Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кассовая дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательных требований по ведению наличных денежных расчетов. Это касается всех видов приходно-расходных операций с наличкой. Например, выдачи зарплаты, расчетов с подотчетными лицами, передачи выручки инкассаторам.

Получение наличных в кассу

Основание приема денег в кассу — приходный кассовый ордер.

Алгоритм действий кассира следующий:

  1. Проверить ПКО: наличие подписей бухгалтера и руководителя, их соответствие образцу, корректность сумм цифрами и прописью.
  2. Поверить дополнительные подтверждающие документы, если они указаны в ордере.
  3. Пересчитать внесенные деньги и сверить полученную сумму с документом. Важно, чтобы у человека, который вносит наличность в кассу, была возможность наблюдать за действиями кассира.
  4. Параллельно проверить платежеспособность банкнот. Задача кассира — проверить их подлинность и не принимать в кассу купюры, утраченные на 60% и более, так как их невозможно обменять по номиналу.
  5. Если сумма внесенных средств совпадает с указанной в ПКО, поставить подпись и печать на основной части ордера и квитанции, затем — выдать квитанцию тому, кто внес денежные средства.
  6. Отразить в кассовой книге информацию о принятых денежных средствах.
  7. Сформировать с помощью кассового аппарата отчет о закрытии смены, оформить приходный кассовый ордер на выручку и другие поступления в кассу.
  8. Передать кассовые документы бухгалтеру.

Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах

Кассовая дисциплина — это соблюдение юридическими лицами и ИП правил проведения наличных денежных расчетов, установленных законодательством РФ. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Кассовая дисциплина включает в себя:

  • оформление кассовых документов (приходный и расходный кассовые ордера, ведение кассовой книги);

  • установление лимита остатка денег в кассе;

  • соблюдение правил расходования и сдачи наличности в банк;

  • соблюдение лимита расчёта наличными.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение, в частности:

  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Какие нарушения выявляются при аудите

В ходе аудиторских проверок кассовых операций могут выявляться следующие нарушения:

  • излишки денежных средств в кассе, их недостача;
  • несвоевременное оприходование денег при поступлении их в кассу;
  • выдача денежных средств без требуемой доверенности;
  • выдача денежных средств подотчетным работникам без оформления ими авансовых отчетов;
  • некорректное отображение операций.

Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации, когда это необходимо. А проведение инвентаризации кассы требуется в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене ответственного за финансы лица в организации;
  • при обнаружении факта хищения или порчи материальных ценностей;
  • если передается имущество иному лицу во владение;
  • после возникновения экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
  • в случаях ликвидации или реорганизации компании.

Можно также привести и конкретные примеры нарушений, выявленных при аудите кассовых операций:

  1. Несоблюдение сроков проведения инвентаризации денежной наличности, предусмотренных в учетной политике организации.
  2. В инвентаризационных документах содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
  3. При составлении акта инвентаризации не соблюдались требования законодательства.
  4. Инвентаризационные ведомости подписаны не всеми членами комиссии и материально-ответственными сотрудниками.
  5. Излишки, полученные в результате инвентаризации не оприходованы, а направлены на увеличение дохода.
  6. В кассовой книге содержаться записи о выдаче персоналу зарплаты, но подписей этих сотрудников нет.
  7. В РКО отсутствует информация об удостоверяющих личность документах получателя денежных средств.
  8. Работа с наличностью ведется, однако кассовый аппарат находится в неисправном состоянии.
  9. Книга кассира-операциониста заполняется не надлежащим образом.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Автоматические расчеты

Приходные и расходные операции можно автоматизировать. Для этого нужно установить специальное оборудование. Принцип работы автоматов такой:

  1. Они принимают или выдают деньги самостоятельно, без человеческого участия.
  2. Изъятые средства передаются в кассу по ПКО.
  3. При загрузке средств «забирают» их из кассы на основании РКО.

Аудит операций с денежными средствами: проблематика и задачи

Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.

Актуальность использования этого инструмента в управлении предприятием нарастает соразмерно тому, как увеличивается объем денежных средств предприятия, которые используются в ежедневной экономической деятельности. То есть абсолютно понятно, что фирме, у которой десять проводок в месяц, аудит денежных средств не нужен.

Но для экономически активных компаний в какой-то момент становится очевидным факт, что без квалифицированного аудита денежных средств невозможно составить финансовую документацию или мнение об актуальном состоянии бухгалтерской отчетности этого самого предприятия.

