Сколько действуют авторские права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько действуют авторские права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изобретения также относятся к тем объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть унаследованы как по завещанию, так и по закону. Регулируется наследование изобретений по ГК РФ и по ст. 10 Патентного закона.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;

в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска ;

г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;

д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Административная ответственность

Порядок возникновения административной ответственности за нарушение авторских прав и возможные наказания для нарушителя определяются часть 1 статьи 7.12 действующего в России КоАП.

Ключевым условием для привлечения к этому виду ответственности становится цель правонарушения, которая заключается в извлечении дохода.

Сутью нарушения выступает незаконное использование фонограмм или экземпляров произведения в виде ввоза, продажи, сдачи в прокат.

При этом не имеет значения, являются они контрафактными, или содержат неверную информацию об авторе, производителях, месте производства и т.д.

Наказанием в данном случае становится конфискация контрафакта и штраф за нарушение авторских прав, величина которого определяется статусом правонарушителя:

  • от 1,5 до 2,0 тыс. руб. – для физлиц;
  • 10-20 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • 30-40 тыс. руб. – для организаций.

Более серьезное наказание предусматривается положениями статьи 14.33 КоАП, предусматривающей нарушение авторских прав в рамках недобросовестной конкуренции. В подобной ситуации должностное лицо наказывается штрафом от 20 тыс. руб. или дисквалификацией продолжительностью до 3 лет.

Юридическое лицо будет вынуждено заплатить от 1% до 15% от суммы полученной выручки при минимальном размере штрафа, составляющем 100 тыс. руб. Важно отметить, что для расчетов используется не цена контрафакта, а стоимость легального товара, изготовленного с соблюдением авторских прав.

Указанная последней правовая норма подтверждена статьей 25 Постановления №14 Пленума ВС РФ (датируется 26 апреля 2007 года). В документе четко указано, что в рамках классификации неправомерных деяний и определения их размера как крупного или особо крупного, требуется руководствоваться розничной ценой лицензионных/оригинальных фонограмм или произведений.

Защищает ли авторское право идею

Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

Читайте также:  Замена водительских прав в связи со сменой фамилии

Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто
так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение.
Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно
стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

Использованием авторского произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считаются, в частности (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

  • воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой;
  • сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • ретрансляция – прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
  • перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.);
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • Использование произведений без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного их использования, в частности, в таких:
  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275 ГК РФ);
  • использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);
  • воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);
  • запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных гл. 70 «Авторское право» ГК РФ.

Срок действия исключительных авторских прав / Иван Бардов

Авторское право в силу положений ст. 1226, 1255 ГК РФ есть комплекс прав, состоящий из:

  • исключительного права, являющегося имущественным;
  • личных неимущественных прав;
  • иных прав.

Некоторые из этих категорий имеют ограниченный срок правовой охраны, другие же действуют и охраняются бессрочно.

Перечень объектов авторских прав приведён в п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Согласно ему, объектами авторских прав являются:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
  • другие произведения.

Виды интеллектуальной собственности и характер наследования

Рассмотрим виды авторских прав, их характерные черты и особенности наследования:

  1. Имущественные. Позволяют наследнику выставлять произведение на публику (публиковать, представлять на выставках, сдавать в аренду) и получать от этого доход. Наследование проводится на основании закона или завещания. При отсутствии наследника авторское право переходит в государственную собственность.
  2. Право следования. Обеспечивает получение некоторого дохода после продажи оригинала объекта искусства. Право на наследование получают только наследники.
  3. Личные неимущественные права. Подразумевается передача автору право на авторство, неприкосновенность и защиту авторской репутации. Они не могут переходить по наследству и сохраняются за их владельцем посмертно.
  4. Право на отзыв, публичное обнародование, внесение корректировок. Является разновидностью неимущественного права.
Читайте также:  Что такое предоплата при съеме квартиры?

Что собой представляет наследственная трансмиссия

Это понятие вступает в действие тогда, когда после смерти наследодателя прекращает жизнь его законный наследник или человек, упомянутый в завещании. Тогда причитающаяся доля такого наследника может достаться его родственникам, иным людям в силу закона, написанного завещания.

В существующей схемы в расчет берется не дата, а время смерти, установленное соответствующим учреждением. Даже если наследодатель и его основной наследник умерли с интервалом в несколько минут (что зафиксировано документально), вступает в силу описываемая процедура.

Трансмиссия наступает тогда, когда покойный наследник не мог подать требуемые сведения нотариусу до момента смерти. Если же заявление в части наследства подано, доля наследодателя зачисляется в состав общей наследственной массы наследника и распределяется дальше.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл. Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для оповещения о праве на произведение автор может использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

Авторское вознаграждение: размер и порядок его выплаты

Автор – это физическое лицо, создавшее некий объект. Только он может законно использовать результат своей деятельности, распоряжаться и передавать свое исключительное право.

Право на авторское вознаграждение есть у каждого автора, в особенности, если произведение признано служебным. Наследники создателя тоже могут получать деньги от лиц, использующих объект. Однако на служебное произведение или изобретение это распространяется лишь отчасти. К наследникам в этом случае право на получение гонорара не переходит, но они могут получить остаток невыплаченной наследодателю суммы.

Всего есть четыре общих основания для выплаты:

  • создание РИД в рамках договора авторского заказа;
  • передача прав на использование РИД по договору;
  • создание служебных патентоохраняемых объектов, произведений в рамках трудовых отношений;
  • коллективное управления делами.

При работе на заказ обязательно нужно заключить соглашение, в котором прописаны порядок выплаты и размер гонорара. В случае неисполнения одной из сторон своих обязательств, можно смело идти в суд.

Для передачи прав на объект можно использовать лицензионный договор или договор отчуждения:

  1. В первом случае происходит частичный переход прав на объект.
  2. Во втором случае права передаются полностью.

Также стоит отметить, что договор по общему правилу считается возмездным. Соглашения об отчуждении и передаче исключительных прав должны содержать условия о размере или способе определения размера вознаграждения, или в тексте прописывают положение о безвозмездности сделки.

Договор авторского заказа имеет общие черты с договором подряда. В рамках этого соглашения автор создает произведение для заказчика.

Например, заказать стихи для поздравления своего родственника у автора можно по договору авторского заказа.

Этот договора отличается тем, что объекта в момент подписания соглашения еще реально не существует, а его создание и дальнейшее использование при этом четко регламентировано.

Если договора не было, то защитить свое право на гонорар можно через Российское авторское общество. Оно добивается достойных гонораров для авторов в случае нарушений.

Работодатели при создании сотрудником служебного произведения часто считают, что заработной платы достаточно, но это не так. Помимо исполнения требований законодательства, создание системы оплаты авторского вознаграждения – это стимул для работников к качественному выполнению творческих задач, а также защита работодателя от судебных споров.

Право автора на вознаграждение возникает в момент создания объекта. В отношении изобретений, промышленных образцов и полезных моделей оно неотчуждаемо. Но получать авторское вознаграждение по ГК РФ за факт создания произведения или изобретения – нельзя.

Нужно, чтобы заинтересованное лицо захотело использовать ваш объект. Размер авторского гонорара устанавливается автором с участием стороны, планирующей использовать произведение или изобретение. Если соглашение по сумме не достигнуто, придется устанавливать размер авторского вознаграждения в суде.

Если речь идет о служебном произведении, то заинтересованной в РИД стороной является работодатель, который обязан осуществить выплату авторского вознаграждения сотруднику. Однако есть одна оговорка: платить нужно, если в течение трёх лет с момента сдачи работником объекта работодателю, последний начнет его использовать, передаст по лицензионному договору или решит сохранить в тайне. При неисполнении этих требований исключительное право переходит обратно к автору по истечении трех лет.

Есть также опасность для работодателя, если он не составит документы о создании служебного произведения верно.

Например, не пропишет порядок выплаты авторского вознаграждения за служебное произведение или установит, что гонорар входит в з/п. В практике такие случаи – не редкость. Сотрудники могут заявить, что обособленной выплаты не было, значит, гонорар не выплачивался. На чью сторону встанет суд – большой вопрос. Заработная плата и гонорар – разные выплаты.

Совет руководителям: Обязательно подробно прописывайте в трудовом договоре, в должностной инструкции и других локальных актах информацию о процессе создания служебных произведений и методах оплаты.

Выбрать можно любой способ расчета:

  • периодические фиксированные платежи;
  • единовременная выплата;
  • процент от прибыли;
  • и другое.

Договор между участниками музыкального коллектива

Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.

Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.

Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.

Читайте также:  Оплата детского сада материнским капиталом

Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.

Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.

Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)

Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».

Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Виды авторского вознаграждения

В части четвертой ГК РФ указаны разновидности авторского вознаграждения в зависимости от источника их поступления:

1.Вознаграждение по договору. На уже созданное произведение автор может передать права физическому лицу или организации, например, издательству, которое будет осуществлять коммерческое использование произведения путем издания книги. Такая передача возможна:

  • По лицензионному договору. Имеется в виду временное предоставление прав, например, автор передает право на издание своей книги издательству.
  • По договору об отчуждении исключительных прав. Речь идет о передаче всего объема исключительных прав, но автором остаетесь вы.

2.Вознаграждение по договору авторского заказа. Данное соглашение часто сравнивают с договором подряда, так как по конструкции они очень похожи. Вам дают задание, а вы его выполняете за определенную плату. Но не стоит забывать, что к интеллектуальной собственности в целом не применяются нормы ГК РФ о вещных правах, в данном случае о договоре подряда.

Изъятие прав из РАО и ВОИС

В управление РАО и ВОИС по умолчанию входит весь мировой репертуар музыки, но если правообладатель не желает сотрудничать с этими организациями, он может пройти процедуру изъятия прав. После этого общества не смогут выдавать разрешения и собирать вознаграждение в отношении его музыки.

Если кто-то захочет использовать вашу музыку, ему будет нужно договориться с вами напрямую (как правило, путем заключения отдельного лицензионного договора).

В прессе время от времени можно увидеть новости о том, что известные авторы и исполнители изъяли права на свои произведения из РАО и ВОИС. Но даже с учетом того, что система коллективного управления несовершенна, вести работу по администрированию своей музыки самому весьма накладно. Как правило, это могут позволить себе только крупные и известные правообладатели.

В феврале 2020 года РАО проиграло иск по концерту Эмира Кустурицы — организаторы события («Академия чудес») успешно доказали в суде, что сами заплатили авторское вознаграждение музыканту. Подробнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *