехнических исследований понятие «профессионально важный признак» включало характеристики психических и психофизиологических функций профессионала. В.И. Медведев указывает, что выполнение любой профессиональной деятельности связано с реализацией целого спектра профессионально важных функций [72].

В.Д. Шадриков под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. При этом к ПВК автор, прежде всего, относит особенности психических процессов. Следует упомянуть, что, ограничивая состав ПВК познавательными и психомоторными способностями, автор показывает механизм перехода психического свойства в профессионально важное качество [145]. Представляется важным отметить, что ПВК рассматриваются как функциональные образования, меняющиеся в процессе деятельности.

По мнению Е.А. Климова, у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Е.А. Климов полагает, что основные профессионально ценные качества формируются только в процессе деятельности и в ней совершенствуются [48].

В.А. Бодров определяет ПВК как совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропологических и физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности [14].

Читайте также:  Инвалиды 3 группы страховые взносы в 2024 году

В.Л. Марищук под ПВК понимает отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению данной профессией [68].

B.C. Мерлин отмечает, что человек в процессе труда, профессиональной деятельности может изменять собственную природу, при этом изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же. Автор делает вывод, что связи между свойствами различны на определенных этапах обучения, освоения и совершенствования в профессиональной деятельности, динамичны и адекватны этим этапам профессионального становления и мастерства. Эти свойства вместе с присущими им разноуровневыми связями и формируют ПВК [74].

Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.

Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:

  • информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
  • возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
  • знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
  • понимание того, как устроена психика;
  • знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
  • инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.

Если вы сомневаетесь в выборе программы, то закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты перезвонят вам и помогут подобрать оптимальную программу под ваши цели, желания и потребности.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями.

Главные профессиональные качества психолога

Тактичность, умение сопереживать, слушать, конечно, очень пригодятся будущему специалисту. Но интеллект и профессионализм — основные характеристики, необходимые для эффективной деятельности. Кроме того, чтобы изучить огромное количество общей и профильной литературы, впитать в себя получаемую информацию, нужно обладать отличной памятью, усидчивостью, логическим мышлением и силой воли.

Эта работа зачастую приводит к эмоциональному перенапряжению. Поэтому человеку, связавшему жизнь с этой профессией, надо уметь абстрагироваться, отгораживаться от проблем пациентов. В противном случае из-за перепадов настроения, плохого сна и недостатка отдыха неминуема депрессия. Психотерапевт обязан иметь крепкое психологическое и физическое здоровье.

Эмпатия — чувство, которое нужно для работы психологом. Способности понимать собеседника и по-настоящему сопереживать ему — неоценимы. Хорошего специалиста отличает толерантность, он всегда сдержан, полностью контролирует свои эмоции.

Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, следует больше читать, постоянно наблюдать за окружающими и много трудиться. Этот доктор, как никто другой, обязан понимать, что недостающие навыки необходимо вырабатывать.

Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.

В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.

Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.

Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.

Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

  • Курсовая работа Профессиональные качества психолога 430 руб.
  • Реферат Профессиональные качества психолога 280 руб.
  • Контрольная работа Профессиональные качества психолога 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

«Профессия психолог идеализируется, обрастает мифами, и психологи предстают в образе эдакого «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональнойролью — уж очень она социально принимаемая. Здесь кроются основные минусы нашей профессии. Это, прежде всего, завышенные требования к нам близких людей, кто из нас хоть раз в жизни не слышал — «Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь (и далее на выбор…)» Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы, прежде всего люди, а потом уже психологи».

Прядкина Елена Георгиевна,
психоаналитик, семейный психотерапевт, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Европейской Ассоциации Психотерапии и Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), руководитель ООО «Профессиональная психологическая помощь».

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
Читайте также:  Как изменится трудовое законодательство в 2023 году: таблица для кадровика

Трудности работы психолога

Каждый день психолог общается с большим количеством самых разных людей. У всех свои истории, тайны, проблемы. Некоторые хотят выплакаться, облегчить душу. Другие приходят за советом, ободрением, поддержкой. К каждому человеку психолог должен проявить такт, найти ключик к сердцу. Это требует интенсивной сосредоточенности спокойствия, выдержки.

Такое чрезмерное общение с людьми может привести к эмоциональному выгоранию. Человек желает оградиться от всего мира, становится черствым и равнодушным к проблемам других, идет на работу как на каторгу. Поэтому, профессиональный психолог – это также человек, умеющий блокировать психику, обладающий эмоциональной устойчивостью, готовый к постоянному контакту с людьми.

Психолог постоянно развивает свои умения и душевные качества, совершенствуется, не останавливается на достигнутом. Он посещает тренинги и семинары, следит за открытиями в мире психологии, осваивает новые горизонты.

Именно такие, заинтересованные в своей профессии и клиентах психологи, обладающие оптимизмом, открытостью, энергичностью, вселят уверенность и дадут нужный жизненный ориентир.

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Определение 6

Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.

Определение 7

Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.

Определение 8

Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.

При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

В чем разница c психотерапевтом

Как психотерапевты, так и психологи проводят и психотерапию, и исследования, но между этими двумя профессиями есть существенные различия.

Первое различие заключается в образовании: психотерапевт имеет медицинское образование и является врачом, а психолог – бакалавр, магистр или доктор наук по психологии. Второе отличие заключается в том, что психотерапевт может назначать лекарства, а психолог — нет.

Если вы пытаетесь выбрать одну из двух профессий, вам нужно будет определить, предпочитаете ли вы оценивать, диагностировать, лечить и предотвращать психические заболевания и иметь возможность назначать лекарства своим пациентамили вы предпочитаете проводить психотерапию, проводить психологические тесты и проводить исследования.

Психологи обычно диагностируют психические расстройства и работают с врачами, чтобы те могли определить лекарственные препараты для пациентов, когда психотерапевт может этого не делать. Они являются частью услуг в сфере здоровья, при этом психотерапевт может даже не иметь знаний или академической подготовки, которую имеет психолог. Возможно, вы слышали термин «клинический психолог»? Клинический психолог — это специалист по психическому здоровью, который имеет специальную подготовку и может диагностировать психические заболевания и выявлять хронические поведенческие проблемы.

У психотерапевтов есть свои преимущества. Психотерапевт — это тот, кто может консультировать и помогать вам с чувствами и решениями проблем в рамках системы здравоохранения. На самом деле, психотерапевт может быть гораздо более гибким, потому что он не строго связан с ограничениями и поэтому он работает с гораздо более разнообразными методами. Психотерапевты могут также включать в себя консультантов по вопросам брака или отношений или тех, кто работает в социальных учреждениях, помогая людям с ограниченными возможностями приспособиться. Вы также можете найти специалистов, которые работают в рамках определенных методов психотерапии.

Психологи, с другой стороны, могут охватывать большое количество различных профессий. Сюда часто включают и социальных работников, и различных консультантов. Из-за этого они могут иметь квалификацию в различных областях, включая доктора наук, магистра или бакалавра психологии. Хотя они могут также предоставлять помощь и поддержку, функции психолога совершенно разные в зависимости от области его компетенции и уровня квалификации.

Каждый из этих двух типов специалистов больше концентрируется на одном из аспектов психического здоровья

Психотерапевты чаще обращают внимание на признаки и симптомы психического заболевания, в то время как психологи больше внимания уделяют оказанию помощи в решении проблем, которые могут быть новыми для вас. Хотя оба специалиста делают и то, и другое, но у них разная специфика

Еще одно отличие в том, что психотерапевт может больше рассматривать вашу проблему с точки зрения работы мозга, в то время как психолог может лучше понимать практические аспекты ваших проблем. Психотерапевт может больше сосредоточиться на перестройке работы мозга, в то время как психолог больше заботится о том, чтобы помочь вам понять ваши чувства и управлять ими, а также помочь вам сделать лучший жизненный выбор. Опять же, оба они делают все эти вещи, но именно акцент, который они делают на каждом из аспектов вашей жизни, раскрывает разницу между ними.

Читайте также:  Норматив Потребления 🚰 Воды в 2023 Году на 1 Человека Без Счетчика

История изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной психологии

Первые исследования в области психологии профессиональной деятельности появились в конце ХІХ-го — начале ХХ-го века и были направлены на изучение профессионально важных качеств и профессионального отбора представителей профессий, чья деятельность была связана с транспортом и, соответственно, требовала обеспечения безопасности движения. Проблема профессионально важных качеств с первых десятилетий ХХ-го века занимала центральное место в прикладных исследованиях психологов ведущих индустриальных стран [86]. Большую роль в становлении теоретических основ и развитии этой области сыграли Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кеттелл в США; в Великобритании — Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс; во Франции — А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон. В Германии, где особенно бурно развивалась индустриальная психотехника, активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие [40]. В нашей стране работы в области психологии труда и, в том числе, профессиональной деятельности широко развернулись в 20-е годы ХХ-го века. Значительный вклад в развитие отечественной психологии профессиональной деятельности внесли исследования И.М. Сеченова, поставившие вопрос о формировании трудовых навыков человека [122]. Также огромную роль в развитие психологии профессиональной деятельности и проблемы изучения профессионально важных качеств в этом периоде сыграли работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, К.Д. Ушинского, Д.И. Менделеева, Ф.Ф. Эрисмана, Г.И. Россолимо, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна, В.Н. Мясищева [9, 47].

В послевоенный период в России развитию психологии профессиональной деятельности были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бодровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, М.А. Дмитриевой, В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым, А.И. Нафтульевым. По мнению Г.С. Никифорова, на современном этапе основное внимание ученых-психологов уделяется как изучению индивидуальных свойств человека, его состояний и эффективности деятельности, так и вопросам системного обеспечения профессиональной деятельности [5, 84,144].

В настоящее время, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме профессионально важных качеств, теоретические положения о сущности и структуре профессионально важных качеств изучены недостаточно. В существующей литературе отсутствует единый подход к самому термину «профессионально важные качества» (ПВК). Так, наряду с терминов «профессионально важные качества», можно встретить и другие понятия, такие как: профессионально важные признаки, профессионально важные умения, профессионально важные функции, профессионально ценные качества, профессионально значимые качества [54, 70].

В ходе различных психотехнических исследований понятие «профессионально важный признак» включало характеристики психических и психофизиологических функций профессионала. В.И. Медведев указывает, что выполнение любой профессиональной деятельности связано с реализацией целого спектра профессионально важных функций [72].

В.Д. Шадриков под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. При этом к ПВК автор, прежде всего, относит особенности психических процессов. Следует упомянуть, что, ограничивая состав ПВК познавательными и психомоторными способностями, автор показывает механизм перехода психического свойства в профессионально важное качество [145]. Представляется важным отметить, что ПВК рассматриваются как функциональные образования, меняющиеся в процессе деятельности.

По мнению Е.А. Климова, у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Е.А. Климов полагает, что основные профессионально ценные качества формируются только в процессе деятельности и в ней совершенствуются [48].

В.А. Бодров определяет ПВК как совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропологических и физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности [14].

В.Л. Марищук под ПВК понимает отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению данной профессией [68].

B.C. Мерлин отмечает, что человек в процессе труда, профессиональной деятельности может изменять собственную природу, при этом изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же. Автор делает вывод, что связи между свойствами различны на определенных этапах обучения, освоения и совершенствования в профессиональной деятельности, динамичны и адекватны этим этапам профессионального становления и мастерства. Эти свойства вместе с присущими им разноуровневыми связями и формируют ПВК [74].

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

Каким должен быть современный психолог

Мы решили взглянуть на портрет психолога нашего времени. На основании наблюдений рекрутинговой компании World Staff, а также анализа украинского рынка труда, портрет профессионала данного направления получился таким.

Согласно данным сайтов по поиску трудоустройства, в основном работу психолога ищут женщины с высшим образованием, что показали 84% всех резюме, а также опытом работы в данной сфере до 2 лет – 72% резюме соответственно. Работу в Киеве ищут 52% соискателей на позицию психолога, 76% — на полную занятость.

Вариации трудоустройства психолога могут быть различны. Ими могут служить как специализированные центры, которые оказывают соответственные услуги, так и в штаты организаций и предприятий другого профиля, такие как – клинический психолог, школьный психолог, специалист по психологии труда на производстве и так далее.

В бизнесе психолог изучает влияние психологических, а также организационных факторов производства на деятельность работников фирмы или предприятия с целью разработать мероприятия по улучшению условий их труда и повышения эффективности работы.

Основные требования, которые выдвигает работодатель к потенциальному кандидату:

  • высшее образование (психологическое);
  • опыт работы свыше 1 года;
  • знание ПК;
  • знание иностранного языка (в западных компаниях);
  • представительный внешний вид;
  • отличные коммуникативные навыки;
  • знание социальной психологии, психологии труда и управления;
  • владение методикой изучения психологических особенностей трудовой деятельности работника.

Основные обязанности психолога:

  • анализ психологического состояния работников, а также трудовых процессов;
  • непосредственное участие в постановлении задач социального развития;
  • изучение нарушений трудовой дисциплины, текучести кадров, малоэффективного труда, а также определение путей устранения причин, которые их вызывают;
  • изучение зарубежного и отечественного передового опыта работы психологов;
  • участие в оценке персонала и аттестациях;
  • оценка соискателей при приеме на работу;
  • консультация руководства предприятия по социально-психологическим проблемам управления производственным процессом и социального развития коллектива, и работников, которые занимаются трудовыми и кадровыми вопросами.

Зачастую, психолог подчиняется руководителю HR отдела, в некоторых случаях – директору. В подчинении у психолога никого нет. Также он может совмещать функции менеджера по оценке или подбору персонала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *