Примеры прямого и косвенного налога
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры прямого и косвенного налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.
Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:
- движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
- зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
- пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
- цeнныe бyмaги;
- пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.
Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
-
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
-
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
-
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
-
-
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
-
Прямые налоги – непосредственно падающие на плательщика и взимаемые непосредственно с его имущества ими доходов (взимаются по именным спискам и кадастру). Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджетной системы России составляет примерно 44%. Прямые налоги подразделяются на:
— Прямые реальные налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Ими облагаются продажа, покупка или владение имуществом (земельный налог, налог на имущество организаций).
— Прямые личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника дохода, или по декларации (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).
-
Косвенные налоги – взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Косвенные налоги подразделяются на:
— косвенные индивидуальные налоги – облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);
— косвенные универсальные налоги – облагаются практически все товары и услуги (НДС);
— государственные пошлины – облагаются услуги публично-правового характера;
— государственные фискальные монополии – облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах (в РФ отсутствуют).
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
-
В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги с физических и юридических лиц, а также смешанные. Из предусмотренных
Налоговым кодексом к группе налогов с физических лиц относятся налог на доходы с физических лиц, налог на имущество физических лиц.
К смешанным относят налоги, уплачиваемые как гражданами (резидентами и нерезидентами РФ), так и индивидуальными предприятиями, организациями. В их числе – НДС, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, ЕНВД, ЕСХН, единый налог при УСН. Плательщиками всех других налогов являются юридические лица (налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц и т.д.).
3. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;
региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.
4. По назначению (целевой направленности) налоги подразделяются на общие, к которым относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога могут служить транспортный налог, НДПИ.
Иное название таких налогов – маркированные и немаркированные.
5. По порядку зачисления в бюджет различают:
закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетные фонды (например НДС – 100 % зачисляется только в федеральный бюджет));
регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (налог на землю, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход и т.д.)
-
По порядку введения принято выделять общеобязательные и факультативные налоги. Первые устанавливаются федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от уровня бюджетной системы, в которую они поступают. При этом по некоторым из них региональным и местным органам власти предоставлено право изменять или устанавливать ряд конкретных элементов налога (например, региональной ставки по налогу на имущество предприятий или дополнительных индивидуальных льгот по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).
Факультативные налоги, предусмотренные налоговым законодательством России, непосредственно могут вводится нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления.
7. По источникам начисления налогов. В целях исследования места налогов в совокупном общественном продукте, их влияния на формирование цен и товаров, а также для определения конкретного источника уплаты и отнесения налога принято разделять налоговые платежи на следующие группы.
7.1 Первая группа – налоги, включаемые в себестоимость продукции. К таковым, в частности, относятся ресурсные (рентные) платежи (в пределах установленных нормативов), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и т.д.. Источником их уплаты служит часть выручки, направляемая на возмещение издержек производства, а носителем налога – конечный потребитель товара (работ, услуг). Таким образом, данная группа налогов затрагивает интересы товаропроизводителей с точки зрения повышения цен и тарифов на их продукцию и снижения из-за этого объемов продаж. Но в большей степени от этого страдают конечные потребители товаров – население. Поэтому представляется важным перенос налоговой нагрузки с себестоимости на прибыль или доход налогоплательщиков.
За что платятся прямые налоги?
На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:
- Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».
Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:
- недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
- доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).
Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.
- Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.
Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.
- Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.
Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.
Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».
Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?
Наименование налога |
Какой он? |
Почему? |
Региональные |
||
На имущество юрлиц |
Прямой |
Уплачивает собственник имущества |
На игорный бизнес |
Уплачивает собственник объектов в игровой зоне |
|
Транспортный |
Уплачивает собственник транспорта |
|
Местные |
||
Земельный |
Прямой |
Уплачивает собственник участка |
На имущество физлиц |
Уплачивает владелец недвижимости |
|
Торговый сбор |
Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта |
Виды налогов (прямые и косвенные налоги)
Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.
Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.
Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.
Косвенные налоги — это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.
Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.
Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.
Примеры косвенных налогов
НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.
Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.
Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.
Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.
Отличие прямых и косвенных налогов
Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.
Критерий | Налог | |
Прямой | Косвенный | |
Кто выступает налогоплательщиком? | ФЛ, ЮЛ | Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ. |
Как происходят взаимоотношения с государством? | Выплата производятся непосредственно государству. | Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители. |
Что является объектом налогообложения? | Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. | Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы. |
Что влияет на величину налога? | Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. | Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр. |
Как зависят от финансовой деятельности? | Прямая зависимость | Отсутствие зависимости |
Как осуществляется расчет? | Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. | Простой, осуществляется с помощью специальных формул. |
Как происходит участие в формировании цены? | Цена зависит от конкретного производства. | Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ. |
Какова степень открытости? | Открытые платежи | Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну. |
Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.
Плюсы и минусы непрямых налогов
К преимуществам непрямых налогов можно отнести:
- скорость перечисления в госбюджет;
- стабильность;
- не нужен усиленный контроль над поступлением в госбюджет;
- увеличивает доход государства, повышает уровень экономики страны;
- не носят принужденный характер, потребители не обязаны копить деньги на оплату косвенного налога;
- скрытый характер — покупатели могут не подозревать, что оплачивают сбор, что очень хорошо с психологической точки зрения.
