За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2023?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2023?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:
- образуются ТКО массой не менее 0.1т;
- заключен договор с региональным оператором;
- не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».
Список отходов включенных в ТКО
Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:
- небиологическую;
- биологическую.
После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.
По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:
- мусор после уборки территорий населенных пунктов;
- сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
- офисные и бытовые отходы разных компаний;
- мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
- крупные и мелкие коммунальные отходы;
- мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.
По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.
ТКО — актуальные правила на 2020
В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:
- мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
- отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
- техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.
Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?
TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.
Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.
Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.
Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?
- Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
- Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
- B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.
Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:
- cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
- пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
- oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
- имyщecтвeнный apecт.
Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО
В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:
- несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
- нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
- неуплата установленных сборов;
- несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
- неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
- превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
- неправильная классификация отходов;
- применение ТКО для рекультивации;
- отсутствие контроля за объектом размещения отходов.
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно Правилам, договора с регоператором заключаются в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях.
Основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Регоператор в течение 1 месяца извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами всеми доступными способами, потребитель в течение 15 дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку и сопутствующие документы.
В случае если потребитель не направил заявку в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.
С внедрением реформы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в каждом регионе стали разрабатываться и утверждаться местные НПА, регламентирующие порядок накопления ТКО. Рассмотрим текст оного их таких документов – Приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 6 июля 2017 года N 6 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» (с изменениями на 21 июня 2018 года). Данный порядок накопления ТКО определяет общие требования к организации и порядку осуществления накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Ленинградской области в целях установления единого подхода и предназначен для образователей ТКО, а также операторов по обращению с ТКО. Данный приказ во многом дублирует текст Постановления № 1156.
Помимо этого, документ требует, чтобы контейнеры были изготовлены из пластика или металла, имели крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, имеет ограждение и оборудована крышей. Контейнеры и бункеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных оператора. В порядке также упоминается про запрет складирования горящих, раскаленных отходов, КГО, снега и льда и проч.
Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
- ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
- ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
- ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
- ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
- ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.
Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.
Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.
Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:
- приоритет утилизации над захоронением;
- ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
- запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
- необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.
Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:
- предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
- принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
- внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
- рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
- расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
- соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
- внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.
В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.
Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
Отличия для организаций
Главным отличием ТБО и ТКО для организаций является обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами.
До 2019 года понятие твердые бытовые отходы включало в себя лишь мусор, созданный гражданами. Предприятия такой мусор не образовывали и, соответственно, не имели обязанности по организации процесса обращения с ним и оплате услуг обслуживающей организации.
С введением термина ТКО вопросы вывоза и утилизации мусора стали касаться и юридических лиц. Теперь каждое предприятие обязано заключить договор с регоператором и своевременно оплачивать услуги.
Единственным исключением являются организации, которые на своей территории имеют полигон для размещения ТКО. В этом случае заключение соглашения не требуется.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |