За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Вопросы уведомления и государственной регистрации
Большое значение имеют вопросы уведомления и регистрации, возникающие при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд, так как с этими действиями законодатель связывает наступление определенных правовых последствий для правообладателя земельного участка (ст. 280 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ), а также возможность фактического изъятия участка для публичных нужд.
Статья 279 ГК РФ определяет, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Земельный кодекс РФ расширяет круг лиц, которые должны быть уведомлены об изъятии. Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ не только собственники, но и землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены об изъятии земли, в том числе путем выкупа, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия. Но законодатель не определяет порядок уведомления в случае смены правообладателя, например, в связи с наследованием, реорганизацией юридического лица либо в случае изъятия земельного участка, обремененного рентой, когда затрагиваются права и интересы третьих лиц.
Следовательно, в законодательстве по данному вопросу имеется пробел, что ставит перед судебными органами задачу сформулировать судебные правила в защиту публичных или частных интересов. Полагаем, что при изъятии у собственника земельного участка, обремененного рентой, об этом должен уведомляться залогодержатель, с учетом законных интересов которого должен решаться вопрос о выкупе участка и ренты, а в случае судебного порядка изъятия залогодержатель должен привлекаться для участия в деле в качестве третьего лица.
Следует отметить, что Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ предусматривает иной срок и порядок уведомления при изъятии земельного участка, что находится в противоречии со ст. 279 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ. При наличии указанной коллизии перед судебными органами возникнет серьезная проблема в выработке судебных правил для преодоления существующего противоречия.
Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:
- Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
- По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
- По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
- Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
- В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
- Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.
Новый порядок процедуры изъятия земель
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2018 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Комментарий к Статье 54 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства; прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 49 — 51).
Из самого названия статьи явствует, что в ней речь не идет о порядке лишения права собственности на земельные участки. Оно регламентировано гражданским законодательством. Точно так же в порядке, установленном ГК РФ, происходит прекращение права аренды по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования арендатором земельного участка.
Случаи, которые относятся к использованию земельного участка с нарушением законодательства и могут служить основанием прекращения права на земельный участок, перечислены в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 г.
В соответствии с ними решение об изъятии земельного участка принимается в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти (предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, акта проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения, иных документов, связанных с результатами проверки выполнения указанного предписания). Решение об изъятии земельного участка принимается в 2-месячный срок со дня поступления указанных документов и должно содержать: основание для изъятия земельного участка; наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению; кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.
Рассмотренный порядок прекращения права на земельный участок применяется в случае, предусмотренном п. 2 комментируемой статьи; в остальных случаях исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления требование об изъятии земельного участка направляет в суд.
Выявление же нарушений требований законодательства об использовании земельных участков осуществляют органы государственного земельного надзора.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре надзор за соблюдением требований законодательства: об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; об обязательном использовании в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; исполнении обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
———————————
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1 (ред. от 12 марта 2016 г.).
Государственный земельный надзор за соблюдением: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, — осуществляет Россельхознадзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и Росприроднадзор — в отношении всех иных земель. Кроме того, Россельхознадзор осуществляет надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а также требований в области мелиорации земель на указанных землях; а Росприроднадзор — за соблюдением обязанностей по рекультивации земель и соблюдением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 г. N 851. Согласно этой форме, в таком предписании, в частности, указываются: где, кем и когда проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства; описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, ссылки на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность; срок, до которого организации, должностному лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину предписывается устранить указанное нарушение. В предписании указывается также, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения лицо, которому выдано предписание, вправе представить должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении срока устранения нарушения, и документы, справки, иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения.
В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, либо исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ).
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику
-
-
возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
-
по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
-
Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке (ст. 242 ГК РФ).
Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
Другой комментарий к статье 284 Гражданского Кодекса РФ
1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.
В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.
Конфискация земельных участков
Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.
Статья 50. Конфискация земельного участка Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).
В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом. Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:
- Выносится приговор;
- Принимается судебное решение о конфискационных действиях.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Судебная практика по статье 8.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД16-246 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-21238 от 27.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-3776 от 18.05.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-71/13 от 25.03.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-3007 от 30.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 77-АД17-6 от 22.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-6 от 03.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-11870 от 09.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД16-34 от 27.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-5 от 26.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
- Первая
- «
- Последняя
Ответственность за ненадлежащее использование участка
Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.
Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:
- признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
- признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
- отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
- привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.
Конфискация земельного участка
В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:
- нецелевое использование надела;
- земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
- санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
- неиспользуемый надел;
- через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
- на земле планируется строительство объектов снабжения;
- на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.
Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.
Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).
Статья 51. Реквизиция земельного участка
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).
Статья 66. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с
законодательствомРоссийской Федерации об оценочной деятельности.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок действий при реквизиции:
- Готовится документ об отчуждении государственной службой.
- Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
- При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.