Что касается недостатков, то таковыми являются:
- имеют фискальное значение;
- могут снизить доход предпринимателей.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Выделяют такие системы соотношения прямых и непрямых налогов в мировой практике на данный момент:
- Англосаксонская. Основную массу составляют прямые налоги, косвенных — незначительная часть.
- Евроконтинентальная. Высокий объем отчислений для страхования и соц. развития. Основные выплаты — непрямые налоги.
- Латиноамериканская. Система основана на добавочных налогах, отчисляемых в бюджет. Увеличение цен при этом способствует росту отчислений. Этот тип соотношения эффективен при нестабильных экономических ситуациях, помогает предотвратить государственный финансовый кризис.
- Смешанная. Задача этой системы — увеличить прямые отчисления, но не за счет подоходного налога, а на поступления от предпринимательской деятельности.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Чтобы система была эффективной, в государстве устанавливается оптимальное соотношение налогов. Страна должна стремиться достичь баланса, создать благоприятные условия для налогоплательщика и эффективно пополнять бюджет. Важно, чтобы государство учитывало приоритеты и потребности в экономике. В России сформировалась смешанная налоговая система. Это позволяет избежать влияния одной разновидности налога на бюджет государства.
При определении подходящей модели соотношения налогов необходимо учитывать менталитет людей, опыт других государств, политическую ситуацию в стране. На сегодняшний день в мировой практике существует несколько систем налогообложения:
- Англосаксонская. Доля прямых налогов больше, нежели косвенных;
- Евроконтинентальная. Такая система характеризуется внушительными отчислениями на социальное развитие, а также страхование. Большую часть платежей составляют косвенные налоги;
- Латиноамериканская. В ней преобладают косвенные платежи. Рост цен приводит к увеличению отчислений в бюджет. Система активно используется при нестабильной экономике, она позволяет защититься от кризиса;
- Смешанная. Развитые страны часто используют такую систему. Большая часть налогов формируется из предпринимательской деятельности. Подоходные налоги остаются небольшими.
При выборе модели налоговой системы нельзя слепо опираться на опыт зарубежных стран. Необходимо принять во внимание много других факторов и особенности законодательства в фискальной сфере.
Классификация налогов
Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.
По объектам обложения налоги делятся на следующие группы:
- налоги на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налоги на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
- налоги на имущество (предприятий и граждан);
- налоги на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налоги за пользование природным ресурсами.
Концепция налогообложения
Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.
Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.
Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.
Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.
Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.
Другие налоги и сборы
Далее поговорим о других видах налогов, существующих в России. Некоторые из этих налогов относятся только к организациям, другие могут относиться и к физическим лицам. Скорее всего вы не столкнётесь с этими налогами, если не будете заниматься предпринимательской или специализированной деятельностью. Но, на мой взгляд, вам будет полезно знать о них.
Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является разница между доходами и расходами организации. Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка 0% предусмотрена для организаций в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.
Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие недвижимым имуществом, которое учитывается на балансе как основные средства. Не признаётся объектом налогообложения: движимое имущество, земельные участки и др. Стоимость имущества может рассчитываться как среднегодовая (остаточная) или кадастровая. Ставки этого налога не может превышать 2,2% при использовании среднегодовой стоимости имущества или 2% при кадастровой.
Торговый сбор. Ещё одним налогом для организаций является торговый сбор. Он устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества. К ним относятся: стационарные торговые объекты (с торговым залом или без него); нестационарные торговые объекты; складские помещения. Плательщиками торгового сбора являются только организации на УСН и ОСН, расположенные в Москве. Другие регионы также имеют право ввести этот налог, но пока им не воспользовались. Подробнее о торговом сборе можно прочитать в Главе 33 НК РФ.
Водный налог. Плательщиками водного налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые используют водные объекты, подлежащие лицензированию. Как правило, к плательщикам налога относятся компании, осуществляющие забор воды или использование акваторий водных объектов. Налог рассчитывается за 1 тыс. куб. воды, в зависимости от вида водного объекта.
Налог за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами. Этот налог платят граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые получили специальное разрешение на добычу определенных видов животных. Налогоплательщик обязан платить налог за каждый добытый объект животного мира или тонну объектов водного мира. Сумма сбора может варьироваться от 10 до 30 000 рублей.
Налог на добычу полезных ископаемых. Как понятно из названия, компании платят этот налог, если добывают полезные ископаемые на территории России. Ставки варьируются от 0 до 8%, в зависимости от вида добываемого сырья. Для нефти, газа и угля устанавливаются отдельные сборы за тонну (кубический метр – для газа).
Налог на игорный бизнес. Если организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, то становится плательщиком этого налога. Ставки налога рассчитываются за каждый объект, с которого компания может получать доход. Например, игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок букмекерской конторы и т.д. Ставки налога, как правило, варьируются от 5000 до 125 000 рублей, налоговым периодом является календарный месяц.
Прямые и косвенные налоги: примеры
Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.
Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.