Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.

Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?

Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:

  • не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
  • не подал исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
  • не предъявил исполнительный документ к исполнению.

Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.

I. Какой долг безнадежен

Безнадежными долгами, согласно п. 2 ст. 266 НК РФ, признаются:

а) долги, по которым истек срок исковой давности,

б) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации,

в) долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Возможно ли списание налоговой задолженности?

По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:

  1. в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
  2. в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
  3. если гражданин признан банкротом
  4. если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
  5. если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
  6. в иных случаях

Альтернативные варианты списания налоговых долгов

Если платить долги по налогам нечем, можно попробовать подождать, пока ФНС обратится в суд, передаст документы приставам и признает задолженность безнадежной. Но на это уйдут годы. Всё это время придется сталкиваться с различными проблемами: от блокировки счетов до запрета на выезд за пределы РФ.

Более реальный вариант легально избавится от налоговой задолженности – пройти через процедуру банкротства. Она возможна как для обычных граждан, так и для тех, кто зарегистрирован в качестве предпринимателя. Одновременно через нее можно списать и другие долги: по кредитам, займам, коммунальным платежам, штрафам и т. д.

В России существует два варианта банкротства: стандартное (судебное) и внесудебное. Без обращения в суд процедура проводится через МФЦ. Этот способ признания гражданина несостоятельным доступен только при одновременном выполнении 3 условий:

  • сумма долгов составляет от 50 до 500 тыс. руб. без учета неустоек;
  • в отношении гражданина приставы прекратили взыскание из-за отсутствия средств и имущества;
  • после завершения предыдущего дела сотрудники ФССП не возбуждали новое.

Для начала внесудебного банкротства нужно подготовить заявление, список кредиторов и обратиться в МФЦ.

Судебное банкротство проводится через арбитражный суд с привлечением финансового управляющего. В этом случае возможно несколько ее исходов:

  • Заключение мирового соглашения. Возможно, если должнику и кредиторам удастся договориться о решении проблемы с задолженностью, например, за счет предоставления отступного.
  • Реструктуризация. В этом случае утверждается план выплаты долгов за период до 3 лет. Она имеет смысл для тех, кто за этот срок способен погасить всю задолженность или большую ее часть и хочет сохранить собственность.
  • Реализация имущества. Эта процедура предусматривает продажу всей собственности должника, кроме личных вещей и единственного жилья. Вырученные деньги направляются управляющим на выплаты кредиторам. После проведения расчетов утверждается отчет и рассматривается вопрос об аннулировании невыплаченных долговых обязательств.

Комментарий к Статье 59 НК РФ

В соответствии с п. 38 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 59 НК РФ, устанавливающая порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам, изложена в новой редакции.

В статью внесена лишь одна существенная поправка — порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам теперь будет распространяться и на списание сумм штрафов (ранее было возможным списание сумм недоимки по налогам, сборам и пеням).

Так, в Письме МНС России от 29 апреля 2002 г. N АС-6-29/641@ указано:

«Списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Налоговым кодексом РФ не предусмотрено».

Новой редакцией ст. 59 НК РФ предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам;

исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями — по региональным и местным налогам (п. 1 ст. 59 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 59 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 100).

Порядок признания задолженности по региональным и местным налогам установлен исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями. Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 622-ПП «О списании безнадежной задолженности».

Представляется, что до закрепления порядка списания безнадежных сумм штрафов в Постановлении N 100 (либо ином нормативном правовом акте Правительства РФ), а также в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций претендовать на списание сумм штрафов будет невозможно.

Комментарий к Ст. 59 НК РФ

В соответствии со ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Напомним, что в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях;

Читайте также:  Может ли пенсионер московской области ездить бесплатно на ласточке

признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих вышеперечисленные обстоятельства, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

На основании п. 5 ст. 59 НК РФ Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» утверждены:

а) Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию;

б) Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. согласно положениями пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Комментарий к статье.

Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени. Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.

Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.
В Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016 указано, что институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179 отмечено, что исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списании обязательного наличия судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.
Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

Читайте также:  ИНН. Где узнать и как получить индивидуальный номер налогоплательщика

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Кто интересуется долгами

Есть у компании долги перед налоговой или нет — не тайна, любой может узнать об этом. Обычно долги проверяют:

«Банк не открывает счет» — в статья в Деле

  • банки, чтобы понять, можно ли открывать счет или нет. Если долги есть, банк отказывает в счете;
  • поставщики или клиенты. Возможно, из-за крупного долга клиенты не рискнут связываться с компанией. Вдруг компания не выполнит обязательства по сделке или налоговая заподозрит в ней однодневку. В любом случае это кажется рискованным;
  • инвесторы. Допустим, инвестор планирует выкупить компанию, а у компании полмиллиона рублей долга. Долг может показывать ненадежность компании или снизить ее стоимость;
  • заказчики тендеров. Из-за долга есть риск лишиться возможности побороться за тендер.

Заказчики негосударственных тендеров вправе требовать от участников, чтобы у них не было долгов по налогам. Для гостендеров отсутствие долгов — обязательное требование. Это описывает 44 ФЗ, закон о госзакупках.

Если компания переплатила налоги, переплату можно вернуть. Но если у компании висит долг перед налоговой, вернуть переплату труднее.

Есть несколько способов узнать о долге компании. Самые частые такие: доброжелатель проверяет компанию через сервис налоговой или просит у компании справку от налоговой, где та напишет о долгах.

Проверка через сервис занимает две минуты: вы вбиваете ИНН, и сервис показывает, что с долгами. Суммы долга не видно, но видно, что он есть.

На какие долги распространяется амнистия

Государство в целях поддержки финансового состояния населения и оптимизации бюджета принимает решения о прощении обязательств по отчислениям в бюджет. Обязательства по платежам населению уже прощались в 2015 и 2017 годах; как часто бывает налоговая амнистия, сказать сложно, — закономерность ее проведения не прослеживается, процедуру осуществляют по мере необходимости. На фоне резкого колебания иностранной валюты в 2015-2020 гг. люди задаются вопросом, будет ли налоговая амнистия в 2020 году и на кого она распространит действие.

Неблагоприятные финансовые процессы в стране, пандемия, которая усугубила ситуацию, вызвали необходимость в проведении амнистии по налогам физических лиц в 2020 году и прощении обязательств по обязательным платежам индивидуальным предпринимателям. Инициатор процедуры — глава государства, он подписал указ президента о списании налогов и пени в 2020 году, впоследствии опубликовали федеральный закон и внесли изменения в действующие нормативные акты.

Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

пп.1 ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 240-ФЗ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ; от 29.07.2018 № 232-ФЗ)

пп.2 признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

пп.2.1 признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ)

пп.3 смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

пп.4 принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

пп.4.1 вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.12.2018 № 493-ФЗ)

пп.4.2 снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ)

пп.4.3 принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 493-ФЗ)

пп.5 в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Безнадежная задолженность: признать или не признать

Исполнительное производство Если организация обратилась в суд за взысканием задолженности, имеет на руках положительное судебное решение, задолженность подлежит взысканию в порядке исполнительного производства, то такую задолженность признать безнадежной можно, только если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением пристава об окончании исполнительного производства, либо при ликвидации должника. Признать такую задолженность безнадежной в связи с истечением срока исковой давности нельзя. (Письмо Минфина России от 28.11.2014 г. № 03-03-06/1/60843).
Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ Если должник ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ по иным основаниям, то задолженность признается безнадежной на дату записи в ЕГРЮЛ, даже если срок исковой давности еще не прошел. (Письмо Минфина России от 08.12.2016 г. № 03-03-06/1/73076).
Реорганизация Если должник прекратил деятельность по причине реорганизации, то такая задолженность не может быть признана безнадежной, т.к. согласно ст. 58 ГК РФ по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица существует правопреемство. (Письмо Минфина России от 06.09.2016 г. № 03-03-06/1/52041. Финансисты считают, что задолженность должника, прекратившего деятельность по причине слияния с другим юридическим лицом, не может быть признана безнадежной.
Банкротство Списание задолженности при банкротстве юридического лица возможно только при окончании конкурсного производства, даже если срок исковой давности истекает в период банкротства, на это специалисты Минфина указывали еще в письме от 06.06.2016 г № 03-03-06/1/73076.
Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

На какие долги распространяется амнистия

Государство в целях поддержки финансового состояния населения и оптимизации бюджета принимает решения о прощении обязательств по отчислениям в бюджет. Обязательства по платежам населению уже прощались в 2015 и 2017 годах; как часто бывает налоговая амнистия, сказать сложно, — закономерность ее проведения не прослеживается, процедуру осуществляют по мере необходимости. На фоне резкого колебания иностранной валюты в 2015-2021 гг. люди задаются вопросом, будет ли налоговая амнистия в 2021 году и на кого она распространит действие.

Неблагоприятные финансовые процессы в стране, пандемия, которая усугубила ситуацию, вызвали необходимость в проведении амнистии по налогам физических лиц в 2021 году и прощении обязательств по обязательным платежам индивидуальным предпринимателям. Инициатор процедуры — глава государства, он подписал указ президента о списании налогов и пени в 2021 году, впоследствии опубликовали федеральный закон и внесли изменения в действующие нормативные акты.

Налоговый кодекс РФ, как указано выше, устанавливает далеко не исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых долги признаются безнадежными. Такими случаями являются:

  • ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
  • смерть физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ , — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Недоимка по налогам и сборам

В данном контексте термин «недоимка» используется в специальном значении, определенном п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. Таким образом, под недоимкой следует понимать сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Следует отметить, что наличие в документах внутриведомственного контроля сведений о какой-либо задолженности, в том числе и по штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков . Доводы налогоплательщика, к примеру, о том, что сведения лицевого счета о наличии задолженности создают препятствия для ведения экономической деятельности, поскольку влияют на возможность получения кредита, как правило, во внимание не принимаются (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 13 мая 2005 г. по делу N А36-287/12-04).

См. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17 октября 2007 г. N Ф08-6204/2007-2532А, от 2 октября 2007 г. N Ф08-6427/2007-2383А, ФАС Западно-Сибирского округа от 11 января 2006 г. по делу N Ф04-9313/2005(18273-А27-15), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2008 г. N 17АП-2348/2008-АК.

Что признается налоговой недоимкой на федеральном уровне? Согласно Постановлению N 100 признаются безнадежными к взысканию и списываются:

  • недоимка по федеральным налогам и сборам;
  • задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам;
  • задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., а также начисленные по ней пени и штрафы.

Состав документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности

Состав документов зависит от основания, по которому недоимка списывается, а также от причины появления самой недоимки. Следует отметить, что неудачное изложение п. 4 Постановления N 100, устанавливающего данный перечень, теоретически позволяет представителям налоговой администрации требовать от налогоплательщика подачи всех перечисленных в нем документов. Соответственно, получается, что при признании недоимки безнадежной в связи с ликвидацией организации от налогоплательщика могут потребовать представить в том числе копию свидетельства о смерти физического лица. Конечно, такое требование абсурдно, но на сегодняшний день оно прямо не запрещено.

Кроме того, установленный п. 4 Постановления N 100 перечень не является исчерпывающим и допускает необходимость представления неких «иных документов, определяемых Министерством финансов Российской Федерации и государственными социальными внебюджетными фондами». Состав этих документов можно найти в уже упоминавшемся Приказе N 72н.

Исковое заявление о признании задолженности безнадежной к взысканию образец

Федерального закона от Налоговая служба даже оперативно утвердила порядок списания этих долгов Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утв. Приказом ФНС России от Однако сам процесс идет со скрипом. Так, некоторые налоговики заявляют, что списать как безнадежную можно только ту задолженность, которая возникла после вступления в силу этого дополнения то есть с Поэтому, даже если задолженность возникла до Но самая главная проблема заключается в том, что порой организации или предприниматели не знают, как правильно заявить требования в суде.

Ведь списать такую задолженность можно только на основании судебного акта, где указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания подп.

Срок взыскания истек сто раз. Мы неоднократно просили в инспекции выдать нам справку без этой задолженности. Говорят нам: обращайтесь в суд с иском о списании этой задолженности. Или это дело налоговой? Самара Мы проанализировали сложившуюся за год практику. Сразу скажем, что до ФАСов дошло слишком мало дел, можно сказать, единицы. Зато в первой и апелляционной инстанциях было принято достаточно много решений в пользу организаций. Но были и такие, где организациям отказали в удовлетворении их требований.

Посмотрим, что нужно сделать, чтобы суд вынес нужное вам решение, и как отразить списание задолженности в учете. Разумеется, вы получите справку, в которой будет указана не погашенная вами задолженность с момента создания компании. Приказом Минфина России от Мы платить точно не будем, но нам надо, чтобы нас перестали дергать по этому вопросу.

Уже и поправку в НК внесли. Какие же им нужны основания для списания этой задолженности? Москвы от Такое решение суда будет основанием для того, чтобы налоговики списали с вас безнадежную задолженность подп. Имейте в виду, если в суде вы будете говорить, что указание в справке задолженности, которую налоговики взыскать не могут, делает невозможным ваше участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов либо иным образом препятствует предпринимательской деятельности, нужно быть готовым доказать это.

Например, можно представить письма, которыми вам отказано в получении кредита или в допуске к участию в конкурсе на право заключения госконтракта из-за наличия в справке задолженности перед бюджетом. Но если наряду с таким требованием вы будете еще заявлять и другое, например об обязании выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания долгов, сроки взыскания которых истекли, то суд ваше заявление рассмотрит.

Суд вам на это скажет, что он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания, и не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие такого решения. Это прерогатива налоговой инспекции. Кстати, о том, что инспекция подала на вас в суд, вы узнаете. Ведь она должна направить вам копию искового заявления ч. Кроме того, вам должна прийти из суда копия определения о принятии искового заявления налоговиков к производству ч.

Направить в суд отзыв на исковое заявление и указать в нем, что вы возражаете против заявленных требований, поскольку инспекция утратила возможность взыскать с вас эту задолженность, так как пропустила все сроки для взыскания ч.

Но это выгодно и самим организациям, поскольку им не надо думать над тем, с каким иском обратиться в суд, чтобы он вынес решение с формулировкой, необходимой для списания зависшей задолженности как безнадежной. Так что налогоплательщикам этих регионов можно только позавидовать. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. Вы должны отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете на дату вынесения инспекцией решения.

Заметим, что ни в Порядке списания задолженности, ни в ст. Налоговый учет Списанная безнадежная кредиторская задолженность по налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль. Таким образом, списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСНО, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, налогу с продаж, налогу на реализацию ГСМ, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам как действующим, так и отмененным не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *