Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.

/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — бакалавриат или
  2. Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
  3. Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
  • Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.

Деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения

03.001

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки

Группа занятий:

1239

Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы

3460

Социальные работники

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

(код ОКЗ1)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

75.12

Государственное управление социальными программами

75.30

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

85.3

Предоставление социальных услуг

(код ОКВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

С 2008 года Центром социального маркетинга была выявлена тенденция увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов.

Работодателю достаточно сложно было проводить аттестацию рабочих мест до тех пор, пока не появился профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере. Это особенно актуально было для организаций, не имеющих достаточного опыта, где часто возникали конфликтные ситуации между руководителем и сотрудниками. Заканчивались они, как правило, судебными разбирательствами.

Читайте также:  Сверхурочная работа в 2023 году: статья 99 ТК РФ, привлечение работника

За 2001 год судами общей юрисдикции было рассмотрено больше 864 тысяч трудовых споров.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника дает возможность избегать многих проблем, включая и оценку качества работы сотрудников. После его разработки существенно снизилось количество разбирательств, связанных с квалификацией.

Профессиональный стандарт социального работника значительно упрощает процедуру присвоения квалификации сотрудникам этой сферы деятельности.

Например, в европейских странах уже есть положительный опыт введения подобных норм. Это существенно упростило процедуру принятия на работу, увеличило шансы квалифицированных специалистов получить высокооплачиваемое рабочее место.

Обновление профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»

Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.

В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.

Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:

  • определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
  • покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
  • помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
  • приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
  • для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
  • сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.

Профстандарт, созданный для сотрудников социальной сферы, позволяет регламентировать их деятельность. Учитывая, что в подобном документе перечисляются все основные трудовые функции работников, существенно снижается количество конфликтных ситуаций с клиентами. Для этого подобные стандарты и создаются.

При полном соблюдении всех требований, указанных в этом нормативном документе, клиент получает гарантированное качественное обслуживание со стороны социальных служб, а сам сотрудник может рассчитывать на повышение квалификации, а также на существенный рост заработной платы.

Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

5.1. Социальный педагог общеобразовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность

  • в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
  • Устава и Правил внутреннего трудового порядка общеобразовательного учреждения;
  • законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов;
  • своей должностной инструкции социального педагога школы, в том числе за неиспользование предоставленных данной должностной инструкцией прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, социальный педагог общеобразовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, социальный педагог общеобразовательного учреждения несет ответственность:

  • за безопасное проведение образовательной и воспитательной деятельности в школе;
  • за не принятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
  • за не проведение инструктажа учащихся по охране труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране труда.
  • за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
  • за жизнь и здоровье школьников во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.

5.4. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог школы несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Оплата больничного листа в 2023 году: изменения

Социальный педагог школы должен:
6.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Планировать свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по воспитательной работе. План работы должен быть утвержден директором общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Предоставлять заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней после завершения каждого учебного периода.
6.4. Получать от директора общеобразовательного учреждения и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора общеобразовательной организации.
6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.7. Своевременно информировать администрацию школы о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.

7.1. Ознакомление работника школы с настоящей должностной инструкцией социального педагога осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Профессиональные стандарты в социальной работе

ОКЗ

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

3460

Социальные работники

ОКСО 4

040101

Социальная работа

040100

Социальная работа

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

  • -ПТМ
  • -Пожарная безопасность
  • -Охрана труда
  • -Строительство
  • -Экологическая безопасность
  • -Проектирование
  • -Обучение для лицензии МЧС
  • -Лицензия МЧС
  • -Аренда оборудования МЧС
  • -Аренда оборудования для ФСТЭК
  • -Открытая информация
  • -Лицензия НОЧУ ДПО «МУЦ»
  • -Согласование
  • -Устав НОЧУ ДПО «МУЦ»
  • -Положение НОЧУ ДПО «МУЦ»
  • -Символика НОЧУ ДПО «МУЦ»
  • -Заключение ГПН
  • -Санитарно-эпидемиологическое заключение

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Трудовые функции сотрудника

ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.

В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.

В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.

Работодатели должны бесплатно обеспечить сотрудников спецодеждой, спецобувью, инвентарем или компенсировать расходы на их приобретение. В законодательстве описаны нормы выдачи спецодежды. Они регулируют, какой комплект и в каком количестве нужно выдать для представителя конкретной должности. Если один работник совмещает функции нескольких должностей, он получает комплект одежды для каждой должности. Спецодежду можно использовать только в рабочее время.

Читайте также:  Дарение доли в недвижимости близкому родственнику

Работодатель не имеет права выдать одежду в меньшем количестве, чем указано в законодательных нормах. Можно увеличить объем, но нельзя уменьшить. Иначе социальный сотрудник имеет право прекратить работу в любой момент и получить оплату за простой. Если работодатель нарушил нормы выдачи спецодежды, он получает штраф.

Профстандарт социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция — содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.

Социально-психологическая поддержка Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность.
Социально-правовые услуги Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи.
Социально-экономические услуги Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *