Как развенчаться после развода
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развенчаться после развода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Можно ли развенчаться?
Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.
Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
Процедура развенчания церковного брака
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания
Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедypa расторжения брака.
Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.
Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.
Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.
Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:
- Измена одного из супругов,
- Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
- Смена веры одним из супругов,
- Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
- Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
- Вступление мужа или жены в другой брак,
- Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
- Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
- Сводничество,
- Длительное отсутствие одного из партнеров,
- Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.
Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Читать еще: График назначения прививок против полиомиелита
Причины, по которым можно расторгнуть церковный союз
Нужно понимать, что православная церковь против разрушения семьи и всеми силами, старается сохранить семью. Расторжение брака в православие считается грехом. Институт семьи создан по воле Божьей, и разрушение его канонов является преступлением против самого Господа.
Согласно Божьему закону, у каждого человека должен быть свой партнер и он быть одним и на всю жизнь. Они должны взяться за руки и пройти свой жизненный путь от начала и до конца. Пережив вместе все тяготы и радости совместной жизни.
Принять человека со всеми его плюсами и минусами является очень тяжелой и трудной задачей. Но согласно священным писаниям именно пройдя через невзгоды человек, очистится и найдет спасение у Бога. Когда человек дорожит своей семьей и ценит ее у него намного больше шансов стать ближе к господу.
И не смотря на старании церкви сохранить семью. Существуют определенные причины, которые церковь считает значимыми для расторжения церковного брака. Самой важной причиной считается прелюбодеяние. Остальные причины будут приведены ниже:
- Употрeбление наркотических веществ или злоупотрeбление алкогольной продукцией;
- Венерические заболевания у человека;
- Проблемы с психическим состоянием;
- Один из супругов принял другую веру;
- Создание новой семьи, брака;
- Один из партнеров совершил преступление, за которое назначается уголовная ответственность;
- Причинение физического вреда одним супругом другому. Так применение силы в отношении детей;
- Человек, которой пропал без вести, которого не могут найти больше пяти лет;
- Решение сделать aбopт, без уведомления и согласия своего мужа. Аборт не является основанием, если он был необходим в связи медицинским заключением;
- Союз был заключен против воли одного из партнеров;
- Бесплодие;
- Сексуальная связь родственников.
Все перечисленные случаи рассматриваются священнослужителем в индивидуальном порядке со всеми подробностями. Если же вы решили прийти в церковь и расторгнуть брак по причине ссоры, вы получите отказ.
Что такое развенчивание
Сказать, что такое понятие, как развенчивание, существует, будет неправдой. Несмотря на то, что люди приходят к священнику, чтобы спросить, как развенчаться после развода с мужем или женой, священнослужитель не будет проводить никакую процедуру развенчания. При определенных обстоятельствах он разве что даст благословение на венчание во второй раз.
Отличия второго венчания от первого
После того как развенчаться в церкви после развода в полном понимании этого выражения не получилось, необходимо разобраться, отличаются ли обряды венчания, проводимые впервые и повторно. Есть разные чины таинств православной церкви, а именно: первый и второй чины венчания. Человек, желающий получить благословение на новый брак, должен сначала покаяться, так как по церковным законам считается, что жениться повторно на разведенном значит прелюбодействовать.
Верянину нужно будет исповедаться и понести епитимью – это своеобразный метод врачевания кающегося. Так как понятия «правильно развенчаться после развода» не существует, вышеописанный обряд приведет человека к очищению, что даст возможность провести обряд венчания во втором браке. Повторная процедура таинства заключения брака происходит менее торжественно, чем первая.
Какое количество венчаний допускается
Разъяснения по этому вопросу были даны на Архиерейском соборе Русской православной церкви, приуроченном 100-летию восстановления патриаршества, в декабре 2017 года в Москве.
Церковь «не поощряет второбрачия». Максимальное количество венчаний для православного христианина – три. Невиновному супругу после первого развода разрешается второй брак. Для остальных существует ряд условий.
Ограничения при повторном венчании:
- Для виновных в первом разводе супругов каноническими правилами установлена епитимья. Она налагается священником и призвана помочь человеку осознать грех, искренне покаяться, дать силы встать на правильный путь и надежду на Божью Милость.
- Разрешение на третье венчание предоставляется в исключительных случаях. Срок епитимьи при этом возрастает.
- Не допускается венчание в четвертый раз.
- Учитываются венчанные браки и невенчанные, но официально зарегистрированные в органах ЗАГС. Но в расчет берутся лишь те, в которые человек вступал после принятия Таинства Крещения.
Таким образом, даже развенчанные ранее в силу жизненных обстоятельств супруги могут получить Божье Благословение своего брака вновь.
Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:
- неверность одного из супругов;
- принятие другой веры мужем или женой;
- повторный брак при наличии уже существующего;
- венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
- исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
- попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
- заключение одного из супругов в тюрьму;
- невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
- кровосмесительный брак.
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Святые отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния
Очень многие святые отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, блаж. Августин Иппонийский, блаж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, блаж. Феофилакт Болгарский [21].
Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].
Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем и Христа… Кроме вины прелюбодеяния, Бог не разлучает того, что Сам сочетал», а при нём происходит полное расторжение брака [23].
Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6: 32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].
Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл. Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].
Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].
«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18: 23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].
Современник Златоуста епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной. Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].
Свт. Епифаний Кипрский: «Не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию или, вообще, по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным Словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; только чтобы кто не имел двух жен одновременно» [29].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Творец природы… воспрещает разрешать брак, но указал одну причину к расторжению, разрывающую союз в самом существе. Ибо говорит: всяк отпущай жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. V, 32). Посему и в жене нужно переносить все неприятное, если, например, она болтлива, пьяница или бранлива; но раз она явно пренебрегает законами брака и ищет другого (союза), тогда повелевается расторгать супружество»[30].
По словам Евфимия Зигабена, Спаситель «повелел изгонять только одну блудную или прелюбодейную жену… потому что всякая другая вина допускает врачевание, а лишь эта неисцелима» [31].
Как происходит расторжение церковного брака?
Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.
Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.
Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.
В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.
Но прежде чем узнать, можно ли венчаться второй раз в церкви, стоит рассказать, что же такое венчание и какой смысл заложен в этом обряде.
Венчание — это обряд таинства брака, который совершается во время проведения церковной службы. Таинство брака — это божественное благословение брачующихся христиан на долгую и счастливую супружескую жизнь.
В православии эта красивая торжественная церемония проводится уже после официального заключения брака в ЗАГСе. Осуществляет процесс благословления священник белого духовенства.
Уже связанные супружеским союзом новобрачные входят в храм, держа при этом по зажженной свече. Они подходят к алтарю и становятся на расстеленный на полу белый плат. Священник, прежде чем приступить к благословению, спрашивает у супругов о серьезности их намерений и, получив утвердительный ответ, читает иерейские молитвы, затем с благословением надевает венцы на головы жениха и невесты, а после 3 раза проговаривает специальную молитву таинства.
Что касается того, может ли человек венчаться второй раз, то здесь православная церковь запретов не выдвигает, но некоторые ограничения есть. Да и сам церемониал уже не будет таким торжественным.