Статья 359 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 359 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.
Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).
Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).
Главные значения формулы
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.
Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.
Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:
- базы налогообложения
- возраста техники
- категории ТС
- экологического класса
Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.
Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:
- Указать регион.
- В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
- Нажать «Подробнее».
- Перейти во вкладку «Ставки».
- Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
- Кликнуть кнопку «Показать».
Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.
Определение налоговой базы
Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.
Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.
Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:
- субъектом и объектом;
- ставкой;
- учетным налоговым периодом;
- способом начисления;
- особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
- возможными льготами.
В каких случаях платить налог не нужно?
Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:
- легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
- машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
- водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
- средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
- самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
- транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
- иные случаи.
Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).
Льготы по транспортному налогу
Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.
Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.
Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:
- В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
- Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
- ветераны ВОВ;
- инвалиды (1 и 2 группа);
- семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
- другие категории лиц.
- Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.
Объект налогообложения, налоговая база транспортного налога
В ст. 358 НК РФ раскрыто понятие объекта для взимания транспортного налога, это:
-
автомобили (за исключением маломощных машин, оборудованных для инвалидов);
-
мотоциклы и мотороллеры;
-
автобусы;
-
самоходные виды транспорта, в том числе на гусеничном ходу;
-
авиатранспорт;
-
водный транспорт;
-
мотосани и снегоходы.
Транспорт, не признаваемый объектом налогообложения, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ, в т.ч. это:
-
весельные лодки и «моторки» с двигателем не более 5 л.с.,
-
спецавтомобили для инвалидов, и авто до 100 л.с., приобретенные через органы Соцзащиты,
-
промысловые суда (речные, морские),
-
транспорт сельхозпроизводителей, используемый ими для производства сельхозпродукции (тракторы, комбайны, молоковозы и т.п.),
-
авиатранспорт санавиации и медслужбы,
-
транспорт в угоне,
-
другие виды транспорта, перечисленные в списке п. 2 ст. 358 НК РФ.
Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры
К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.
Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.
Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.
Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
Методы учета налоговой базы
В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.
При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.
Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.
Что является налоговой базой по транспортному налогу у ИП
Правила расчета налога, определения налоговой базы и плательщиков налога на транспорт определяет ст. 357 НК РФ, где установлен порядок определения и учета налога для юридических лиц – самостоятельно, для физических собственников – сотрудниками ФНС. Если гражданин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, но одновременно является собственником движимого имущества, то ему следует придерживаться правил, которые утверждены для физических лиц. Налог оплачивается в отношении всех объектов ТС, которые поименованы в п. 1 ст. 358 НК РФ и если у владельца есть право на льготы и преференции он может ими воспользоваться. Для того, чтобы это сделать потребуется обратиться к сотрудникам ФНС с соответствующими документами, которые подтверждают право на льготу (оригиналы).
Если ИП является собственником малолитражного автомобиля как инвалид, а также транспорт предоставлен социальной службой как многодетной семье, то транспортный налог в этом случае оплачивать не понадобится. Это правило действует в отношении ДИ из списка в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Важно! Следует помнить, что обладатели ТС признаются плательщиками налога по факту и периоду владения транспортом.
Также месяц регистрации прав собственности и месяц прекращения действия данных прав (снятия техники с учета в ГИБДД и ФНС соответственно) принимается как полный, даже если события наступили в середине месяца.
Но существуют и те транспортные средства, которые вовсе не облагаются налогом. Следовательно, налоговая база в отношении их также не рассчитывается. К таким транспортным средствам относятся:
- Водный транспорт без двигателя (весельные лодки) или с двигателем, чья мощность не превышает 5 лошадиных сил.
- Легковые автомобили, мощность двигателя которых не превышает 100 лошадиных сил.
- Легковые автомобили, оборудованные для людей с ограниченными возможностями.
- Транспортные средства, которые используются для осуществления пассажирских перевозок.
- Оборудование, необходимое для ведения сельскохозяйственной деятельности.
- Транспортные средства, которые числятся в угоне.
- Транспортные средства, которые используются для воинской службы.
За использование этих транспортных средств налог не взимается.
Ставка транспортного налога.
Проверить транспортный налог.
Расчет авансовых платежей
Сумма авансовых платежей по налогу исчисляется по истечении каждого отчетного периода по формуле:
Сумма авансовых платежей = 1/4 x Налоговая база x Налоговая ставка
По итогам налогового периода (календарного года) сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства следующим образом:
Сумма налога = Налоговая база x Налоговая ставка
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется так:
Сумма налога, Сумма авансовых
подлежащая уплате = Сумма налога - платежей по налогу,
в бюджет исчисленная уплаченных в течение
налогоплательщиками налогового периода
Таким образом, правильность определения транспортного налога устанавливается проверкой правильности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу.
Отдельное внимание следует уделить транспортным средствам, приобретенным и зарегистрированным и (или) снятым с регистрационного учета в течение налогового (отчетного) периода.
Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Также индивидуальные предприниматели являются плательщиками транспортного налога. Однако в отношении них следует учесть, что в главе 28 Налогового Кодекса Российской Федерации не упоминается об индивидуальных предпринимателях, и она регулирует лишь порядок налогообложения организаций и физических лиц. А поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица2, следовательно, индивидуальные предприниматели, исчисляя и уплачивая транспортный налог, должны руководствоваться порядком, установленным для физических лиц.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы и скота, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
В соответствии с действующим Налоговым Кодексом налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Следует обратить внимание на то, что в части установления налогового периода, транспортный налог перестает быть региональным, т.к. Налоговый Кодекс запрещает законодательным органам субъектов Российской Федерации, самостоятельно устанавливать налоговый период4.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу5.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Соответственно и уплата налога, физическими лицами, производится не более чем за три налоговых периода или три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Плательщики: лица, на которых зарегистрированы ТС. Объект налогообложения: Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Не являются объектом налогообложения транспортным налогом: а) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; б) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения; в) промысловые морские и речные суда; г) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; д) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; е) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; ж) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; з) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; и) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.