Расчет «административного» срока исковой давности (Баразненок Н.)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет «административного» срока исковой давности (Баразненок Н.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения
Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ
В пп. 13.1, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
В случае истечения сроков давности производство по делу подлежит прекращению
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Какое правонарушение является длящимся? Исчисление сроков давности при длящемся правонарушении
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Исчисление сроков давности при правонарушении о неисполнении обязанности
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Приостановление срока привлечения к ответственности
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
Истечение срока привлечения при пересмотре постановления
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности – обстоятельство, исключающее производство по делу
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года приведены следующие правовые позиции:
О длящемся правонарушении и повторном привлечении к ответственности за длящееся правонарушение
«Вопрос 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
С какого момента начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности
Сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляются в месяцах или годах. Течение срока начинается со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П).
При совершении длящегося правонарушения срок давности исчисляется со дня обнаружения правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Например, если последним днем срока выполнения соответствующей обязанности является 20 мая и в указанный срок эта обязанность не была выполнена, срок давности привлечения к административной ответственности за такое нарушение начинает течь с 21 мая.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, за которые предусмотрено наказание в виде дисквалификации, исчисляется (ч. 3, 6 ст. 4.5 КоАП РФ):
• в общем случае — со дня совершения правонарушения;
• по нарушениям, указанным в ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, — со дня, когда комиссия антимонопольного органа вынесла решение, которым установлен факт нарушения законодательства РФ;
• по длящимся нарушениям — со дня обнаружения правонарушения.
Специальные правила о том, с какого момента начинают исчисляться сроки давности привлечения к административной ответственности, установлены и для некоторых иных административных правонарушений (например, для нарушений в сфере размещения государственного оборонного заказа, предусмотренных ст. 14.55.2 КоАП РФ (ч. 6.1 ст. 4.5 КоАП РФ), для некоторых нарушений в сфере антимонопольного законодательства (ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ), для административных правонарушений, совершенных в Антарктике (ч. 7 ст. 4.5 КоАП РФ)).
Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями, — три месяца .
В виде исключения из этого правила за наиболее грубые нарушения безопасности дорожного движения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения, ныне установлен специальный давностный срок, равный одному году.
Для разных по характеру деяний различна и точка отсчета срока давности привлечения к административной ответственности. Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения.
При длящихся административных правонарушениях этот срок начинает исчисляться иначе — со дня обнаружения правонарушения. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 N 5, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).
———————————
Подчеркнем, что указанный срок распространяется лишь на те дела, которые рассматриваются в судах по первой инстанции в соответствии с их компетенцией, определенной в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, и не касается случаев рассмотрения судами дел по жалобам и протестам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.
Вс предлагает увеличить срок давности привлечения арбитражных управляющих к ответственности
27 ноября Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении в Госдуму законопроекта, которым предлагается дополнить ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности».
Согласно действующей редакции ч.
3 данной статьи за административные правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – одного года со дня его обнаружения. Законопроектом предлагается предусмотреть, что срок привлечения к ответственности за длящееся правонарушение будет равен году только в случае, если ч. 1 этой статьи не предусмотрен более длительный срок.
В пояснительной записке к проекту закона указано, что ч. 1 ст. 4.
5 КоАП для ряда нарушений, в том числе для нарушений законодательства о несостоятельности, установлен срок давности привлечения к ответственности три года, в то время как в соответствии с ч.
3 данной статьи он составляет год. При этом не определяется, какая из норм является приоритетной. Это свидетельствует о наличии коллизии и влечет сложности в правоприменении.
В качестве примера приводится случай привлечения арбитражного управляющего впервые к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.
Срок давности привлечения его к ответственности составляет три года.
При этом за повторное нарушение законодательства о несостоятельности, влекущее дисквалификацию, то есть более строгое наказание, срок давности согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП составляет один год.
Предполагается, что изменение положений ч. 3 ст. 4.5 КоАП устранит коллизию между правовыми нормами и исключит ситуацию, позволяющую избежать административной ответственности лицам, повторно совершающим нарушение законодательства о несостоятельности.
Комментируя предлагаемое изменение, арбитражный управляющий, член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Алексей Леонов отметил, что оно соответствует общему тренду ужесточения административного законодательства, в том числе по отношению к арбитражным управляющим.
Он добавил, что в законопроекте закрепляется правовая позиция, ранее изложенная Верховным Судом в Определении от 5 октября 2018 г. № 302-АД17-15232 по делу № А33-414/2017.
Как рассказал Алексей Леонов, судебная коллегия проанализировала изменение первоначальной редакции ч. 1 ст. 4.5 КоАП и, руководствуясь положениями ч. 1 в действующей редакции и ч. 3 ст. 4.5 КоАП, отменила принятые по делу судебные акты.
Коллегия пришла к выводу о том, что для определения срока, в течение которого должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.
13 КоАП за повторное нарушение законодательства о несостоятельности, следует исходить из направленности внесенных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП изменений на усиление ответственности за совершение отдельных видов правонарушений.
Судебная коллегия указала, что при повторном нарушении законодательства о несостоятельности срок давности привлечения к административной ответственности не может быть меньше, чем при первоначально совершенном правонарушении.
Кроме того, коллегия судей указала, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение повторного нарушения законодательства о несостоятельности, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.
13 КоАП, не зависит от субъекта, совершившего правонарушение (должностное лицо, к которому применяется наказание в виде дисквалификации, или юридическое лицо, к которому применяется наказание в виде административного штрафа), а также от назначенного вида наказания.
Иное может привести к нарушению закрепленного в ч. 1 ст. 1.4 КоАП принципа равенства перед законом.
Судебная коллегия признала ошибочным вывод судов о применении к рассматриваемым правонарушениям годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
«Правовая позиция ВС по этому делу не нашла отражения в обзорах судебной практики Верховного Суда, что может свидетельствовать об отсутствии единого подхода высшей судебной инстанции к этому вопросу, – рассказал Алексей Леонов. – В то же время данным законопроектом ВС указывает законодателю на необходимость устранения имеющихся коллизий между правовыми нормами и дальнейшего ужесточения административной ответственности арбитражных управляющих».
«Полагаю, что внесение предложенного изменения облегчит участникам дел о банкротстве наказание “неугодных” и постановку под контроль “строптивых” арбитражных управляющих путем инициирования ретроспективных проверок их деятельности, в том числе по давно завершенным процедурам, – предположил Эксперт.
– Находясь в течение трехлетнего срока под угрозой деквалификации, арбитражный управляющий будет утрачивать независимость в принятии решений в рамках процедуры банкротства. В этой ситуации любое новое формальное нарушение закона может фактически означать для него длительный запрет на профессию».
Алексей Леонов заключил, что принятие законопроекта не будет способствовать укреплению принципа независимости арбитражного управляющего, что негативно скажется на профессиональном сообществе.
Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов отметил, что позиция Пленума Верховного Суда заслуживает внимания, однако, по его мнению, с нею вряд ли можно согласиться в полной мере. «С одной стороны, авторы законопроекта правы, обращая внимание на сложность в применении судами ч. 1 и 3 ст. 4.5 КоАП в делах о банкротстве: в ч.
1 определен трехлетний срок давности привлечения к административной ответственности, в то время как ч. 3 устанавливает один год для административных правонарушений, влекущих наказание в виде дисквалификации, – пояснил он. – С другой стороны, лично я не усматриваю в этом коллизии между правовыми нормами, о которой сказано в постановлении Пленума».
Александр Арбузов пояснил свою позицию: если взглянуть на различные составы административных правонарушений в сфере банкротства, то мы увидим, что некоторые из них не предусматривают дисквалификацию – например, ч. 3 ст. 14.
13 КоАП («Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве)»).
Соответственно, по словам эксперта, для таких дел может применяться трехлетний срок, а для других, где дисквалификация присутствует, – один год.
«Такой подход может показаться неудобным, но все же разобраться в этом не так сложно, – считает он. – Со своей стороны, я бы предложил альтернативный вариант: не увеличивать годичный срок ч. 3 ст. 4.5 КоАП, а, напротив, уменьшить применительно к банкротствам установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП три года до одного.
Дело в том, что процесс банкротства известен своими сложностями в части установления фактов, особенно когда оно длится долго и когда речь идет о привлечении кого-либо к ответственности.
Поэтому вместо того, чтобы заставлять суды ретроспективно разбираться в обстоятельствах аж трехлетней давности, я бы рекомендовал сократить это время, стимулируя тем самым процесс с другой стороны».
Юридические факты начала исчисления давностного срока
День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ч. 1 ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.
К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. К ним относятся нарушения правил публичного санкционирования в сфере экономической деятельности, в частности безлицензионная деятельность или нарушения лицензиатом условий лицензирования (см. ч. 2-4 ст. 14.1, ч. 1-3 ст. 19.20 КоАП). Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.
Особенности исчисления
Как правило, срок давности административного правонарушения начинается с момента совершения. Если проступок совершается неоднократно, то он считается длящимся. Например, единожды неуплаченный штраф — разовое нарушение. Если же субъект постоянно совершает проступки, не исполняя обязанности, то оно будет длящимся.
Данную разницу следует понимать при исчислении срока давности. Если проступок разовый, то он начинается с момента его совершения, вне зависимости от того, когда он был выявлен. Если же он длящийся, то исчисление срока давности начинается с даты, когда было зафиксировано последнее нарушение. При этом повторность будет считаться отягчающим обстоятельством.
Если же административное правонарушение выразилось в форме бездействия, то срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем для исполнения соответствующей обязанности.
В силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа – в последние сутки этого месяца.
ООО «Росгосстрах» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения ФСФР России в ЦФО о привлечении Общества к административной ответственности со ссылкой на недоказанность события административного правонарушения.
Как установлено судом, указанная страховая организация должна была на основании запроса регионального отделения ФСФР России предоставить последнему информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании подп. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Исполнить данную обязанность организация должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса, а последним днем для исполнения данной обязанности является 17 августа 2012 года.
Неисполнение указанного в запросе требования в установленный срок послужило основанием для вынесения административным органом постановления от 18.10.2012 о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 тыс. руб.
Арбитражный суд г.Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» совершено указанное административное правонарушение, однако признал, что постановление вынесено административным органом за пределами двухмесячного срока давности привлечения организации к административной ответственности.
При этом суд первой инстанции руководствовался следующим. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 (в редакции от 10.11.2011) и п.14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Следовательно, поскольку вменяемое заявителю правонарушение не является длящимся, исчисление срока давности должно начинаться именно со дня совершения вменяемого заявителю административного правонарушения.
Непредставление заявителем истребуемых ответчиком в запросе документов является бездействием.
Административным правонарушения ГИБДД
Оплата штрафов по административным нарушениям ГИБДД должна производится в течение 2-х месяцев со дня получения постановления. Если погашение санкции происходит в первые 20 дней, то сумма сокращается в два раза. Неуплата сопровождается открытием исполнительного производства. Должнику предоставляется 5 дней на внесение суммы штрафа. Злостное уклонение от санкции дает право суду обратить взыскание на имущество должника.
Штраф свыше 10 тысяч автоматически делает гражданина невыездным за пределы РФ до его погашения.
Срок давности административных правонарушений ДТП составляет 2 месяца. Для наказания штрафам, назначенным через суд – 3 месяца. Обжалование судебных взысканий может быть осуществлено в течении 60 дней, штрафов инспектора через начальника автоинспекции – в 10 дней. Принятие жалобы на рассмотрение означает приостановление срока до вынесения нового судебного решения.
Если нарушитель не был привлечен за совершенное на дороге правонарушение в течение 2-х месяцев – срок исковой защиты истекает.
В случае, когда постановление о нарушении было вынесено, срок давности его исполнения составляет 2 года. Этот период может быть приостановлен, если виновное лицо намеренно скрывается и препятствует применению санкции.
Срок исковой давности по лишению водительских прав в части исполнения наказания начинает течь с момента вынесения постановления. Скрываться от уведомления о назначенной санкции не имеет смысла, так как электронная база ГИБДД будет содержать все данные о наложенном взыскании.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Невыплата заработной платы — недлящееся нарушение?
Пункт 14 Постановления N 5 поясняет, что нарушение является длящимся, когда выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Судье следует иметь в виду, что ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления N 5).
С этой точки зрения невыплата заработной платы подпадает под перечисленные признаки: длительное (действительно, не выплачивается, например, 1,5 месяца) непрекращающееся (условно говоря, снова и снова не выплачивается) невыполнение возложенных законом обязанностей. Статья 22 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность выплачивать заработную плату работнику в полном объеме в установленные сроки (не реже чем каждые полмесяца). И это — та самая обязанность работодателя, которая возложена на него законом: ст. 22 Трудового кодекса РФ.
Но здесь п. 14 Постановления N 5 оговаривается: «Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением». Переводя на трудовые отношения, в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается в дни, установленные трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором. Именно в эти дни работодатель обязан выплатить заработную плату работнику. Это — именно тот «установленный законом срок», о котором говорит Постановление N 5.
Исключения из общеустановленных сроков давности
Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.
В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:
- Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
- Иммиграционного законодательства;
- Защиты прав потребителей;
- Страхового законодательства;
- Порядка проведения выборов и референдума;
- Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
- Ряда коррупционных действий;
- Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
- Соблюдения нормативов безопасности;
- Проведения массовых мероприятий и митингов.
Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.
Что будет если не оплатить штраф по ст. 25.25 КоАП? Привлекут еще раз?
Часто возникает вопрос — могут ли привлечь еще раз по ст. 25.25 КоАП за неоплату штрафа уже назначенного по этой же самой статье за неуплату первоначального штрафа. В кодексе есть норма, согласно которой за одно и тоже правонарушение нельзя наказать дважды. И многим кажется, что если за неоплату штрафа уже наказали двойным штрафом, то еще раз наказать нельзя, но к сожалению все не совсем так.
Когда Вас привлекают по статье 20.25 КоАП РФ за неоплату штрафа в установленный 60-ти дневный срок, то по сути Вы признаетесь виновным в совершении нового, еще одного административного правонарушения предусмотренного ст. 25.25 КоАП РФ. А значит это другое — самостоятельное нарушение, на оплату штрафа по которому Вам так же дается 60 суток и если в срок штраф не оплачен, то Вы по сути совершаете новое правонарушение, за которое Вас вновь могут наказать применив ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Неоплата штрафа по статье 20.25 КоАП РФ влечет повторное привлечение к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.
Эта череда привлечения к административной ответственности за неоплату штрафов может длиться до бесконечности, никаких границ закон не предусматривает. Однако на практике происходит по другому. Поскольку кодексом предусмотрены разные виды наказания, то второй раз штраф накладывают очень редко. В подавляющем большинстве случаев второй раз суд назначит наказание в виде ареста на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50-ти часов.