Добавим к этому, что объем денежного движения в рамках успешного предприятия постоянно увеличивается, и его практически невозможно контролировать постфактум. Поэтому сегодня сложно представить успешные предприятия с большим количеством денежных средств, которые бы не использовали инструменты аудита денежных средств в управлении финансами систематически. Разовыми проверками едва ли можно решить хоть какие-то сложности, поэтому, как было отмечено в начале данной статьи, только систематические мероприятия денежного аудита, включающие проверки правильности учета денежных средств и их эквивалентов, могут помочь управленческой команде предприятия решить важнейшую задачу в области финансового менеджмента компании.

Аудит операций по расчетным счетам

Контроль деятельности по рублевым банковским счетам – участок аудиторской проверки, требующий от аудитора последовательности и двусторонней связи с банком, в котором компания имеет открытые счета.

Большинство компаний-резидентов имеют превалирующий объем рублевых безналичных операций, и соответственно на долю этого участка приходится наибольшее число потенциальных нарушений. Речь не идет сразу о правонарушениях, скорее, это непреднамеренные ошибки в расчетах, которые возникают из-за человеческого фактора.

  • Чек на соответствие сумм из выписок по и сумм из бизнес-документации;
  • Проверка зачисления денежных средств на счета;
  • Обоснованность платежей и переводов, а также чек визирования совершенных платежей;
  • Аудит бухгалтерского отражения операций по счетам;
  • Оценка корректности отражения операций по конвертации рублей;
  • Проверка нумерации и достоверности банковских выписок;
  • Проверка оригинальности документов из банка.

Краткий план аудита денежных средств

Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:

  • Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.
  • Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.
  • Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.
  • Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.
  • Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.
  • Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.
  • Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.
  • Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.
Читайте также:  Как платятся алименты на ребенка если отец сидит в тюрьме

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Источники информации для проверки

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кас­совая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны прак­тически со всеми остальными разделами учета, например с про­дажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассо­вые документы с прочими.

Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые орде­ра; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; жур­нал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (кни­га) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платеж­ных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения де­нежных средств в кассе предприятия отражаются в следующих ре­гистрах синтетического учета и отчетности:

  • главной книге;
  • журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 (для журнально-ордер­ной формы счетоводства);
  • регистрах синтетического учета кассовых операций по сче­ту 50 (при иных формах счетоводства);
  • бухгалтерском балансе (ф. № 1, строка 261);
  • отчете о движении денежных средств (ф. № 4).

Специфика проведения аудита кассовых операций

Аудиторская проверка кассовых операций сплошным методом.

Первоначально производится инвентаризация денежных средств в кассе (если проводилась предварительная инвентаризация кассы, то аудитор может воспользоваться ее результатами).

В рамках аудиторской проверки аудитор должен установить, применяются ли для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации, наличие обязательных реквизитов, а также общее соответствие законодательству о бухгалтерском учете. Кроме того, определяется четкость оформления документов, соответствие учетным записям.

Далее аудитор должен проверить наличие и подлинность подписей на первичных документах, чтобы подтвердить законность выплат денежных средств из кассы предприятия.

Помимо прямой проверки аудитор должен установить надежность хранения денежных средств, соблюдение базовых условий:

— сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

— имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

— застрахована ли касса организации;

— соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа);

— соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам [4].

Далее аудитор должен проверить:

— полноту оприходования выручки;

— правомерность расходования наличных денег из кассы;

— корректность записей в кассовой книге и приходных кассовых ордерах с первичной документацией;

— корректность закрытия подотчетных сумм.

Если какие-либо требования не выполняются, аудитор обязан запросить письменные объяснения от должностных лиц предприятия.

При проверке кассовой дисциплины аудитор должен установить соблюдение порядка применения ККМ.

Типичные ошибки [5]:

— отсутствие первичных кассовых документов;

— оформление кассовых документов с нарушением установленных требований;

— несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

— некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

— арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

— неправильные корреспонденции счетов;

— хищение денежных средств из кассы;

— неоприходование и присвоение поступивших денежных средств из банка, от различных юридических лиц по доверенностям, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам;

— излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании одних и тех же документов либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых документах и отчетах либо в результате списания- сумм без; оснований или по подложным документам;

— присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям;

— осуществление расчетов с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин либо без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

— нарушения при расходовании средств из кассы и др.

Аудит кассовых операций заканчивается проверкой качества проведенных аудиторских процедур и соблюдения требований профессиональных стандартов.

По итогам проверки аудитор составляет письменное аудиторское заключение.

1. Барсукова И.В., Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, № 7, июль, 2010г.

2. Рогуленко Т.М. Аудит. – М.: Экономист, 2009.

Этапы аудита кассовых операций

Аудит кассовых операций может проводиться в следующей последовательности:

  1. Определение целей (задач) аудита и подборка нормативных актов, соответствие которым подлежит проверке.
  2. Составление аудиторской программы (программы процедур).
  3. Рассмотрение целесообразности использования результатов внутренней аудиторской проверки, при условии, что она соответствует проверяемому направлению.
  4. Проверка материальной ответственности кассира на предприятии (организации).
  5. Документирование нарушений в ведении учета (нарушение законодательства).
  6. Документальное подтверждение соответствия сведений бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств (учитываются и денежные средства, находящиеся в кассе организации).
  7. Контроль за внесением исправлений в регистры (формы отчетности) аудируемым лицом.
  8. Обязательное информирование руководителя аудируемого лица о выявленных несоответствиях, а также получение разъяснений в письменной форме.

Задача аудитора состоит в определении соответствия проверяемых операций и документов, подлежащих проверке нормам действующего законодательства.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Как аудиторы будут проверять компании с 2022 года

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.

Каких-то особых изменений по применению онлайн-касс с 2022 года не введено. Однако реформа тянулась так долго, а условия обновлялись так часто, что разобраться в них до сих пор смогли не все. Поэтому напоминаем.

В первую очередь надо определить, какие операции в принципе подпадают под применение онлайн-кассы. В общем случае это расчёты:

  1. С физическими лицами – вне зависимости от формы оплаты. Касса применяется при расчётах наличными средствами, картой, электронными деньгами и при оплате с банковского счёта.
  2. С юридическими лицами и ИП – при расчётах наличными средствами и картой. Такие расчёты возможны в пределах установленного лимита – 100 000 рублей в рамках одного договора. Если сумма больше, необходимо перечислять деньги по безналу, и при этом применять кассовый аппарат не нужно.
Читайте также:  Требования к застройщику при использовании эскроу счетов

Теперь о том, что считается расчётом в 2022 году. Раньше это был только приём денег за покупку. Но после реформы это понятие стало включать в себя приём или выдачу денежных средств наличными и в безналичном порядке. А именно, расчётом признаётся:

  1. Оплата товаров, работ, услуг. Подразумевается не только получение денег от покупателя, но и их возврат (если покупатель сдал ранее купленный товар, отказался от услуги).
  2. Приём ставок, в том числе интерактивных, выдача обменных знаков игорного заведения, а также выплата выигрыша.
  3. Приём денег за продажу лотерейных билетов и выплата выигрыша по ним.
  4. Предоплата и авансы, их зачёт и возврат.
  5. Предоставление и погашение кредитов / займов на оплату товаров, работы услуг.
  6. Операции ломбардов по кредитованию граждан и хранению их вещей.
  7. Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы и услуги.

Получается, при работе с физическими лицами кассу нужно применять всегда. Но есть исключения, и их немало.

Случаи, когда не нужно применять ККТ, можно разделить на несколько групп:

  1. Льготы для определённой деятельности, которые предоставляются всем налогоплательщикам.
  2. Освобождение от применения кассы в конкретных местностях из-за их особого географического положения.
  3. Послабления, связанные с некоторыми специальными налоговыми режимами.

Закон позволяет ИП из отдалённых и труднодоступных мест работать без ККТ. Но есть условия:

  1. Местность должна быть признана труднодоступной (отдалённой) и включена в специальный перечень, который на своём сайте публикует орган региональной власти.
  2. Покупателю по его требованию нужно выдать заменяющей чек документ. Он должен содержать ряд реквизитов – каких именно, читайте в конце статьи (в разделе для ИП на ПСН).

Кроме того, есть местности, признанные отдалёнными от сетей связи, – их перечень также утверждается региональной властью. Не стоит путать два этих списка. Во втором случае ИП, ведущие там деятельность, обязаны ставить кассовую технику. Однако применять её они могут в автономном режиме, то есть без подключения к интернету. После окончания срока действия фискального накопителя (это сменный модуль ККТ) налоговая инспекция может запросить его данные.

Наиболее значимые преференции в части применения касс предусмотрены для ИП на патентной системе. Во-первых, они могут работать без кассы при ведении деятельности, список которой выше, ведь он действует для всех. Во-вторых, есть освобождённые от касс виды деятельности именно для ПСН. Полный их список приведён в пункте 2.1 статьи 2 закона 54-ФЗ. Ниже мы перечислим многие из этих эти направлений, исключая малопопулярные, а также те, которые попали в первый перечень.

Итак, вот список деятельность без ККТ для ИП на ПСН:

  • ремонт, пошив (вязание) одежды, головных уборов, обуви;
  • стирка, химчистка;
  • услуги фотографа;
  • монтажные, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы;
  • остекление балконов и лоджий;
  • услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования;
  • сдача в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков;
  • уборка квартир;
  • прокат вещей;
  • проведение экскурсий;
  • звукозапись;
  • организация обрядов – свадеб, юбилеев, похорон;
  • приготовление блюд для торжеств;
  • производство хлеба и кондитерских изделий;
  • услуги в области сбора и переработки вторсырья;
  • обработка камня для памятников;
  • услуги по дизайну, в том числе ландшафтному;
  • разработка компьютерных программ, приложений, вебсайтов;
  • услуги переводчиков;
  • уход за домашними животными;
  • услуги в области сельского хозяйства – изготовление инвентаря, производство муки, животноводство, растениеводство, переработка овощей и фруктов.
  • гравировка;
  • ремонт мебели, спортивного оборудования, очков, ювелирных изделий, игрушек;
  • услуги платных туалетов;
  • детективные услуги (если есть лицензия).

Таким образом, определяясь, кому нужна ККТ на ПСН, нужно свериться с обоими списками. Если деятельность попадает хотя бы в один из них, вопрос по кассам можно закрывать.

В остальных случаях кассовый аппарат необходим. В частности, это касается торговли в магазинах, ветеринарных услуг, парикмахерских и салонов, заведений общепита, автомастерских, моек и прочих популярных направлений патентной деятельности.

При освобождении по кассам есть условие: ИП должен выдавать либо направлять своим покупателям взамен чека документ, который подтвердит факт расчёта. В нём должны быть следующие реквизиты:

  • наименование и номер;
  • дата, время и адрес расчёта;
  • фамилия, имя, отчество ИП, его ИНН;
  • налоговая система – ПСН;
  • признак расчёта (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);
  • название товара (услуги) / платежа / выплаты;
  • количество товара;
  • цена за единицу;
  • общая стоимость;
  • сумма расчёта;
  • форма оплаты (наличными / в безналичном порядке) с указанием суммы;
  • должность и фамилия того, кто провёл расчёт.

Актуальные бланки и образцы

Поскольку не все документы, которыми оформляются операции по наличным расчетам, были упразднены в связи с введением онлайн-касс, перечислим, какие кассовые документы отменили в 2020 году, а какие продолжают применяться. Так, к примеру, при наличных расчетах внутри учреждения придется формировать специальные бланки.

Ключевое назначение расчетов наличностью в учреждении — это выдача подотчетных денег. Например, из кассы выдается наличность на покупку материалов, командировочные расходы сотрудников и прочие выплаты. Оформление таких операций в кассе учреждения проводится особым образом.

Все расходные операции, то есть выбытие налички из кассы, оформляются расходным кассовым ордером.

Так, к примеру, следует оформить выдачу денег работнику учреждения.

Если ранее, до изменения порядка кассовых операций в 2012 году, контроль над кассовыми операциями возлагался на банки, то сейчас его осуществление поручено Федеральной налоговой службе. При проведении выездной налоговой проверки комиссия проверит соблюдение кассовой дисциплины в целом: не только факт наличия первичных кассовых документов и порядок учета денежных средств в кассе, но и:

  • производились ли расчеты наличными деньгами сверх установленного лимита;
  • как приходуется наличная выручка (включая проверку фискальной памяти ККТ);
  • соблюдается ли порядок хранения свободных денежных средств в кассе;
  • соответствует ли сумма остатка наличных денег установленному лимиту кассы;
  • выполняются ли требования о выдаче чеков ККТ (или БСО) по требованию покупателя, установленные действующей редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Проверка оформления первичных документов

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой штатный работник по письменному заключению руководителя и при обязательном условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *