Земли населенных пунктов под кладбище
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли населенных пунктов под кладбище». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
Функционирования мест захоронения
Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.
Можно ли изменить назначение участков?
Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:
В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.
Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.
Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.
Правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела
Федеральный закон N 8-ФЗ использует понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», но не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации.
Указывается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления (ст. 25, 29). Цель ее деятельности — осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12). Это позволяет заключить, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, и сама специализированная служба не является органом местного самоуправления.
Нормы проектирования кладбища
Установленные нормы ширины ворот на кладбище и калитки – не менее 6,9 м и не менее 1,2 м соответственно.
Обязательно необходимо оборудовать у входа площадку, где будут собираться люди, приехавшие на траурную церемонию. Если к кладбищу ходит городской транспорт, то проектом должна быть предусмотрен остановочный павильон с навесом.
Норма высоты ограды для территории кладбищ – не ниже 2 метров. Если оно расположено в лесопарковой защитной полосе, то допускается деревянная ограда либо живая изгородь из кустов и деревьев, но тогда еще должен быть ров около 60-80 см шириной.
Вне зависимости от типа кладбищ, места захоронения по площади должны занимать 65-75 % от всей территории объекта, не менее.
Вокруг кладбища прокладывается объездная дорога, вдоль которой располагаются объекты хозяйственного назначения, а именно – туалеты, места для сбора мусора, поливочный водопровод. По всему внутреннему периметру может быть сделана еще и зеленая полоса не менее 6 м шириной, как часть санитарно защитной зоны.
Захоронение некремированных останков вне зависимости от типа кладбищ допускается осуществлять:
- в землю (в гробах или без них);
- в склепах либо в герметично закрытых саркофагах, установленных в стеновых нишах;
- в герметично закрытых саркофагах (установленных по отдельности, пристроенных, встроенных в склепах или иных сооружениях мемориального назначения).
В проекте любого кладбища должны быть участки для захоронения урн с прахом, оставшимся после кремации, либо для захоронения праха без урн. Это правило действует для любых кладбищ, кроме вероисповедательных. Форма собственности значения не имеет, как и то, является ли объект общественным, воинским либо каким-то ещё.
Разрешены следующие варианты захоронения урн с прахом:
- в земле;
- в стенах колумбариев (они могут быть отдельно стоящими, либо являться частью зданий), в мемориальных строениях, в стенах, ограждающих территорию кладбища, и подворных стенах;
- в прочих урнохранилищах, предусмотренных проектом кладбища.
Правовой статус земли
Кроме того, правовой статус земли также состоит из общих и специальных требований к земле и другим отраслям законодательства:
- градостроительного;
- экологического;
- природоресурсного;
- санитарно-эпидемиологического и др., по использованию и защите земли.
Эти общие требования перечислены в статье 42 ЗК Российской Федерации, в соответствии с которой, помимо вышесказанного, они включают:
- использование местности таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде, включая землю в качестве природного объекта;
- охрана межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законом;
- обеспечить соблюдение мер по защите земель, лесов, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- приступать к своевременному использованию земельных участков в тех случаях, когда условия освоения земельных участков предусмотрены контрактами;
- своевременно вносить платежи на землю;
- соблюдать требования градостроительных, строительных, природоохранных, санитарных, противопожарных и других норм при использовании земельных участков;
- предотвращение загрязнения, беспорядка, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- соблюдать другие требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральным законом.
Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений
Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Комментарий юриста
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).
Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.
1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.
Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.
2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.
Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.
Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.
3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.
Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.
Общее назначение охранных зон — защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.
Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима — действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации
Если вы задаетесь вопросом о том, можно ли открыть в России частное кладбище для захоронения людей, то вам следует знать, что на сегодняшний день законом не предусмотрены нормативы, которые бы разрешали вести подобный вид деятельности.
Это значит, что полностью легального способа для реализации подобного бизнеса нет. Однако в отдельных регионах данный вопрос решается на муниципальном уровне при договоренности с местной администрацией.
Например, частное лицо может арендовать землю, на которой на добровольной основе разрешит родственникам хоронить умерших за небольшую сумму.
Если же в ваши планы входило открыть частное кладбище в России с живописной территорией, фамильными склепами и тому подобным, то реализовать это, к сожалению, не получится. Хотя Государственная дума уже не первый год обсуждает законопроекты, которые бы позволили частным лицам заниматься подобной практикой.
Стоит отметить, что в федеральном законе о погребении и похоронном деле четко сказано, что вопросом о создании и демонтаже кладбищ занимаются органы местного самоуправления.
Например, если нынешнему кладбищу грозит какое-нибудь стихийное бедствие или оно попросту переполнено, то власти могут пойти на уступки частным лицам, позволив арендовать у государства землю, но лишь для одной цели – захоронения людей.
В этом случае вы не будете являться владельцем кладбища, а лишь арендатором, который на добровольной основе позволяет хоронить на своем участке мертвых. Конечно же, за небольшую сумму вы можете помогать родственникам организовывать все погребальные процедуры, однако это будет индивидуальный договор между вами и частным лицом.
По закону, частные кладбища не могут быть использованы для захоронения человеческих останков. Однако подобная бизнес-идея может быть реализована немного в другом направлении.
Жителей многих городов волнует вопрос о захоронении домашних животных, поскольку, по закону, запрещается закапывать останки в парках и даже в лесах, а услуги крематориев могут быть весьма дорогостоящими.
Некоторым хочется своему четвероногому любимцу установить надгробие над его могилой.
Согласно различным нормативным документам санитарно-эпидемиологического контроля, трупы животных относятся к биологическим отходам, которые в обязательном порядке подлежат утилизации. Если человек похоронит собаку в парке или в лесу, то он рискует заразить почву инфекциями. Поэтому многие люди предпочитают обращаться к частным лицам, которые хорошо разбираются в данном вопросе.
Стоит отметить важный момент, что выделение (предоставление) участков под захоронения и регистрация захоронений не названы Федеральным законом № 8 – ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, что позволяет предположить, что данные функции не рассматриваются им как властные полномочия. А исходя из положений ч. 2 ст. 7, ч. 1 и 3 ст. 18 Федерального закона № 8 – ФЗ следует, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела (а именно, создаваемая органами местного самоуправления организация) правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ (в свою очередь, специализированная служба, не орган местного самоуправления, а создаваемая им организация). Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 5 ст.
Задачи настоящего Федерального закона
Любой нормативно правовой акт регулирует права и обязательства граждан в той или иной сфере. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» в Российской Федерации имеет следующие задачи:
- Устанавливает принадлежность граждан к отдельному месту захоронения и порядка работы кладбища.
- Регулирует действия родственников или иных лиц при проведении захоронения умершего гражданина.
- Определяет порядок действий родственников или иных лиц при выявлении смерти гражданина.
- Устанавливает правила предоставления необходимых услуг ритуальными агентствами и кладбищами.
- Регулирует порядок действий правоохранительных органов при выявлении смерти гражданина РФ или иностранного представителя.
- Устанавливает отдельные моменты и льготы, связанные с захоронением военнослужащих, а также иных лиц, относящихся к льготным слоям населения.
- Также нормативный акт отвечает по всем вопросам, связанным с оповещением близких родственников покойного гражданина.
- Устанавливает порядок исполнения волеизъявления усопшего (при наличии) относительно распоряжения телом после кончины
Защита персональных данных граждан
Отдельное внимание в законопроекте уделяется защите персональных данных граждан — данных о смерти. Это знаковый момент для российского похоронного законодательства, так как в настоящее время данные о смерти граждан являются объектом купли-продажи недобросовестных сотрудников государственных и частных структур.
Согласно статье 23 законопроекта, любые должностные лица, располагающие информацией о смерти граждан
- не имеют права разглашать эти сведения любым третьим лицам, за исключением близких родственников покойных;
- не имеют права каким-либо образом склонять родственников покойных к приобретению ритуальных услуг или заключению договоров на ритуальное обслуживание с определенной организацией.
Установление режима работы кладбищ
Кладбище — понятие многозначное, и, когда речь идет об установлении режима его работы, имеется в виду кладбище не как имущественный комплекс, возведенный на месте погребения (ст. 4 Федерального закона N 8-ФЗ), а как организация (юридическое лицо), создание и деятельность которой осуществляются на основании учредительных документов. Например, создание Федерального военного мемориального кладбища сопровождается принятием устава, где определяется его статус как федерального государственного учреждения .
См.: Постановление Правительства РФ от 25.02.2004 N 105.
Следовательно, режим работы кладбища — распорядок деятельности организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта — определяется в соответствии с уставом либо ее учредителем, либо самой организацией.
Вопрос установления режима работы кладбищ также не относится по своей природе к властно-регулятивным полномочиям государственных органов или органов местного самоуправления. Такой режим должен соответствовать порядку деятельности общественных кладбищ, устанавливаемому органом местного самоуправления на основании федерального законодательства. Распорядком работы конкретного кладбища не могут устанавливаться правила, противоречащие данным общим положениям или вводящие дополнительные ограничения на доступ на территорию кладбища физических и юридических лиц, в т.ч. иных организаций, оказывающих ритуальные услуги, и на оказание им или ими услуг по захоронению, сопутствующих ритуальных услуг.
При этом сам порядок деятельности кладбищ, утвержденный органами местного самоуправления, не должен ограничивать конкуренцию на рынке ритуальных услуг, ущемлять права физических или юридических лиц, в т.ч. права организаций по оказанию ритуальных услуг, не обладающих статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, на предоставление гражданам услуг по погребению и прочих услуг на территории любого муниципального кладбища. «Разрешительная» деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела должна носить не административно-властный, а «технический» характер: выдача разрешений должна осуществляться бесплатно и не обусловливаться какими-либо дополнительными требованиями (помимо наличия у организации права заниматься данной деятельностью в соответствии с ее статусом) и т.п., т.е. в процессе выдачи таких разрешений должны решаться вопросы не целесообразности допуска организации на кладбище, а только формальной правомерности и соблюдения порядка совершения тех или иных действий.
Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений
На кладбищах в соответствии с действующим законодательством осуществляется: — предоставление участков земли для захоронений; — погребения; — инвентаризация захоронений, ведение и обновление книг регистрации захоронений; — регистрация захоронения умершего в книге регистрации захоронений; — контроль за соблюдением порядка захоронений; — выдача пропусков на въезд транспорта на территорию кладбищ; — контроль за установкой на территории кладбищ надмогильных объектов (сооружений). 1.6. Территория кладбища ограждается и разделяется дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков.
Эта сфера бытия человека сегодня сталкивается с неоднозначным отношением к захороненным останкам. Особенно там, где земля имеет высокую стоимость. Но государством предусмотрено выделение соразмерных площадей для нужд усопших.
Необходимое оборудование в проекте кладбища
При разработке проекта кладбища принимается во внимание и то, какое оборудование будет использоваться на его территории. Обычно это два вида: специальное технологическое оборудование и то, что обеспечивает удобства посетителям.
Оборудование, предназначенное для удобства посетителей, это:
- скамейки, навесы и прочие предметы, устанавливаемые в местах для отдыха;
- средства для донесения информации: доски объявлений, указатели местоположения объектов; таблички с номерами секторов; стенды с планом кладбища и правилами поведения на его территории;
- торговые палатки и ларьки, в том числе переносные;
- туалеты для посетителей.
Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
Правовое регулирование отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27 декабря 2009 г.).
К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся особо ценные земли, которые в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления изъяты или ограничены в обороте с установлением для них особого правового режима (ст. 94 ЗК РФ).
Понятие земель рекреационного назначения
Определение термина можно найти в п. 1 ст. 98 ЗК РФ. Законодатель указывает, что земли в составе рекреационных зон — это участки, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Не любой участок пригоден для указанных целей, хотя каждая территория обладает ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей населения. Лишь земли населенных пунктов, имеющие рекреационный потенциал, целесообразно приспосабливать для отдыха и оздоровления.
Потенциал оценивается исходя из природных, экологических, санаторно-курортных (бальнеологических, грязевых) и культурно-исторических предпосылок. Они создают необходимые условия и климат для восстановления хорошего самочувствия и работоспособности людей, уставших от городской суеты.
Рекреация земельного участка — это имеющиеся и создаваемые благоприятные характеристики территории для восстановления здоровья человека.
Как используются земли рекреации?
Правовой режим земель рекреационного назначения определён положениями ЗК РФ. Использоваться данные территории могут только для организации отдыха и оздоровления граждан. Воспользоваться этими землями по назначению и объектами, расположенными на них, могут все желающие граждане при условии соблюдения режима их эксплуатации.
Физические, юридические лица или ИП, занимаясь туристическим или иным схожим бизнесом, не могут претендовать на оформление рекреационных земель в собственность.
Использоваться учебно-туристические тропы и трассы могут землепользователями, землевладельцами и арендаторами на основании сервитута. При организации сервитута земельные участки не изымаются из использования.
Сервитут может быть публичным и частным. Публичный подразумевает доступность данной территории для всех. Частный сервитут предоставляется компаниям для возведения на территориях объектов для отдыха или оздоровления.
При строительстве санаториев и иных рекреационных объектов возможно оформление договора аренды земельного участка как самим учредителем юридического лица, так и строительной компанией, выступающей застройщиком объектов специального назначения.
Государство может изъять участки для собственных нужд из собственности граждан или компаний, если они будут отвечать заявленным характеристикам. Это реквизиция земель, которая может осуществляться сроком до 20 лет.
Что можно строить на землях рекреационного назначения, мы разобрались. Это всевозможные объекты, непосредственно относящиеся к целевому назначению самих земель. Осталось определиться с тем, что делать на этих землях категорически запрещено.