Штрафы ГИБДД за отсутствие тахографа в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы ГИБДД за отсутствие тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Штрафы для физических лиц
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 — 2 000 рублей |
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2021 году
После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:
- Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
- Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
- Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
- Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей
Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:
Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.
Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:
- водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
- должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
- организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;
Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
Внимание
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
ВАЖНО
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Перечень неисправностей, которые влекут наложение штрафа
Логика подсказывает, что можно избежать штрафа — но лишь до тех пор, пока инспектор не обнаружит нарушений. Поэтому компании, которые занимаются перевозками, даже в случае, если число водителей и транспортных средств небольшое, должны пристально следить за соблюдением всех норм и требований.
Неисправности можно разделить на три типа:
- Механические — когда дефекты явно заметны. Они могут быть следствием удара, падения или небрежного отношения.
- Электрические — перепады напряжения, отсутствие питания и другое.
- Нарушение работы программного обеспечения — когда тахометр установлен, работает, но при этом не выдает нужных результатов по причине неполадок программного характера.
Первоначальные данные
По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
На какой транспорт ставится цифровой прибор
С развитием законодательства о безопасности дорожного движения, перечень транспортных средств, на которых должен быть установлен цифровой тахограф, только увеличивался.
Все начиналось с грузовиков, которые перевозили опасные грузы, но на данный момент список является следующим:
Грузовики | Относящиеся к категориям N2, N3, которые перевозят опасные грузы |
Грузовые авто категории М3 | Используемые для междугородних перевозок |
Автобусы | Относящиеся к категориям М2 и М3, которые перевозят пассажиров между городами |
Все грузовые машины категорий N2 и N3 | Которые транспортируют неопасные грузы |
Автобусами могут считаться те транспортные средства, в которых кроме места водителя предусмотрено не менее восьми мест.
А вот грузовики являются таковыми уже начиная с массы 3,5 тонн и тип груза при этом не имеет значения.
Таким образом, касательно тахографа закон для автобусов и грузовиков действует одинаково, предполагая обязательную установку прибора.
Кто имеет право проверять тахографы?
Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.
В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).
Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:
-
осуществлять визуальный осмотр приборов;
-
знакомиться с распечатками данных;
-
просматривать сведения на экране тахографа;
-
просить предъявить водительскую карточку;
-
осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.
Преимущества и недостатки использования
Главной целью введения тахографов является попытка государства повлиять на аварийность на дорогах. Подобный опыт был заимствован у европейских коллег. Учитывая, что обязательность использование такого оборудования была введена недавно, говорить о результативности такого нововведения еще рано.
С другой стороны, государственный бюджет стал получать дополнительные отчисления в виде штрафов и налогов. Если говорить о водителях, то теперь работодатель не вправе заставить работать сверх установленных норм труда. Интересы последнего также защищены. С помощью тахографа становится реальным выявить любые попытки водителя недобросовестно исполнить свою работу, а также выполнять «левые» рейсы, в обход официального маршрутного листа.
Самый главный недостаток системы — существенные затраты на установку оборудования.
Какие законы регулируют использование тахографов
Все автовладельцы, входящие в «группу риска» (т.е. владельцы индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и физические лица, владеющие грузовиком и/или автобусом), должны непосредственно ознакомиться с законами, регулирующими использование тахографа. В 2021 году список этих законов выглядит следующим образом:
- ФЗ 386 от 30.10.2018 г. Этот закон предусматривает обязательную установку тахографа в транспортном средстве. Закон определяет, какие транспортные средства должны быть оборудованы тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны соответствовать эти устройства.
- ФЗ 216 от 26.07.2019. Данный закон устанавливает административную ответственность за отсутствие тахографа.
ФЗ 216 фиксирует изменения с 2020 года. Государство не издало никаких новых правил, а лишь внесло поправки в старые.
Штрафные санкции за езду с чужой картой в тахографе
Управление транспортным средством с чужой картой тахографа строго запрещено. Данное нарушение подпадает под статью 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В нем говорится, что штраф налагается в случае вождения в нарушение вышеуказанного устройства. С другой стороны, пункт 5 приложения № 3 к приказу министра транспорта № 440 от 28 октября 2020 года предусматривает, что водителю выдается только одна карточка. Согласно пункту 11, человек обязан вставить его в устройство и ввести пин-код перед началом движения, а затем извлечь щелевой инструмент в конце движения. Поэтому не разрешается водить машину с чужой картой.
Согласно положениям статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, штраф на водителя за такое правонарушение будет наложен в 2022 году. Сумма штрафа составит от 3 000 до 5 000 рублей. Точная сумма будет определена в каждом конкретном случае. Обычно за первое нарушение налагается минимальный штраф за использование тахографа. При повторном совершении штраф увеличивается.