Инструкции по БДД для водителей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкции по БДД для водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Новые правила расчета времени ежедневного и еженедельного отдыха
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;
не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.
В данном пункте сразу же несколько важных нововведений, рассмотрим их по порядку:
1. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным. Это означает, что если у водителя в середине недели выдалось несколько дней (45 часов подряд), когда ему не требуется выезжать на автобусе или грузовике, то он может использовать эти дни как еженедельный отдых. А после отдыха отсчет недельных нормативов начнется заново.
2. Ежедневный отдых может быть уменьшен с 11 до 9 часов три раза в течение «рабочей недели» между двумя еженедельными периодами отдыха, а не в течение шести последовательных суток.
А это означает, что на практике теперь возможна такая ситуация. Водитель хочет работать каждый день по максимуму, то есть он управляет автомобилем 9 часов (с перерывом 45 минут), затем делает короткий ежедневный перерыв (9 часов вместо 11), затем вновь управляет автомобилем. Эту последовательность он выполняет 3 раза подряд, после чего «объявляет себе» еженедельный отдых. А после завершения этого отдыха последовательность с максимальным использованием времени можно вновь повторить.
Например, график управления грузовиком или автобусом может выглядеть так:
День 1 (поне- дельник) |
День 2 (вторник) |
День 3 (вторник, среда) |
День 4 (среда, четверг) |
Дни 5-6 (четверг — пятница) |
|
Управление автомобилем | 8:00 — 12:30 | 2:45 — 7:15 | 21:30 — 2:00 | 16:15 — 20:45 | |
Перерыв | 12:30 — 13:15 | 7:15 — 8:00 | 12:00 — 2:45 | 20:45 — 21:30 | |
Управление автомобилем | 13:15 — 17:45 | 8:00 — 12:30 | 2:45 — 7:15 | 21:30 — 2:00 | |
Ежедневный отдых | 17:45 — 2:45 | 12:30 — 21:30 | 7:15 — 16:15 | ||
Еженедельный отдых | 2:00 — 23:00 |
Сотрудники, которые не желают проходить специальный инструктаж должны быть отстранены от выполнения своих профессиональных обязанностей с последующими материальными и дисциплинарными взысканиями до тех пор, пока они не изменят свое отношение к занятиям по безопасному вождению. Период отстранения от работы не оплачивается.
Если же компания выпускает на линию водителя, не прошедшего специального инструктирования, то собственника транспортного средства наказывают в соответствии с пунктом №5 статьи 12.31.1 Административного Кодекса Федерации. Причем, даже в том случае, когда поездка не привела к возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с пунктом № 22 Приказа № 7, при непроведении обучения, а также его нерпохождении, владельцам автомобилей запрещено допускать своих сотрудников к работе на транспортных средствах.
Как составить: общее положение
Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.
Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:
- быть старше 18 лет;
- иметь водительские права;
- пройти медицинский осмотр;
- пройти предрейсовый инструктаж.
Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.
Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.
Список документов для водителя выглядит следующим образом:
- Трудовой кодекс РФ;
- приказы руководства;
- внутренний кодекс компании;
- инструкция по охране труда.
Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.
Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.
Перечень нормативных актов вступивших в силу 1 января 2021 года
Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:
- Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
- Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
- Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
- Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.
Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.
Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:
- Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
- Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
- Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.
Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.
Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).
Для учета проведенных тренингов используется журнал.
Кто несет ответственность за безопасность дорожного движения на предприятии
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Сотрудника, в обязанности которого входит обеспечение дорожной безопасности, за неудовлетворительное их исполнение допустимо наказывать только в рамках трудового законодательства. Это может быть дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора, а в исключительных случаях — увольнение по соответствующему основанию.
Если же специалист по БДД отсутствует или не соответствует требованиям, за дорожную безопасность в организации отвечает ее руководитель. Он является должностным лицом, которого контролирующие органы могут наказать в рамках ст. 12.31.1 КоАП.
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД.
Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 53, ст. 8434), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- БД в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов, других искусственных сооружений, пользования паромными переправами, наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков, подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки, перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки/высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей
Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
- Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Где зафиксировать
В журнале регистрации сезонных и специальных инструктажей по БДД.
4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии,
4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения ежемесячно по графику, утвержденному руководителем предприятия.
4.3. Периодический инструктаж содержит:
информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);
осуществление противоугонных и противопожарных мер;
действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;
правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.
4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности — показом кинофильмов по безопасности движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 г. N 282
Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте. Из статьи вы узнаете: Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ «Росавтотранс».
Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.
Подлежит проведению дважды в год. Тематика инструктажей — особенности управления транспортом в межсезонье и в тяжелых зимних условиях. Комментарии водителей об этом мероприятии только положительные, ведь они понимают, как важно в тяжелых ситуациях не растеряться и знать, как действовать.
Проводится в экстренных случаях, когда до персонала необходимо донести информацию об изменениях в нормативных актах относительно безопасности движения, о необходимости изменить маршрут движения или об «ужасающей» аварии на дороге, об угрозе возможного террористического акта.
Не заносится информация в журнал о предрейсовом инструктаже водителей по безопасности дорожного движения, о нем ставится отметка в путевом листе.
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии — с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.
Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.
Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.
В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:
- изменилось законодательство;
- поменялись маршрут или условия движения;
- произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
- существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.
Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
Что такое — сборник инструкций по БДД
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 г. N 282
- Приказ о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
- Приказ о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств;
- Приказ о назначении диспетчера автомобильного транспорта;
- Приказ о назначении ответственных лиц.
Должностная инструкция ответственного за БДД
- Учебный план (программа) 20 часов БДД;
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний 20 часовой Программы БДД с протоколом;
- Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по 20 часовой программе БДД;
- Журнал проведения занятий по 20 часовой программе БДД;
- Экзаменационные билеты по 20 часовой программе БДД.
- Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
- Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
- План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
- Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
- График смен водителей.
- График проведения ТО автомобилей;
- Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
- Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;
- Журнал учёта движения путевых листов;
- Путевой лист легкового автомобиля;
- Путевой лист грузового автомобиля;
- Путевой лист автобуса.
Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:
- Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
- Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
- Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- Журнал учета измерения дымности;
- Журнал учета измерения токсичности;
- Журнал учета измерения токсичности ГБА;
- Журнал учета надзорных проверок.
Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте. Из статьи вы узнаете: Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ «Росавтотранс».
К разработке инструкций для оказания методической помощи могут привлекаться специалисты по охране труда, юристы, медицинский персонал, главный механик транспортного отдела и т.п. В справочной Узнайте, Нормативной базой для разработки инструкций являются:
- Правила противопожарного режима в РФ;
- Правила дорожного движения;
- технические регламенты;
- Постановления Правительства;
- Законы РФ;
- Правила по охране труда;
- правила технической эксплуатации.
Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Кто проводит
Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.
О чем инструктировать
- Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
- Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
- Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
- Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
- Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
- Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
- Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.
Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Где зафиксировать
В журнале вводного инструктажа по БДД.
Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2017 г. № 106.
Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».
График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.
Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:
- Ф. И. О.;
- дату рождения;
- СНИЛС;
- адрес электронной почты;
- почтовый адрес;
- предполагаемые дату, время и место аттестации.
В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:
- заявление о прохождении аттестации, которое содержит:
– Ф. И. О.;
– дату рождения;
– место жительства;
– гражданство;
– место работы и должность;
– номер телефона;
– адрес электронной почты;
– почтовый адрес;
– данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
– СНИЛС;
– согласие на обработку персональных данных;
– подпись; - паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
- документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.
Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.
Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.
Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден.
Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом. Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу.
Если специалист не прошел аттестацию, он может повторно подать заявку на аттестацию не ранее чем через семь рабочих дней после предыдущей аттестации.
Предрейсовый инструктаж проводят перед выездом водителя по маршруту движения впервые, перед перевозкой детей и опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Кто проводит
Предрейсовый инструктаж проводит сотрудник диспетчерской службы.
О чем инструктировать
- Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
- Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств.
- Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций.
- Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
- Безопасность движения в период каникул учащихся.
- Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами.
- Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов.
- Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам).
- Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов.
- Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей).
- Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Это указано в пункте 19 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Инструкции по бдд для водителей 2021 года
Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:
- Должностные инструкции
- Должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
- Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств;
- Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта;
- Должностная инструкция лица управляющего легковым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего грузовым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего автобусом.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
- Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
- Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
- Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- Журнал учета измерения дымности;
- Журнал учета измерения токсичности;
- Журнал учета измерения токсичности ГБА;
- Журнал учета надзорных проверок.
Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.
Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
- Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
- Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
- Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
- Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
- Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
- Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
- Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
- Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
- Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
- Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
- Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
- Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
- Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
- Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
- Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
- Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
- Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
- Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
- Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
- Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
- Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
- Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
- Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
- Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
- Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- БД в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов, других искусственных сооружений, пользования паромными переправами, наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков, подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки, перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки/высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.
Как правило, на предприятии есть отдел по безопасности движения, специалисты которого и разрабатывают программы проведения инструктажей. Общее руководство и контроль за разработкой и проведением этих мероприятий осуществляет руководитель подразделения. Функции непосредственного проведения инструктажей водителей возлагается на инженера по БД или на механика, начальника гаража, в зависимости от структуры предприятия.
Профессия каменщика никогда не теряла своей огромной актуальности, даже несмотря на все неоспоримые достижения современного строительства. Каменщик – это рабочая профессия, которая подразумевает участие в возведении зданий, мостов, промышленных и не только сооружений из натурального камня и искусственных материалов, изготовленных из глины, известково-песчаных смесей, шлака и пр. На сегодняшний день объемы городского и пригородного строительства растут огромными темпами, в особенности это касается жилых домов, возводимых по большей части из кирпича. Потребность в кирпичной кладке и хороших профессионалах по этой части тоже, соответственно, растет и растут зарплаты таких профессионалов. Каменщик должен хорошо знать все основные свойства как природных, так и искусственных строительных материалов и растворов. Любой профессиональный каменщик должен быть готов к частой смене объекта строительства и даже временной перемене места своего пребывания.
- основные свойства и марки цемента, заполнителей и бетонных смесей
- способы укладки и уплотнения бетонной смеси
- элементы монолитных бетонных и железобетонных конструкций
- устройство и приемы работы с электрифицированным и пневматическим инструментом.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Инструктажи по безопасности движения для водителей
Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:
- Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
- Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
- Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
- Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
- Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
- Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
- Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
- Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
- Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
- Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
- Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
- Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
- Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
- Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
- Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
- Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
- Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
- Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
- Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
- Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
- Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
- Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
- Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
- Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
- Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.
Работник на данной должности имеет следующие права:
- На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
- На повышение своей квалификации.
- На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
- На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
- На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
- На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
- На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
- На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.
Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:
- За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
- За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
- За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.
Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:
- Название компании и ее реквизиты.
- Гриф «Утверждаю» для главы компании. Он должен будет поставить в специально отведенных для этого графах дату утверждения и свою подпись.
- Название документа по центру.
- Текст документа с пронумерованными положениями. Он должен быть разбит на указанные выше разделы.
- Подписи руководителя работника, самого работника и сотрудников, составлявших и утвердивших документ: юриста, специалиста отдела кадров.
Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.
В документе прописаны новые требования к водителям:
-
автобусов;
-
грузовых автомобилей;
-
легкового транспорта, включая такси;
-
осуществляющим международные перевозки;
-
тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;
-
транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.