Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Для чего государство резервирует землю

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Читайте также:  Скачать бесплатно бланк заявления на возмещение расходов ФСС 2023

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Основания для включения земли в резерв


В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Читайте также:  Греция открыта для россиян: правила въезда в 2023 году

Резервирование участка на примере

В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.

С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов. Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным. Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.

Права собственников при резервировании земель

Муниципальные и государственные нужды, требующие проведения резервирования земель, в первую очередь, призваны обеспечить защиту публичных интересов.

Однако при реализации процесса резервирования, важны не только общественные, но и частные интересы, поскольку в ходе проведения резервирования существенно ограничиваются возможности покупки земельных участков.

Если физическое или юридическое лицо использует земельный надел, не обладая правом собственности на него, после завершения процедуры резервирования, оно будет лишено возможности купить данный участок. Также могут быть существенно ограничены права на использование определенного надела для арендаторов и землепользователей.

С какими ограничениями могут столкнуться землепользователи:

  • Запрет на строительство жилья, объектов производства, зданий, относящихся к культурно-бытовой сфере и других строений, соответствующих целевому назначению надела земли и разрешенным вариантам использования;
  • Ограничение права на реализацию проектов, связанных с ирригацией территории, мелиоративными работами, строительством водных объектов, прудов и другими мероприятиями, соответствующими разрешенным вариантами использования данного участка;
  • Также исключается возможность приватизации участка, входящего в зарезервированные территории.

Если земля, пребывающая в муниципальной или государственной собственности, была включена в границы зарезервированных территорий, ее оборот также будет существенно ограничен. Если такие участки были переданы в аренду, то период действия договора с арендатором должен заканчиваться раньше установленного срока резервирования.

Довольно часто после завершения процесса резервирования земельных участков, производится изъятие земли для обеспечения государственных нужд. Землевладелец вправе обжаловать решение органов исполнительной власти как на этапе резервирования, так и на этапе изъятия участков.

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Основания для включения земли в резерв

В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).
Читайте также:  Дарственная или завещание: что лучше

Говоря о процессе резервирования, нужно понимать, какие основания используются в данном случае. В положениях статьи 49 земельного законодательства отражены причины и основания, на которых строиться процедура резерва. Изначально поводом для закрепления участка за государственными органами выступает то, что необходимо приводить в исполнение соглашения международного типа, а также обязательства, которые взяты на себя государственными органами. Также, если кратко, резервирование участков реализуется при сооружении или преобразовании границ наделов или неподалеку от них.

Это касается таких объектов, как системы энергетического типа, которые разработаны федеральными или региональными органами. Также это объекты, отнесенные к атомной энергетике или обеспечению безопасности государства. В последнем случае подразумеваются строения и системы разного рода коммуникаций, а также помещения, которые необходимы для охраны границ страны. Касаться это может и объектов, где развивается транспорт. В частности, региональной или федеральной значимости. На наделе могут проходить ж/д пути или располагаться объекты космического типа. Это могут быть магистрали для автомобилей или системы, посредством которых производится снабжение территории холодной или горячей водой.

Данная схема не ограничивается тем, что отражено в правовых актах. Законодатель указывает на возможность использования в качестве основания для резерва и других направлений применения. Это касается участков, которые находятся в собственности региональных органов или муниципалитетов. В этом случае нужно учитывать территориальное планирование.

ВНИМАНИЕ !!! Нужно отметить, что в отношении наделов, которые отнесены к собственности государственного или муниципального органа, устанавливается, что эти земли не могут быть предоставлены для использования сторонними субъектами. Главное условие – чтобы на этом участке располагались объекты, входящие в транспортную, инженерную или социальную инфраструктуру.

Также к категории резерва отнесены наделы, где расположены сооружения, обеспечивающие безопасность и защиту всего государства. Кроме того, это площади, которые предназначены для расположения на них объектов природного значения и сооружений водного типа. Эти местности подлежат охране со стороны государственных органов.

Правовое регулирование резервирования земель

Основу регулирования резервирования земель для государственных и муниципальных нужд составляют положения Земельного Кодекса РФ.

Следующим нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 10.05.2007 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд».

Этот нормативно-правовой акт (НПА) установил единый порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, внеся в Земельный кодекс РФ отдельную правовую норму, регулирующую указанные правоотношения, привел в соответствие с ней другие нормы Земельного кодекса, а также нормы законодательных актов о правах субъектов РФ и местного самоуправления, градостроительстве, охране природы, приватизации.

Закон № 69-ФЗ также установил возможность использования в определенных случаях земельных участков рекреационного назначения по иному назначению.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним, в том числе, относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны и безопасности;
    • объекты федерального транспорта, путей сообщения,…

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
    • автомагистралей федерального значения;
    • пересадочных узлов метрополитена;
    • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *