Раздел 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

О формах и методах контроля

Как известно, о терминах не спорят — о терминах договариваются. Вместе с тем произвольное применение терминологии затрудняет единообразное их понимание, реализацию на практике соответствующей деятельности, а также затрудняет общение специалистов.

Таким образом, в масштабах организации контроль (сделаем допущение, что контроль и надзор — это одно и то же) включает как установление того, насколько субъект контроля выполняет установленные требования, так и принятие тем, кто осуществляет контроль, соответствующих мер. Эти меры включают не только восстановление нарушенных прав, но и устранение причин для повторения подобных нарушений в будущем.

Исходя из этого внутренний контроль, осуществляемый в организации своими специалистами, является действенным средством управления, сопряженным с вмешательством в деятельность субъекта контроля, в том числе и путем понуждения его к определенной деятельности.

По сложившейся практике контроль подразделяют на:

  • предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений (экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, надзор за ходом их строительства и реконструкции, участие в работе по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, участие в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и др.);
  • текущий контроль, осуществляемый в плановом порядке в процессе производственной деятельности;
  • последующий контроль, осуществляемый при проведении расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявлений и жалоб работников.

Формы и методы осуществления контроля различны.

Основными способами осуществления контроля являются:

  • изучение информации и документов;
  • проверка состояния работы путем личного посещения объекта контроля;
  • опросы (интервью) работников.

Изучение информации и документов включает:

  • анализ установленной отчетности, служебных записок, предложений, заявлений и жалоб работников;
  • истребование и получение документов от проверяемого субъекта, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией, документами, имеющими отношение к рассматриваемой деятельности проверяемого субъекта, как на бумажных, так и на электронных носителях.

Исходя из указанного проверка является одной из возможных форм осуществления контроля.

По сложившейся практике проверки подразделяют на:

  • комплексные, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по всем вопросам охраны труда во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации;
  • целевые, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по достаточно узкому, заранее определенному кругу вопросов охраны труда;
  • оперативные, осуществляемые в профилактических целях.

При проверке состояния работы путем личного посещения осуществляется осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта, используемых для осуществления производственной деятельности, транспортных средств, оборудования, изделий и продукции проверяемого субъекта.

Проверка состояния работы путем личного посещения субъекта контроля в совокупности с изучением документов и информации позволяет составить более полное представление о состоянии соответствующей деятельности проверяемого субъекта хозяйствования.

Опросы (интервью) работников способствуют уточнению ранее собранной и получению новой информации о проверяемой деятельности.

Контроль за соблюдением требований охраны труда в ЛПУ

Рекомендации для главного врача по осуществлению
контроля за соблюдением требований охраны труда

Контроль за соблюдением требований охраны труда в учреждении здравоохранения осуществляется работодателем и должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности труда.

Эффективность контроля определяется политикой работодателя в области управления охраной труда, подготовкой работников организации по вопросам охраны труда, последовательным улучшением состояния охраны труда на рабочих местах.

Вопросы по проведению контроля могут решаться через коллективный договор и соглашение по охране труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, органами общественного контроля и иными заинтересованными организациями.

Основные виды контроля за соблюдением
требований охраны труда

К основным видам контроля за соблюдением требований охраны труда в организации относятся: — контроль за безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, соблюдением работниками технологических инструкций, применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами; — контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах; — контроль за обучением безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве; — контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; — контроль за проведением обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований); — контроль за режимом труда и отдыха; — контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка; — контроль за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты; — контроль за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием; — контроль за проведением специальной оценки условий труда; — контроль за принятием необходимых мер по сохранению жизни и здоровья при возникновении аварийных ситуаций, в том числе осуществлении надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим; — контроль за своевременным проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев, а также возмещением вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием пострадавшим; — контроль за выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Контроль за соблюдением требований охраны труда обеспечивается: — разработкой и утверждением распорядительных документов организации о назначении должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, электрохозяйства, сосудов, работающих под давлением, паровых и водогрейных котлов, газового хозяйства и иного оборудования; — составлением и выполнением графиков проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов (при их наличии), предохранительных приспособлений и защитных устройств, осмотров зданий и сооружений; — применением приборов, инструментов и оборудования для контроля вредных для здоровья производственных факторов; — соблюдением работниками требований проектной, технологической и иной документации, содержащей требования к производственным процессам; — планированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— стимулированием безопасности труда: поощрением работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда; привлечением к ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов по охране труда.

  • Формы и порядок проведения контроля
    за соблюдением требований охраны труда

К формам контроля за соблюдением требований охраны труда относятся: многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, Дни охраны труда, комплексные обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда. Формами контроля за соблюдением требований охраны труда могут быть и проведение смотров-конкурсов на лучшего по профессии, лучшее рабочее место (подразделение) по охране труда. Наиболее распространенной формой контроля за соблюдением требований охраны труда является многоступенчатый контроль. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится: — на первой ступени — на участке подразделения, в смене или бригаде; — на второй ступени — в структурном подразделении организации; — на третьей ступени — в организации в целом. Первая ступень контроля осуществляется ежедневно в начале рабочего дня (смены) непосредственным руководителем работ совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться работниками незамедлительно. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены собственными силами, то руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
Результаты проверки фиксируются в специальном журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя работ. Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем подразделения организации, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят представители службы охраны труда, профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа, специалисты подразделения и служб организации. График проверки устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом и выдается руководителям работ и иным должностным лицам подразделения. Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения. Если намеченные мероприятия не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель подразделения по окончании работы комиссии докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения. Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации (его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, руководители надзорных и иных служб организации, председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. Проверка проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения. Организация, проверка которой за один обход невозможна, проверяется по отдельным подразделениям по годовому графику с таким расчетом, чтобы в течение года каждое подразделение было обследовано не менее четырех раз. График проверки утверждается руководителем организации, согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается всем руководителям подразделений. Комиссия третьей ступени может быть разделена на подкомиссии под руководством главных специалистов или заместителей руководителя организации для проведения проверок по отдельным подразделениям.

Читайте также:  Аэрофлот ручная кладь: габариты и вес 2023

Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.

  • Должностные лица органов государственного
    контроля и надзора несут ответственность
    за выполнение возлагаемых на них
    обязанностей в соответствии с
    законодательством РФ.
  • Общественный
    контроль за охраной труда
  • Общественный контроль за соблюдением
    законных прав и интересов работников
    в области охраны труда осуществляется
    профессиональные союзы в лице их
    соответствующих органов и иные
    уполномоченные работниками представительные
    органы, которые могут создавать в этих
    целях собственные инспекции.
  • Уполномоченные
    (доверенные) лица по охраны труда
    профессиональных союзов или трудового
    коллектива действуют в соответствии с
    рекомендациями, разработанными
    государственным органом управления
    охраной труда.
  • Профессиональные
    союзы в лице их соответствующих органов
    и иные уполномоченные работниками
    представительные органы имеют право:
  1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;

  2. Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

  3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

  4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;

  5. Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;

  6. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

  7. Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

  8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  9. Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

  10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

  11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда

Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

  1. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.

    Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

    На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.

Административная
ответственность
выражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.

Важно

Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.

Уголовная
ответственность

должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.

В ст.

140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.

Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.

140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.

Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).

Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.

Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.

Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда

За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

Вопросы для
самопроверки

  1. Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.

  2. Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

  3. Какие документы относятся к локальным правовым актам?

  4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?

  5. Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?

  6. Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?

  7. К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?

  8. Как организовано управление безопасностью труда в РФ?

Читайте также:  Мосгорздрав — Департамент здравоохранения г. Москвы

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии; — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Реферат: Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Введение

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

  • Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Постановка данной цели требует реализации ряда задач:
  • — дать определение федеральной службе по труду и занятости;
  • — рассмотреть полномочия трудовой инспекции;
  • — рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;
  • — рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;
  • — рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

  1. 1.Государственный надзор и контроль
  2. Федеральная служба по труду и занятости
  3. В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

Особенности классификации органов государственного надзора и контроля за соблюдением ТК РФ

На основании ст.1 ТК ряд отношений государственного контроля (надзора), профессионального контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство, (сюда же входит законодательство об охране труда) и ряд иных нормативно-правовых актов, которые включают в себя нормы трудового права, относят к другим, напрямую связанным с трудовыми, отношениям. Исходя из этого, можно сказать, что отношения, которые рассматриваются, можно воспринимать как предмет трудового права.

На основании ст.2 Конституции РФ под признанием, соблюдением и защитой прав и свобод гражданина понимается обязанность государства. Конституционные права относительно защиты трудовых прав работников государство реализует при помощи формирования и контроля деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права.

