Уточнение границ земельного участка 2022
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение границ земельного участка 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выше мы вели речь об уточнении границ, проводимом по желанию и за счет самого собственника. Однако кадастровые работы могут также производиться комплексно по заказу местных властей сразу на территории целого кадастрового квартала (-ов). В процессе этого в том числе происходит и массовое уточнение границ участков (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42.1 закона № 221-ФЗ).
Если при межевании участок оказался больше
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или лица, уполномоченные правообладателями земельных участков, обращаются в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Туда необходимо подать заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании. После проведения кадастрового учета выдается кадастровый план участка.
Комплексные кадастровые работы
Такие работы имеют ряд преимуществ:
- они оплачиваются из бюджета муниципального образования или субъекта РФ, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета, а не за счет собственников (ч. 2 ст. 42.2 закона № 221-ФЗ);
- уточняются границы сразу всех смежных участков в пределах определенной территории, что сводит к минимуму риск пересечения границ или кадастровых ошибок, споров.
Практически никому не отказывают на моменте приема документов, поэтому важно отслеживать процесс работы регистратора и быть готовым предоставить дополнительные документы. Отказ возможен в следующих случаях:
- Сведения из заявления и документов не соответствуют;
- Нет письменного согласия третьих лиц, если перераспределение земли затрагивает их интересы;
- Присоединяемый участок изъят из оборота земель или ограничен;
- На участок объявлены торги;
- На участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, государственным или муниципальным органам;
- Площадь участка больше основного на 10%;
- Присоединяемая земля подлежит самостоятельному формированию;
- В схеме расположения имеется хотя бы одно несоответствие.
Изменение границ земельного участка — комплекс мероприятий, направленных на уточнение размеров территории и при необходимости внесения изменений в действующую документацию. Документально это фиксируется только при условии фактического смещения территориальной зоны в ту или иную сторону.
Просто внести обновленные данные недостаточно, необходимо, чтобы государственный орган зафиксировал заявленные изменения. Для этого документ с корректировками подается в государственный орган — Росреестр, который непосредственно и фиксирует внесенные изменения и утверждает заявленные данные печатью.
Документ с измеренными границами подается в филиал Росреестра по месту нахождения ограниченной территории.
Важно! Несмотря на то, что российское законодательство предоставляет разрешение уменьшать и увеличивать границы надела, нужно учитывать, что, если допускается преувеличение нормы погрешности, тогда внесенную информацию необходимо грамотно оформить в документации.
Важное в процедуре изменения границ
Изменение границ земельного участка имеет свои особенности, которые заключаются в двух следующих способах:
- Без внесения корректировок в площадь территории. Представляет собой проведение межевых линий на местности с уточнением всех поворотных углов без сдвигов сторон участка. Возможно некоторое перераспределение земельных участков со сдвигом, в ходе которого площадь участка остается прежней. В таком случае границы могут передвигаться, как в длину, так и в ширину.
- С изменением площади. Такое возможно при объединении, разделении, а также выделении отдельной доли надела. В результате после проведения изменения границ появится новая площадь территории. В некоторых случаях один участок разделяется на две-три части. Обычно такое происходит при возникновении спорных вопросов между наследниками пая или придомовой территории. В случае выделения определенной доли, участок, из которого изъяли некую площадь, остается основным, а новый (доля) считается второстепенным.
Обратите внимание, что заказать изменение границ земельного участка может непосредственный владелец или человек, недовольный захватом площади. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Как уточнить границы земельного участка
Чтобы уточнить границы участка, собственнику нужно обратиться к кадастровому инженеру (его можно найти через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров»).
Кадастровый инженер приедет на место и проведет необходимые замеры. Уточнение границ нужно будет согласовать с владельцами смежных — соседских — участков. Специалист направит им извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, извещение публикуется в местной прессе. В этом случае адресат будет считаться уведомленным, даже если не прочитает объявление. После всех замеров и согласований с соседями кадастровый инженер подает документы в орган регистрации прав.
Результатом становится межевой план, содержащий сведения о координатах границ земельного участка. Границы устанавливаются по документам, подтверждающим, что земля выделена конкретному собственнику в конкретном месте и именно такой площади.
Допустимый предел увеличения площади при установлении и уточнении границ участка:
— не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, который установлен федеральным или местным законом для соответствующих вида разрешенного использования и категории земель.
— если такой размер не установлен, допустимый лимит — не более 10% площади исходного участка по данным ЕГРН: например, к участку в 6 соток максимально можно добавить 0,6 сотки.
Процедура увеличения территории проводится в соответствии с ФЗ №93, некоторые положения которого называют законом о дачной амнистии. Это упрощенная схема, которая допускается в отношении участков, полученных после 2001 года с момента введения Земельного кодекса РФ. Дополнительный участок, оформляемый в собственность по этой схеме, получил название прирезки.
Увеличение площади регулируется главой 4 Земельного кодекса. Законодательство устанавливает понятие перераспределения территории. В результате, у граждан появляется возможность узаконить прирезок земельного участка, занятый самовольно или тот, который гражданин только планирует присоединить.
За проведением процедуры могут обратиться граждане, являющиеся собственниками участков под индивидуальное строительство, садоводство, огородничество и даже сельскохозяйственного назначения.
Чтобы правильно провести процедуру, необходимо соблюдать следующие условия:
- Земля должна иметь такую же территорию, что и основной участок;
- Она не должна подпадать под земли общего пользования;
- Общий размер участка не должен превышать установленные нормативы.
Так, на территории Московской области предельные размеры участка под ИЖС составляют от 6 до 15 соток. Территорию участка нельзя увеличить за счет дорог, коммуникаций и других значимых объектов. Кроме того, нельзя добавить к участку территорию лесного фонда и береговой полосы.
Увеличение площади или так называемая прирезка возможна за счет государственных или муниципальных территорий, не используемых в других целях. Данной процедуре не может подвергаться частная земля, принадлежащая соседям. Как правило, это небольшие участки, которые находятся в тупике или окружены другими участками без возможности подъезда.
Размер присоединяемой площади рассчитывается в индивидуальном порядке, но она не должна быть больше 10% от размера основного участка. Если предельная площадь превышена, придется сформировать новый участок через Росреестр и выкупить его по установленной кадастровой стоимости. Чтобы узнать точные предельные показатели, необходимо обратиться в местную администрацию.
После получения документов на собственность по основному участку, нужно выполнить межевание территории. Для этого приглашается кадастровый инженер с лицензией или сотрудники геодезической компании. В результате собственник получает проект межевания и схему расположения расширенного участка.
Специалист должен убедиться, что на территорию нет претензий третьих лиц и она не находится в собственности другого землевладельца. Выполняются замеры и устанавливаются границы таким образом, чтобы не было наложений на территорию соседей.
Важно убедиться, что с их стороны нет конфликта и несогласия по поводу прохождения границ. В итоге готовится межевой план и акт о выполнении работ, в котором должны расписаться собственники смежных участков, если таковые имеются. Если все в порядке, можно приступать к дальнейшему оформлению документов.
Как бесплатно узаконить «прирезку» земельного участка
Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель.
Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.
Наложение границ: как можно выявить ошибку?
Наложение границ земельного участка на соседний участок может обнаружиться в результате при постановке объекта недвижимости на регистрационный учет или при проведении процедуры межевания с целью раздела, объединения, регистрации или перераспределения надела.
В первом случае заявителю будет отказано в регистрации до устранения неточностей в Государственном реестре.
При обнаружении неточностей при проведении межевания специалист составляет заключение, в котором указывает:
- причину возникновения наложения;
- детальное описание выявленной погрешности;
- участок, границы которого также были нарушены в результате возникновения ошибки;
- данные, полученные в результате процедуры межевания, благодаря которым можно исправить выявленную погрешность.
Этим документом подтверждается факт несоответствия. При составлении заключения должны быть учтены интересы всех владельцев спорных наделов, площадь их недвижимого имущества должна быть учтена. Инженер должен собрать всех заинтересованных лиц для того, чтобы избежать возможной конфликтной ситуации. Только после этого он составляет заключение, которое вместе с заявлениями собственников наделов, чьи интересы были затронуты, передается в Росреестр. У компетентного органа есть пять рабочих дней для того чтобы внести соответствующие изменения.
Что делать, если участок ранее не был размежёван?
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Основные условия для оформления таких участков следующие:
- земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
- нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
- владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.
Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.
Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.
В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.
По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.
N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Уточнение границ земельного участка с увеличением площади
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.
2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.
Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Текст письма официально опубликован не был
Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка) — Юридическое агентство «Адилханов и партнеры»
- Главная страница » Публикации » Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- В каких случаях можно уточнить границы земельного участка?
- Если не установлена смежная граница с соседним земельным участком (смежным землепользователем).
- Если фактическая используемая площадь земельного участка, больше площади, указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте. При этом, фактические границы должны существовать на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.).
- Если площадь, указанная в документах предшествующих лет в отношении земельного участка (техническом плане, инвентаризационной карточке, картографическом плане, схеме расположения земельного участка и пр.) больше площади указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте.
Земельные юристы агентства «Адилханов и партнеры» имеют успешную судебную практику по делам об уточнении границ земельных участков с увеличением его площади. Юридические услуги нашего агентства включают полный спектр
Каков порядок уточнения границ земельного участка в досудебном порядке?
- Обращение к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка.
- Уведомление всех заинтересованных лиц (смежных землепользователей, с кем смежные границы не установлены) о проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка.
- Подписание акта согласования границ со всеми смежными землепользователями, с кем смежные границы не установлены.
- Обращение в Кадастровую палату с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении границ уточняемого земельного участка.
Законодательное регулирование
Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.
В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.
В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.
В этом случае необходимо будет обращаться к другому нормативному акту, в соответствии с которым осуществляется вся межевая деятельность на территории России. Таким нормативным актом является Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”.
Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.
Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.
Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.