Покупка б/у авто в салоне: подводные камни
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Покупка б/у авто в салоне: подводные камни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретение подержанного авто у официальных дилеров является достаточно открытой процедурой. Оформлением всей документации занимаются менеджеры автомобильных салонов. С другой стороны, они не несут никакой ответственности за машину, поэтому покупателю следует проявлять максимальную осторожность.
Плюсы и минусы автосалонов официальных дилеров
Покупка подержанного автомобиля у ОД имеет ряд преимуществ:
- Юридическая чистота. «Официалы» дорожат репутацией и всегда проверяют машину перед покупкой;
- Диагностика авто при приёмке. Квалификация мастеров у ОД на порядок выше, чем в обычном салоне;
- Сервис. Консультация клиента грамотная, без агрессии и навязывания конкретной модели. Некоторые салоны предоставляют толщиномер для того, чтобы клиент мог убедиться, что авто не перекрашено;
- Гарантия. В случае с ОД эта опция доступна. При выявлении существенного дефекта вам отремонтируют машину или вернут деньги после покупки.
К минусам можно отнести:
- Отсутствие тест-драйва. Скорее всего, вам откажут проехать на машине. Причина в том, что авто без страховки, да и пробег увеличивать салон не захочет;
- Вам не позволят провести проверку «по всем правилам» – измерить компрессию, выкрутить свечи;
- Очередь на интересующую модификацию может продлиться несколько месяцев. «Серый» дилер может предложить модели, которых нет в официальной продаже;
- Стоит ТС намного дороже. Дилерские салоны неохотно снижают цену. Мелкие фирмы разрешают покупателю торг с продавцом.
Конечно, покупка нового автомобиля является важным событием для каждого человека. Такой личный транспорт не только выглядит солиднее, но и имеет большое количество преимуществ. Он не ворован, не разбит, не числится в угоне, не имеет замаскированных недостатков, детали фирменные, все в достойном рабочем состоянии. К тому же предоставляется гарантия и бесплатное обслуживание.
Однако не каждый может позволить себе купить новый автомобиль. По статистике более 80 процентов потенциальных покупателей приобретают авто с пробегом. Это не только более простой вариант, но и возможность выбора необходимых критериев (мощности двигателя, пробега и т.д.) без дополнительных вложений. Подбор необходимой комплектации и отсутствие обязательного технического осмотра у дилера намного облегчают жизнь обычному автовладельцу.
Но главным спорным вопросом на сегодняшний день остается место приобретения подержанного автомобиля. Основным критерием выбора выступает безопасность. Покупка в салоне или приобретение машины с рук? Попробуем разобраться в данном вопросе.
Сравнение покупки автомобиля через потребительский или автокредит на примере
Рассмотрим конкретные цифры на примере.
Итак, дано Hyundai Solaris в комплектации Active Plus с минимальной стоимостью 971 тысяча рублей. У вас есть сумма в 300 тысяч рублей для первоначального взноса, т.е. у банка вам нужно запросить 671 тысячу рублей.
Если оформлять автокредит в салоне дилера по специальной акции под 0,1% сроком на 3 года, то итоговая сумма выплат составит 699 тысяч 444 рубля. Не забываем об обязательном оформлении каско – в среднем 50 – 70 тысяч рублей (смотря, каковы критерии страхователя) и получаем итоговую сумму 1 миллион 97 тысяч 50 рублей, без учета первоначального взноса.
Если этот же автомобиль брать на условиях потребительского кредита с учетом ставки 15%, то за 36 месяцев нужно будет отдать банку около 1 миллион 84 тысячи рублей. – без учета каско за три года. То есть, казалось бы, сумма почти такая же, но риски в случае «проблем» с машиной намного больше.
Положительные и отрицательные моменты покупки машины в официальном центре
Один из важных моментов – в официальном салоне можно купить юридически чистый автомобиль. Крупные салоны очень дорожат своей репутацией, поэтому не позволяют себе продавать машины с проблемными историями.
Когда б/у автомобиль поступает в такой салон по программе трейд ин, он проходит тщательную диагностику.
Официальный салон больше располагает к спокойному выбору и покупке – никто не будет давить, настаивать и убеждать. Некоторые даже предлагают своим клиентам воспользоваться толщиномером, чтобы убедиться в том, что автомобиль не был крашен и не имеет проблем по кузову.
Ещё один важный момент – салоны обязательно должны вам предоставить гарантию даже на б/у автомобиль. Если покупатель за время эксплуатации обнаружит серьёзные дефекты, то может рассчитывать на получение бесплатного ремонта.
На что обратить внимание
Первый наш совет: посмотрите на число, которое показывает одометр. Скручивание показателей – одна из самых главных проблем. Автомобиль в среднем проходит от 5 до 10 тысяч километров в год. Таким образом, машина с 15-летним сроком службы должна иметь показатель около 150 тыс. километров, возможно, немного больше. Если число на одометре существенно ниже, вам нагло лгут.
Также у менеджера необходимо узнать следующую информацию:
- Сколько было владельцев у транспортного средства.
- Год и месяц выпуска (можно также сверить слова менеджера с данными, указанными на табличках с VIN номером).
- В каких условиях велась эксплуатация авто.
- Были ли случаи попадания в ДТП.
Если обнаружите несоответствие сказанного действительности, то уже можно сделать выводы о том, что вам пытаются продать машину с проблемами.
Перед покупкой, вы всегда можете попросить менеджера выполнить тест-драйв, при этом съездить в автомастерскую, чтобы там провели диагностику автомобиля. Если менеджеры соглашаются, то это говорит о том, что машина действительно находится в хорошем состоянии. Но будьте осторожны, так как некоторые автосалоны могут быть в сговоре с местными СТО. В таких мастерских вам не дадут действительно правдивую информацию о состоянии транспортного средства.
Проверить историю автомобиля займет всего пару минут. Для этого нужно зайти на сервис Винкод24 и заказать полный отчет. Поиск информации производится по вин коду, госномеру или номеру кузова. Все это можно узнать у продавца.
Нужно ввести известные данные в поисковую строку Винкод24. Затем начать проверку.
Прежде всего появится бесплатный краткий отчет. Он позволяет убедиться в том, что данные были введены верные. Будут указаны:
- Вин код автомобиля
- Модель-марка
- Год выпуска
- Объем и мощность двигателя
Дальше нужно заказать полный отчет авто, для этого необходимо выбрать и оплатить стандартный или полный отчет. Чем он отличаются?
Во-первых, наполненностью информацией. В полном отчете представлено гораздо больше пунктов, чем в стандартном. Так, приобретая полный отчет, вы получаете информацию
- Сколько собственников было у автомобиля
- Какие были ДТП и куда приходился удар
- Имеется ли ограничение на авто
- Находится ли машина в кредите
- Использовалась ли машина в такси
- Какой реальный пробег у машины
- Находится ли авто в лизинге
- Была ли машина в угоне
- Штрафы, которые имеются на машине и много другое.
Внимательно проверяй документы
С самого начала нужно разобраться с документами на авто. Чтобы не тратить время зря, узнай, имеет ли машина таможенное оформление и нет ли серьезных повреждений. Владелец авто, не намеренный пользоваться мошенническими схемами, скажет правду, сэкономив тем самым немало времени себе и тебе. Также можно предварительно запросить VIN код подержанного автомобиля, чтобы проверить его через электронные базы данных на отсутствие проблем.
Не мешало бы обратиться в ГИБДД и узнать, не находится ли машина в розыске, а то мало ли. Пробей машину по штрафам, арестам, на розыск. Не мешает узнать, не висит ли на машине какой-нибудь невыплаченный кредит. При продаже тебе должны предоставить оригинал ПТС. Там можно изучить «родословную» авто на предмет его прошлых владельцев.
Если машину меняли слишком часто — то наверняка не просто так, а потому что она чуть хуже самоката. Если есть пометка «взамен утерянного», то это очень большой повод насторожиться. К сожалению, встречаются ситуации, когда на автомобиль, находящийся в залоге (обычно это происходит при покупке машины в кредит, когда она является гарантом возврата денег), его владелец получает дубликат ПТС.
Некоторые машины не должны находиться в нашем мире. Они должны оставаться в царстве Нептуна, куда их послал, по-видимому, случай. Распознать такую машину не трудно, один из ее признаков — двери, открывающиеся с трудом. А при некачественной обработке кузова первыми начинают ржаветь его пороги. Проведя рукой в светлой перчатке по нижней части порога, скрытой от глаз человека, можно найти признаки коррозии.
Плюсы и минусы покупки у неофициального дилера
Начнем с плюсов для покупателя:
- Бюджетных машин у мелких салонов гораздо больше, чем у «официалов».
- Продавцы намного легче соглашаются «скинуть» цену. Если авто принадлежит не салону, то менеджер будет стараться «продавить» собственника по цене, лишь бы сделка состоялась.
- Такие салоны не так щепетильны и могут разрешить вам проехаться за рулем. В плане проверки они также предоставляют больше свободы.
В предыдущей главе мы уже назвали основные минусы. Назовем и другие:
- Если после покупки у машины обнаружатся дефекты, то получить компенсацию у салона, скорее всего, не получится. Как мы уже говорили, мелкие автосалоны не так беспокоятся за свою репутацию, как дилерские центры.
- Юридическая и техническая проверка. Если она есть, хорошо, но ее вполне может и не быть. Далеко не все автосалоны готовы держать в штате мастера-приемщика, да и цеха для приемки авто может не быть. Не сильно утруждают себя такие продавцы и проверкой юридической чистоты машины.
- Психологическое давление. В такой фирме далеко не всегда вас будут обслуживать вежливо. Возможна фамильярность и агрессивная манера продажи.
- Машины со скрученным пробегом, работавшие в такси, восстановленные после ДТП, «утопленники» – все это легко встретить в автосалоне. Такие машины покупаются по бросовой цене и после восстановления и придания лоска продаются втридорога.
Мы назвали основные проблемы, с которыми есть риск столкнуться. Но имейте ввиду, нечестные продавцы постоянно совершенствуются, ведь покупка подержанных машин и их перепродажа – основной источник дохода «серых» салонов, поэтому схем, как облапошить покупателя, может быть гораздо больше.
Как лучше оплачивать – наличными или по безналу?
Расчет за приобретенное ТС может производится наличными или путем зачисления денежных средств на расчетный счет продавца. Наличный расчет позволяет сэкономить время и избежать участия посредников в процедуре. В тоже время такой способ неудобен тем, что покупателю придется обналичить значительную денежную сумму, что повышает риск преступных посягательств со стороны третьих лиц.
Если расчет производится наличными, то необходимо присутствовать при подсчете денежных средств. В завершении нужно потребовать от продавца расписку о полном расчете.
Безналичный расчет в этом плане имеет преимущества. Прежде всего исключается риск преступного посягательства. Банк, выступающий в качестве посредника, является гарантом сделки. Денежные средства будут перечислены в полном объеме и в установленный срок.
Зачастую, услышав от менеджера в автосалоне стоимость приглянувшегося нам (вам) автомобиля, таковая может нас (вас) расстроить. Например, в том случае если мы не можем себе позволить покупку данного автомобиля по такой названной цене. Естественно, что менеджеры умеют определять по нашей с вами реакции располагаем ли мы необходимой суммой для покупки такого авто.
В конечном итоге, если продавец понимает, что мы “не тянем” такую покупку, то со стороны менеджера начинается второй этап этой продажи – это продажа по автокредиту.
В итоге менеджер, рассчитав ежемесячный платеж по кредиту, может нам (вам) сообщить о том, сколько нужно будет платить за машину каждый месяц при оформлении кредитного договора. Эта сумма, как вы уже понимаете, будет не огромной и нам может ошибочно показаться, что покупка автомобиля в кредит является лучшим решением.
Но на самом деле друзья здесь скрывается подвох, таким образом продавец искусно скрыл от нас (вас) реальную стоимость автомобиля. Поверьте нам, хорошие и универсальные продавцы реально могут сделать для нас недоступный автомобиль вполне доступным.
Поэтому запомните на будущее, вы всегда должны знать конечную стоимость автомобиля. В том числе и при покупке его в кредит (с учетом всех комиссий и переплат). Это необходимо вам не только для того чтобы понимать, во что в итоге обходится вам покупка такой машины. В первую очередь это необходимо для того, чтобы сравнить предложение автосалона с другими предложениями в Интернете.
К сожалению, большинство дилеров стараются избегать и не показывать вам реальную стоимость автомобиля при покупке ее в кредит, скрывая тем самым как можно дольше от вас размеры комиссии, сами проценты и конечную переплату за автомобиль. Вместо этого менеджеры всегда стараются сосредотачиваться на ежемесячных платежах убеждая нас (вас) в том, что эта сумма для вас комфортна.
Если же менеджеры видят, что вы вполне возможно готовы оформить такой автокредит, то тогда начинается уже следующий этап продажи автомобиля – это навязывание автомобиля с различными дополнительными опциями и услугами, которые существенно могут увеличить конечную стоимость такого авто.
Но если вы сосредоточили свое внимание только на ежемесячном взносе по автокредиту, то различные доп. опции и услуги автосалона могут не сильно повлиять на ежемесячный платеж
В итоге вы можете даже не обратить на это внимание. Вот почему всегда нужно знать итоговую сумму стоимости автомобиля с учетом всех комиссий, переплат и стоимости доп. опций.
Как же можно защититься от подобных хитростей продавцов? Лучшая конечно защита от такой тактики менеджеров салона – это предварительная подготовка. Перед поездкой в автосалон вы должны всегда для себя знать, сколько максимально вы можете позволить себе потратить на покупку автомобиля, а также знать и максимально возможный ежемесячный платеж за машину, если собираетесь оформлять в салоне автокредит.
Зная заранее эти цифры вы должны при общении с менеджером постоянно о них помнить и не выходить за их пределы, чтобы вам не предлагали в автосалоне.
Плюсы и минусы покупки у неофициального дилера
Начнем с плюсов для покупателя:
- Бюджетных машин у мелких салонов гораздо больше, чем у «официалов».
- Продавцы намного легче соглашаются «скинуть» цену. Если авто принадлежит не салону, то менеджер будет стараться «продавить» собственника по цене, лишь бы сделка состоялась.
- Такие салоны не так щепетильны и могут разрешить вам проехаться за рулем. В плане проверки они также предоставляют больше свободы.
Также читайте: Как проверить авто при покупке в автосалонеВ предыдущей главе мы уже назвали основные минусы. Назовем и другие:
- Если после покупки у машины обнаружатся дефекты, то получить компенсацию у салона, скорее всего, не получится. Как мы уже говорили, мелкие автосалоны не так беспокоятся за свою репутацию, как дилерские центры.
- Юридическая и техническая проверка. Если она есть, хорошо, но ее вполне может и не быть. Далеко не все автосалоны готовы держать в штате мастера-приемщика, да и цеха для приемки авто может не быть. Не сильно утруждают себя такие продавцы и проверкой юридической чистоты машины.
- Психологическое давление. В такой фирме далеко не всегда вас будут обслуживать вежливо. Возможна фамильярность и агрессивная манера продажи.
- Машины со скрученным пробегом, работавшие в такси, восстановленные после ДТП, «утопленники» – все это легко встретить в автосалоне. Такие машины покупаются по бросовой цене и после восстановления и придания лоска продаются втридорога.
Мы назвали основные проблемы, с которыми есть риск столкнуться. Но имейте ввиду, нечестные продавцы постоянно совершенствуются, ведь покупка подержанных машин и их перепродажа – основной источник дохода «серых» салонов, поэтому схем, как облапошить покупателя, может быть гораздо больше.
Покупка автомобиля в относительно крупном салоне, занимающемся продажей комиссионных автомобилей
Ситуация с документами в подобных автосалонах значительно лучше, чем в первом случае. Как правило, здесь организация заключает с собственником договор комиссии автомобиля либо договор об оказании услуг по его продаже. Отдельным пунктом в подобных договорах оговаривается то, что старый собственник обязуется не прекращать регистрацию автомобиля, а также гарантирует, что транспортное средство свободно от любых притязаний на него со стороны третьих лиц.
Техническое состояние автомобилей в подобных автосалонах, как правило, лучше, чем у частных перекупщиков и мелких торговых площадок. Крупный салон, заботясь о своей репутации, не будет брать на реализацию автомобили с серьезными техническими или кузовными дефектами Однако мелкие дефекты, не оказывающие существенного влияния на эксплуатационные характеристики транспортного средства (царапины, очаги ржавчины) могут быть замаскированы для приведения автомобиля в вид, соответствующий запрашиваемой за него цене. При этом качество подобного ремонта далеко не всегда соответствует необходимым параметрам.
Помимо всего вышесказанного, заботящиеся о своей репутации автосалоны дают покупателю определенную гарантию на крупные узлы и агрегаты автомобиля. По сути, данная гарантия является не более чем временем на проверку товара, однако в любом случае она представляет собой некоторую защиту покупателя от некачественной продукции.
Вывод: покупать автомобили с пробегом в крупных автосалонах можно. Здесь покупатель получает гарантию юридической чистоты транспортного средства, а также некоторую защиту от крупных неисправностей сразу после покупки. Однако не следует забывать, что автосалон не имеет информации о том, как эксплуатировался и обслуживался данный автомобиль, а значит, не может со стопроцентной уверенностью гарантировать длительную и беспроблемную его эксплуатацию покупателем. Помимо этого, цены в подобных автосалонах значительно выше, чем у мелких организаций.
На что обратить внимание при выборе и покупке
Посмотрите на число, которое показывает одометр. Скручивание показателей – одна из самых главных проблем. Автомобиль в среднем проходит от 5 до 10 тысяч километров в год.
Таким образом, машина с 15-летним сроком службы должна иметь показатель около 150 тыс. километров, возможно, немного больше. Если число на одометре существенно ниже, вам нагло лгут.
Также у менеджера необходимо узнать следующую информацию:
- Сколько было владельцев у транспортного средства.
- Год и месяц выпуска (можно также сверить слова менеджера с данными, указанными на табличках с VIN номером).
- В каких условиях велась эксплуатация авто.
- Были ли случаи попадания в ДТП.
Если обнаружите несоответствие сказанного действительности, то уже можно сделать выводы о том, что вам пытаются продать машину с проблемами.
Перед покупкой, вы всегда можете попросить менеджера выполнить тест-драйв, при этом съездить в автомастерскую, чтобы там провели диагностику автомобиля. Если менеджеры соглашаются, то это говорит о том, что машина действительно находится в хорошем состоянии. Но будьте осторожны, так как некоторые автосалоны могут быть в сговоре с местными СТО. В таких мастерских вам не дадут действительно правдивую информацию о состоянии транспортного средства.