Система данных органов подлежит классификации. Речь идет о:

  • органах, которые занимаются государственным контролем (надзором) за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, во всех компаниях в России. Это органы ФИТ;
  • органах, которые занимаются государственным контролем за тем, как соблюдаются правила относительно надежного осуществления работ в отдельных направлениях и на ряде объектов промышленности. Это ряд федеральных органов исполнительной власти относительно надзора в установленных областях деятельности;
  • органах, которые осуществляют контроль внутриведомственного государственного характера за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в ряде подведомственных организаций;
  • органах, которые занимаются осуществлением государственного надзора за тем, насколько точно и единообразно исполняется трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права. Речь идет о Генеральном прокуроре РФ и ряде подчиненных ему прокуроров на основании федерального закона «О прокуратуре РФ».

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

В ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В соответствии с нормами ТК РФ надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

  • специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих органов;
  • профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда согласно положениям об этих инспекциях.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры. Внутриведомственный государственный надзор в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства, в том числе норм об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в Махачкале и республике Дагестан

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль.

Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль.

Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль.

Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля?

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда, который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ).

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Концепция и основные задачи Федеральной инспекции труда

Федеральная инспекция труда — это единая федеральная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми юридическими и физическими лицами, на которых распространяется действие этого законодательства. В своей деятельности Федеральная инспекция труда руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Государственный надзор и контроль в этой сфере осуществляется непосредственно государственными инспекторами труда и другими должностными лицами Федеральной инспекции труда.

С вступлением в силу в 2002 году нового Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда, всеми работодателями в Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года (с изменениями на 29 декабря 2010 года) «Собрание законодательства РФ» 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 03.01.2011, N 1, ст. 49.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в сфере труда

ФИТ возглавляет главный государственный инспектор труда, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Полномочия и порядок деятельности государственной инспекции труда в системе ФИТ в субъектах РФ установлены Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), утвержденным в установленном порядке приказами руководителя Федеральной службы по труду и занятости — главного государственного инспектора труда РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 22.06.2010 N 773) «Собрание законодательства РФ», N 11, 15.03.2004, ст. 945; 28.06.2010, N 26, ст. 3331, федеральные инспекции труда были отнесены к Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и надрегиональные государственные инспекции труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Федеральной инспекции труда.

Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, который назначается и отзывается Правительством Российской Федерации. Руководители государственных инспекций труда — высшие государственные инспекторы труда — назначаются и освобождаются от должности им. См: Комментарий к Трудовому кодексу / Под. Под ред. Е. А. Шаповал. -М.: Юрист, 2002.p 175.

Срок проверки: изменился или нет

Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Для организации системы управления охраной труда разрабатывается положение о системе управления охраной труда (далее — СУОТ) на основании типового положения, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, которое утверждается приказом руководителя. Утверждается политика по охране труда, являющаяся частью положения о СУОТ, и программа действий по улучшению условий и охраны труда.

При проверке эффективности СУОТ оформляется приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ и план аудита. По итогам проверки эффективности СУОТ оформляется отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ и регистрируется в специальном журнале (в случае, если таковой имеется на предприятии).

Для оценки эффективности СУОТ может привлекаться сторонняя организация по договору на проведение внешнего аудита.

Проверяются документы:

· приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда;

· положение о системе управления охраной труда;

· программа действий по улучшению условий и охраны труда;

· приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ;

· план проведения внутреннего аудита СУОТ;

· отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ;

· журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.

Для организации оценки профессиональных рисков в положение организации о СУОТ прописывается регламент оценки. Формируется реестр (перечень) опасностей по результатам выявления (идентификации) опасностей в организации (п. 34 Типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н).

На каждом рабочем месте проводится оценка профессиональных рисков, которая оформляется документально в удобном для работодателя виде.

Для устранения или уменьшения выявленных рисков составляется план мероприятий по корректировке рисков. Результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур указываются в отчете о профессиональных рисках.

Проверяются документы:

· утвержденный регламент оценки профессиональных рисков;

· локальный акт по организации и проведению поэтапных работ по оценке и управлению профессиональными рисками, в том числе о назначении комиссии, рабочих групп, ответственных и т.п.;

· документы по оценке профессиональных рисков на рабочих местах;

· перечень выявленных в организации опасностей;

· план мероприятий по устранению опасностей и рисков на рабочих местах.

Утверждается перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и другие равноценные продукты).

Если от работника поступит заявление о замене профилактического питания денежной компенсацией, то издается приказ о замене выдачи профилактического питания денежной компенсацией.

Проверяются документы:

· утвержденный перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание;

· приказ о замене выдачи профилактического питания денежной компенсацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *