Проверки онлайн-касс в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки онлайн-касс в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под фиксацией расчетов будет подразумеваться по сути, использование ККТ или формирование расчетных чеков. Последнее – это будет первичный учетный документ, формируемый через сайт ФНС. И, казалось бы, это понятие вводится с прицелом на самозанятых – но не только: расчетные чеки смогут формировать юрлица и ИП на УСН при расчетах с другими юрлицами и ИП по безналу. Это освободит от применения ККТ.

От чего зависит размер штрафов?

Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:

  1. Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
  2. Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
  3. Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
  4. Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.

Поправки, касающиеся ККТ

Поправки Минфина ужесточают контроль за применением ККТ и совершенствуют проверки в этой сфере.

Практически все действующие нормы закона 54-ФЗ переносятся в НК РФ.

Кодекс дополняется разделом “Оперативный контроль”, а закон о применении ККТ с 1 января 2021 перестает действовать. Будут ужесточаться санкции за нарушения при использовании ККТ, в НК РФ появятся новые составы налоговых правонарушений.

Контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в виде оперативных проверок и мониторинга. Такие проверки необходимы для того, чтобы компании и ИП фиксировали все расчеты с применением ККТ.

Фиксация расчетов – это формирование информации о расчетах в фискальных накопителях и формирование чеков на сайте ФНС России.

Кого не оштрафуют за отсутствие ККТ в 2022 году

Законодательством определены сферы, в которых разрешается работать без применения кассовых аппаратов.

Санкции не распространяются на субъекты, которые занимаются:

  • ремонтом обуви;
  • изготовлением ключей;
  • переноской багажа пассажиров на вокзалах и в аэропортах;
  • продажей в киосках безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • вспашкой огородов и распиловкой дров;
  • торговлей на розничных рынках, ярмарках и ежегодных выставках;
  • уходом за детьми и престарелыми лицами;
  • продажей кваса, молока и масла из цистерн;
  • организацией питания в школах, детских садах и других образовательных учреждениях;
  • торговлей газетами и журналами в киосках;
  • продажей изделий народного промысла собственного производства.

Правительство РФ планирует сократить список ИП, осуществляющих расчеты на рынках, ярмарках и ежегодных выставках без применения ККТ. Если проект будет принят, льготы сохранятся только для ИП и организаций на ЕСХН.

Все субъекты, которым разрешено осуществлять свою деятельность без применения онлайн-касс, перечислены в п. 2 ст. 2 Закона. От использования кассовых устройств освобождены ИП, которые работают в труднодоступных местностях. Перечень таких населенных пунктов определяют региональные власти. Без применения кассовой техники могут работать частники, облагаемые налогом на профессиональный доход (НПД), занятые в сфере: оказания услуг населению, выполнения работ, реализации товаров собственного производства.

Спецрежим ПНД позволяет ИП принимать платежи без онлайн-касс на законных основаниях. Но и здесь есть свои условия, такие как:

  • отсутствие у ИП штата сотрудников;
  • отсутствие дохода от имущества (например – сдача в аренду помещения);
  • размер годовой выручки не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

Чтобы избежать штрафов за отсутствие онлайн-кассы, гражданин может:

  • перейти на НПД, оставаясь при этом ИП;
  • стать самозанятым.

Как избежать ответственности за невыбитый кассовый чек

Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:

  • прекращение административного производства,
  • малозначительность административного правонарушения
  • замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
  • освобождение от административной ответственности
Читайте также:  Норма площади на 1 человека в квартире

Специальные нормы: штраф не назначается, если:

  • лицо добровольно сообщило в налоговый орган о нарушении
  • на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
  • представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения

Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции. Срок давности привлечения к административной ответственности и назначения штрафа за непробитый чек – 1 год.

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Какие могут быть последствия?

Думаю, что честный предприниматель с небольшим оборотом даже не заметит этих изменений. Если ты не провоцируешь жалобы клиентов и честно фиксируешь расчеты, то у регулятора нет повода устраивать проверки. Срок давности три года? Но ведь сейчас основной инструмент контроля — фискальный накопитель — должен храниться пользователем ККТ в течение 5 лет после снятия его с регистрации. То есть дополнительных расходов добросовестный бизнесмен не понесет. Если сохранится возможность исправлять ошибки или нарушения пробитием чека коррекции без наступления ответственности (сейчас она зафиксирована только в разъяснениях ФНС, но не в законе), то положение предпринимателя не ухудшится.

Перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс является нерациональным, ведь реальной практической пользы ни для регулятора, ни для пользователей ККТ нет. Предлагаемые изменения органично смотрелись бы в самом 54-ФЗ.

Что касается самих предложенных изменений. Введение и вывод из оборота терминов — это естественный процесс развития нормативной базы. Термин «Бланк строгой отчетности», учитывая его идентичное «чеку» значение, был лишним. А фиксация расчетов — это термин, который логически следовал из положений закона, но не был там приведен. Конечно, угрожающе звучат изменения в процедуру контроля (законодательное закрепление «контрольной закупки», привлечение ФСБ), увеличение штрафов и блокировки, но все это — неизбежное следствие реформы. Помимо удобства для бизнесменов и прозрачности для потребителей, реформа должна обеспечить усиление контроля для налоговой.

Предпринимателям следует «обдумать ситуацию». Велик риск, что тайное станет явным. Что выгоднее: приобрести кассу и ПО к ней за 20 тысяч рублей или же быть оштрафованным, а в случае серьезных нарушений — оказаться на проверке с привлечением ФСБ или даже лишиться бизнеса? Чем больше функций и полномочий у регулятора и чем жестче наказания, тем выше риски для недобросовестных предпринимателей. А чтобы их уменьшить, нужно работать в правовом поле и автоматизировать фиксацию расчетов.

Избежать любых проблем с приобретением и эксплуатацией онлайн-касс не так уж и просто. Для этого необходимо правильно выбрать кассу именно для своего направления предпринимательской деятельности, вовремя зарегистрировать во всех необходимых органах, а после этого соблюдать все правила отчетности и контролировать работу сотрудников.

Есть несколько правил, как правильно организовывать свою деятельность с появлением онлайн-кассы:

  1. Правильный выбор оборудования — одна из самых важных составляющих. Если вы покупаете кассу для такси, то она должна быть легкой и компактной, если в заведение общественного питания — с большей памятью, качественную и надежную. Это влияет не только на работу с ней, но также и на правильное оформление кассы в налоговой инспекции. Необходимо, чтобы касса полностью соответствовала всем требованиям 54-ФЗ.
  2. Регистрация кассы в ФНС — второй важнейший шаг перед началом работы. Можно пройти ее как онлайн, непосредственно на сайте ОФД, так и оффлайн.
  3. Подключить кассу к программе, которая будет передавать все данные в налоговую.
  4. Обязательно не только зарегистрировать онлайн-кассу, но и свою деятельность как минимум для того, чтобы правильно и грамотно выплачивать налоги как, например, ЕНВД и ЕСХН.
  5. Дальше идет постоянный контроль за деятельностью сотрудников и проверка состояния кассы. Касса должна соответствовать всем требованиям закона, как и ее работа.
Читайте также:  Заполняем декларацию по НДС за 4-й квартал: новый бланк

Несоблюдение регламента применения ККМ, в том числе непробитый чек, — это правонарушение, грозящее наложением штрафа как на организацию, так и на ее должностных лиц или ИП. Постарайтесь не допускать этого, а уж если нарушение произошло, попробуйте убедить контролеров в непреднамеренности ваших действий и желании избегать этого впредь.

Последовательность действий проверяющих такова.
Этап 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т.п.). Результат фиксируют в акте проверки (Пункт 25 Регламента 132н).
То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09). Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись (Пункт 23 Регламента 132н).
Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.
Этап 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.
Этап 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверки (Пункты 34, 37, 38 Регламента 132н).
Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелика (Письмо ФНС России от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@).
Этап 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

Обязанности пользователей ККТ

Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:

– представлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;

– обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.

Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Административная ответственность пользователя ККТ

Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по‑прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15.07.2016 скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:

Основание для наказания

Пункт
ст. 14.5 КоАП РФ

Размер штрафа

Первичное нарушение

Повторное нарушение (если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более)

Неприменение ККТ

2, 3

1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

1. Должностные лица – дисквалификация на срок от от одного года до двух лет.

2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП)

Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами

4*

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков

5

Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

6

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Подглядывать, подслушивать, мониторить: новый законопроект о том, как налоговики будут проверять ККТ

Власти готовят революцию в законодательстве о контрольно-кассовой технике. Они хотят отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и перенести все правила в Налоговый Кодекс. Заодно в НК добавят санкции и уберут их из Кодекса об административных правонарушениях.

Два проекта законов уже опубликованы на портале проектов НПА для обсуждения. О первом из них, про изменения в КоАП, «Клерк» писал ранее. В этой статье будет рассмотрен второй — с масштабными поправками в Налоговый кодекс.

Как избежать штрафа за отсутствие ККТ

Если предприниматель уже нарушил 54-ФЗ, например, не отправлял чеки ОФД, он может оградить себя от санкций на законных основаниях. Для этого он должен подать в ФНС заявление о нарушении и обосновать его причину, приложив подтверждающие справки, например, от управляющей компании об отключении электричества.

Штрафа за торговлю без онлайн-кассы можно избежать, если на каждый расчет без ККТ оформить чек коррекции с признаком «приход». В заявке требуется обосновать причину нарушения и прикрепить к ней все чеки коррекции. Если отправить заявление вовремя (пока ФНС не обнаружила несоблюдения норм), санкции не применяются, что обозначено в письме ФНС № ЕД-4-20/24899.

Ситуация с пандемией заставила правительство пересмотреть порядок проведения контрольных и надзорных проверок. Так, в отношении ИП и юридических лиц в 2021 году проверку могут провести дистанционно (по аудио- и видеосвязи). Впрочем, возможен и инспекционный визит.

Все это не освобождает бизнесменов от ответственности. У каждого правонарушения, совершенного до 31 декабря 2020 года, есть срок давности — 1 год. Если в 2021 году налоговая служба выявит, что в 2020-м магазин торговал без кассы, она имеет право начислить штраф за отсутствие ККМ задним числом.

Штраф за неоприходование денег в кассу

Движение наличных в организации регламентируется указаниями Центробанка России № 3210-У (11.03.2014) — за любое отклонение от нормы предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ. Штраф за превышение лимита кассы в 2021 году (тыс. руб.):

  • ДЛ и «частникам» — 4-5;
  • предприятиям — 40-50.

Те же санкции распространяются и при других нарушениях кассовой дисциплины:

  • нецелевые траты наличности;
  • расчет «наличкой» сверх лимита (в 2021 году он остался неизменным — 100 тыс. рублей);
  • неоприходование денег в кассу.

Во избежание штрафа за несоблюдение лимита кассы достаточно соблюсти 5 основных условий:

  1. Назначить сотрудника, отвечающего за кассовый остаток.
  2. Обеспечить сохранность наличных и документов. Рекомендуется использовать для этого автоматический денежный ящик.
  3. Определить максимально допустимый остаток наличности в кассе. Эта величина рассчитывается персонально для каждой конкретной организации — по объему поступлений или выдачи наличных. Излишки необходимо вносить на банковский счет предприятия. Остаток может превышать лимит только в дни зарплаты.
  4. Отражать операции приходным и расходным ордерами.
  5. Тратить доход только на разрешенные цели (список допустимых расходов определен в указаниях ЦБ № 5348-У от 09.12.2019).

У административных наказаний есть срок исковой давности — 2 месяца. То есть штраф за неоприходование денежных средств в кассу, зафиксированное 15 сентября, можно взыскать только до 15 ноября.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *