НПА — это… Понятие и виды нормативно-правовых актов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НПА — это… Понятие и виды нормативно-правовых актов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:
- Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
- Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.
Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.
Основная отличительная черта нормативно-правового акта заключается в том, что обычно он рассчитан на широкий круг граждан. Также выделяются следующие признаки:
- Может быть разработан только структурой, имеющей на то полномочия.
- В тексте указываются определенные поведенческие нормы.
- Для вступления в силу используется определенные порядок.
- Прочитать всю важную информацию можно в соответствующей бумаге.
- Основное направление – регулирование отношений внутри или между различными категориями граждан.
- Основным создателем является государство.
- Входит в законодательную систему страны.
Эти признаки во много повторяют описание законов. Однако основное отличие между двумя типами документов заключается в их юридической силе, особенностью использования и наказанию в случае нарушений.
Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Сравнивая эти понятия, нужно исходить из их буквального толкования, то есть понимания. Так, нормативный правовой акт – это документ, в котором содержатся конкретные правила поведения. правоприменительной акт – это документ, в котором содержится ситуационное применение установленных норм на практике.
Примеры правоприменительных актов – это решения судов. Так, в Уголовном кодексе предусмотрено, что мошенничество – это преступление, по которому преступнику присуждается уголовное наказание. По возбужденному уголовному делу конкретный преступник, который совершил конкретное действий, квалифицирующееся как мошенничество, получает уголовное наказание, размер которого определяет суд. Такой Приговор суда является актом правоприменения.
Правоприменительными актами также будут считаться приказы о дисциплинарном нарушении, о награждении государственными наградами.
Принято считать, что действие законов разделяется на действие в пространстве, по кругу лиц и по времени. давайте рассмотрим каждый из них:
- Действие в пространстве. Законы РФ действуют на территории государства. Под территорией государства подразумевается – сухопутное, водное и воздушное пространство, а также континентальный шельф и экономическая зона. Термин «действие законов в пространстве» непосредственно связано с понятием «государственного суверенитета».
- Действие по кругу лиц. По общему правилу правовые акты действуют на всех лиц. Однако некоторым лицам приписывается разный объем прав – гражданам РФ, лицам без гражданства и иностранным гражданам. Так, иностранные граждане не могут в РФ занимать государственные должности.
- Действие по времени. Законы распространяют свое действие только с момента их вступления в силу. Если иное не указано в самом акте, то они не распространяются на отношения, возникшие до принятия той или иной нормы права. Однако, если закон предусматривает привилегированное (лучшее) условие для субъекта, то он будет распространяться на отношения, возникшие до принятия НПА.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Виды нормативных правовых актов (на примере РФ)
В юридической литературе нормативные правовые акты принято делить по юридической силе на два вида — законы и подзаконные акты.
Закон — нормативный акт, обладающей высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти (парламентом) либо на референдуме и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.
Для закона характерны следующие черты:
- — он обладает высшей юридической силой по сравнению с подзаконными и иными актами;
- — принимается посредством специальной процедуры — законодательного процесса, который регламентирован в ст. 104-108 Конституции РФ;
- — принимается Федеральным Собранием РФ (парламентом) или на референдуме.
- — регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения, в связи с чем обладает наибольшей стабильностью.
Статья как структурная единица закона
Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.
Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.
В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.
В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.
Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.
Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.
Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.
В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.
Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).
Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).
Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.
К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.
Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.
Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:
- преамбула;
- разделы;
- главы;
- статьи;
- пункты.
Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:
Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт – НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
Согласно субъекту, издающему НПА – акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.
Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.
Нормативные правовые акты Российской Федерации
В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.
В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:
- Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
- Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
- Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
- Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.
Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного?
Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшей сферы общественной, социальной и экономической жизни населения.
Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.
Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.
Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости. Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.
Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.
Общие правила нормативных актов и ненормативных актов
Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:
- Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
- Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
- Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
- Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.