Приобретение ГСМ: законодательство и 1С
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение ГСМ: законодательство и 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) относятся к горюче-смазочным материалам (ГСМ), которые входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении топлива в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 10.03 «Топливо», подчиненный счету 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете ГСМ отражают по счету 0 105 33. Поступление по договору от продавца отражается проводкой:
- Д/т 0 105 33 343 К/т 0 302 34 374 – на сумму стоимости ГСМ.
Если приобретение топлива осуществляется водителем на АЗС за наличный расчет, т. е. на подотчетные средства, то бухгалтер сделает запись:
- Д/т 0 208 34 567 К/т 0 201 34 610 – на сумму выданных под отчет средств;
- Д/т 0 105 33 343 К/т 0 208 34 667 – на сумму приобретения ГСМ по авансовому отчету.
Списание ГСМ на текущие нужды учреждений производится по кредиту счета 0 105 33 443:
- в казенном учреждении проводкой Д/т 401 20 272 К/т 0 105 33 443;
- в бюджетном/ автономном – Д/т 0 109 60 272 К/т 0 105 33 443.
Важность учета топлива на предприятиях
В рыночных условиях при высокой конкуренции в большинстве сфер деятельности определяющим фактором становится не только качество товаров или услуг, но и их стоимость. Себестоимость продукции или оказываемых услуг с использованием (легковых, грузовых авто, спецтехники) напрямую зависит от рационального использования материальных ресурсов, а именно — горюче-смазочных материалов.
Расход бензина или дизельного топлива, моторного масла, а также масла в гидравлике машин и спецтехники, проведение регулярного техобслуживания и текущего ремонта авто требует затрат, которые учитываются на предприятии и отражаются при ведении бухгалтерского, налогового учета. Наличие ошибок в отчетной документации, несоответствии бухгалтерских проводок реальным расходам на горюче-смазочные материалы приводит к снижению эффективности деятельности предприятия, проблемам с бухучетом, налогообложением.
Контроль осуществляется как по закупленному топливу, так и фактически истраченному с учетом путевых листов. Именно путевые листы остаются эффективным способом отслеживания полученного и израсходованного бензина, дизельного топлива при пользовании транспортным средством непосредственно в служебных, а не личных целях.
Необходимо проводить объективную оценку расходов на ГСМ с учетом всех факторов. Так, нормы расхода бензина или дизтоплива составляются с учетом дорожных, климатических условий, особенности поездок (грузоперевозки, пассажирские перевозки), специфики движения (в условиях города с частыми пробками, светофорами, на трассе, в смешанном цикле). Общий расход топлива включает не только израсходованный бензин на пробег, но и топливо на транспортные работы, обкатку машины после проведения ремонта и техобслуживания. Зимой учитываются надбавки, поскольку реальное потребление топлива возрастает.
Главная страница » 1С Бухгалтерия » ФСБУ 5 ЗАПАСЫ » Учет ГСМ с 2021
Мы приходуем ГСМ по автомобиль, на котором ездит директор, на счет 10.03 «Топливо». Является ли данное топливо запасом по ФСБУ 5/2019? Нужно ли с 2021 года приходовать бензин на счет 10.21 или оставить все как есть?
В соответствии с пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019 топливо относится к запасам, предназначенным для производства, работ, услуг. ГСМ для авто директора относится к запасам, предназначенным для управленческих нужд.
Стоимость таких запасов можно сразу учитывать в расходах в момент приобретения, если это предусмотрено УП (п. 2 ФСБУ 5/2019). Для НУ расход ГСМ должен быть документально подтвержден через путевой лист (ст. 252 НК РФ).
В 1С учет топлива и оформление путевых листов автоматизировано через документ «Путевой лист» и счет 10.03.2 «Топливо в баке».
По нашему мнению, если организация использует функционал Путевые листы в программе, то лучше не менять методику и продолжать учитывать топливо на счете 10.03 «Топливо», в т.ч. и для управленческих нужд. В этом случае счет 10.03 будет использоваться как транзитный, т.к.
остатки топлива в баках на 31 декабря будут несущественны и не повлияют значительно на оценку стр.1210 «Запасы» в балансе. Если путевые листы не оформляются в 1С, то топливо для управленческих нужд можно учитывать на счете 10.21 «Малоценное оборудование и запасы», если это упростит учет.
Но не забывайте про оформление путевых листов для подтверждения расходов в НУ.
Водитель погрузчика First Loader Zl926, рег. знак В685ОР 177 Ворон Андрей Павлович принес в бухгалтерию:
- путевой лист за 21.04.2021;
- кассовый чек по заправке автомобиля на 50 л. на общую сумму 3 120 руб. (в т. ч. НДС 20%).
В Путевом листе указаны:
- показания одометра (полные км пробега)
- при выезде – 34 104 км.
- при заезде в гараж – 34 171 км.
- Маршрут: г. Москва, Маршала Рокоссовского б-р, дом 6, корпус 1 – г. Москва, Лесная ул., д. 70
- Топливо – Дизель
Применение КОСГУ и КВР в бухучете
Коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) применяются в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н.
Выбор, какие КВР и коды КОСГУ применяются, зависит от условий покупки топлива.
В соответствии с приказом № 209н увеличение стоимости ГСМ отражается по КОСГУ 343. В соответствии с таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году (начало действия — 11.03.2022), допускается использование этой подстатьи с КВР:
- 220 — закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
- 221 — обеспечение топливом и ГСМ в рамках гособоронзаказа;
- 244 — прочая закупка товаров, работ и услуг.
Как распределяются расходы на бензин по КОСГУ и КВР по таблице соответствия:
Вид расходов | КОСГУ | ||
Код | Наименование | Код | Наименование |
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | |||
221 | Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа | 222 | Транспортные услуги |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | ||
226 | Прочие работы, услуги | ||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | ||
310 | Увеличение стоимости основных средств | ||
343 | Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | ||
224 | Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги |
Операции с техническими жидкостями
Документ : ГСМ = нефтепродукты? Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Комментарий к письму Государственного комитета
регуляторной политики и предпринимательства
от 21.06.2004 г. № 4123
ГСМ = нефтепродукты?
Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Единщику-физлицу запрещено продавать горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ). Все коротко и предельно ясно. Дело за малым: определиться, что входит в это понятие. Однако, как указал в комментируемом письме Госкомпредпринимательства Украины, на сегодня понятие «ГСМ» не стандартизировано. Проще говоря, четко в нормативке не указано, какая продукция — ГСМ, а какая — нет.
Теперь перейдем к конкретике: считать ли ГСМ «Литол-24» («Литол 24РК») и «Тосол»? Ответ Госкомпредпринимательства — да. Доводы — в письме.
Что касается «Литол-24», то здесь логика железная: по ГОСТу 21150-87 это антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка. Да и по технологии изготовления-типичная консистентная смазка. К тому же она горюча. Ну чем не горюче-смазочный материал!
А вот с «Тосолом» все не столь однозначно. «Тосол» — охлаждающая жидкость, которой посвящен ГОСТ 28084-89. Основной компонент таких жидкостей — этиленгликоль (двухосновный спирт).
Организация учета моторного масла
Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:
- Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
- Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
- Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
- Обеспечение контроля, создание отчетности.
- Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.
Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.
Операции с техническими жидкостями
Документ : ГСМ = нефтепродукты? Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Комментарий к письму Государственного комитета
регуляторной политики и предпринимательства
от 21.06.2004 г. № 4123
ГСМ = нефтепродукты?
Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Единщику-физлицу запрещено продавать горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ). Все коротко и предельно ясно. Дело за малым: определиться, что входит в это понятие. Однако, как указал в комментируемом письме Госкомпредпринимательства Украины, на сегодня понятие «ГСМ» не стандартизировано. Проще говоря, четко в нормативке не указано, какая продукция — ГСМ, а какая — нет.
Теперь перейдем к конкретике: считать ли ГСМ «Литол-24» («Литол 24РК») и «Тосол»? Ответ Госкомпредпринимательства — да. Доводы — в письме.
Что касается «Литол-24», то здесь логика железная: по ГОСТу 21150-87 это антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка. Да и по технологии изготовления-типичная консистентная смазка. К тому же она горюча. Ну чем не горюче-смазочный материал!
А вот с «Тосолом» все не столь однозначно. «Тосол» — охлаждающая жидкость, которой посвящен ГОСТ 28084-89. Основной компонент таких жидкостей — этиленгликоль (двухосновный спирт).
Операции с техническими жидкостями
Вместе с тем согласно изменениям, планируемым к внесению в Порядок N 209н, на подстатью 343 КОСГУ будут относиться расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) специальных жидкостей (амортизаторных, гидравлических, охлаждающих, противообледенительных, противооткатных и тормозных), применяемых в различных видах техники.
Обязательно ли следует применять нормы, установленные Минтрансом России как единственно возможные? Нет. Минтранс России согласно статье 4 НК РФ не вправе разрабатывать какие-либо нормативы для целей налогообложения.
Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.
На балансе учреждения числится транспортное средство (Lanos TF69Y). Для эксплуатации автомобиля в зимний период приобретены специальные жидкости: антифриз и тормозная жидкость.
Пример списания ГСМ по путевым листам
Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Организация может при их разработке исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, сложившейся статистики, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению, и др.
На нем отражается наличие и движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и аналогичных ценностей организации.
Главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.
Важность учета топлива на предприятиях
В рыночных условиях при высокой конкуренции в большинстве сфер деятельности определяющим фактором становится не только качество товаров или услуг, но и их стоимость. Себестоимость продукции или оказываемых услуг с использованием (легковых, грузовых авто, спецтехники) напрямую зависит от рационального использования материальных ресурсов, а именно — горюче-смазочных материалов.
Расход бензина или дизельного топлива, моторного масла, а также масла в гидравлике машин и спецтехники, проведение регулярного техобслуживания и текущего ремонта авто требует затрат, которые учитываются на предприятии и отражаются при ведении бухгалтерского, налогового учета. Наличие ошибок в отчетной документации, несоответствии бухгалтерских проводок реальным расходам на горюче-смазочные материалы приводит к снижению эффективности деятельности предприятия, проблемам с бухучетом, налогообложением.
Контроль осуществляется как по закупленному топливу, так и фактически истраченному с учетом путевых листов. Именно путевые листы остаются эффективным способом отслеживания полученного и израсходованного бензина, дизельного топлива при пользовании транспортным средством непосредственно в служебных, а не личных целях.
Необходимо проводить объективную оценку расходов на ГСМ с учетом всех факторов. Так, нормы расхода бензина или дизтоплива составляются с учетом дорожных, климатических условий, особенности поездок (грузоперевозки, пассажирские перевозки), специфики движения (в условиях города с частыми пробками, светофорами, на трассе, в смешанном цикле). Общий расход топлива включает не только израсходованный бензин на пробег, но и топливо на транспортные работы, обкатку машины после проведения ремонта и техобслуживания. Зимой учитываются надбавки, поскольку реальное потребление топлива возрастает.
Счета, применяемые для учета ГСМ
Исходя из п. 117 Инструкции № 157н[1] в бухгалтерском учете все виды ГСМ (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки, специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) и проч.) учитываются в составе материальных запасов.
Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:
0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»
0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»
ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):
- из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
- из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
- из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.
Учет расходов на горюче-смазочные материалы
Расходы на горюче-смазочные материалы и их признание в налоговом учете – больной вопрос для бухгалтеров большинства организаций. В каких размерах и на каком основании можно уменьшить базу по налогу на прибыль по этим расходам, рассказывает Л.П. Фомичева, консультант по налогам и сборам. В части автоматизации материал подготовлен А.Л. Биляловой (Компания Инфотэк Груп)
К горюче-смазочным материалам (далее – ГСМ) относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.
Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.
Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.
Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.
3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.
1,2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7,10 и 11 литров бензина.
Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя:
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
количество | цена | стоимость | количество | цена | стоимость | количество | цена | стоимость | |
Остаток на 01.04 | 18 | 10 | 180 | ||||||
01.апр | 7 | 10 | 70 | 11 | 10 | 110 | |||
02.апр | 10 | 10 | 100 | 1 | 10 | 10 | |||
03.апр | 20 | 11 | 220 | 11 | 10,95 | 120,48 | 10 | 10,95 | 109,52 |