Нормы списания ГСМ в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы списания ГСМ в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — норму расхода топлива по маркам автомобилей (Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008). Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Расчет для грузовиков

Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
  • S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
  • Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.

Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где:

  • Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
  • Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
  • W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.

Как считать? Понятие норматива гсм

Чтобы правильно считать расход топлива и определить величину норматива гсм, необходимо учесть следующие факторы:

  • Тип автомобиля: различные автомобили имеют разные параметры расхода топлива, в зависимости от их конструкции и технических характеристик. Например, расход топлива у легковых автомобилей обычно ниже, чем у грузовых.
  • Параметры двигателя: мощность, объем двигателя, количество цилиндров и другие технические характеристики двигателя также оказывают влияние на расход топлива.
  • Условия эксплуатации: режимы работы автомобиля (городской или загородный), стиль вождения, состояние дороги и другие факторы могут существенно влиять на расход топлива и, соответственно, на норматив гсм.
Читайте также:  Правила проезда железнодорожного переезда!!!

При рассчете норматива гсм можно использовать следующую формулу:

норматив гсм = (расход топлива) x (дистанция)

где:

  • расход топлива — количество топлива, которое потребляет автомобиль на единицу пройденного пути;
  • дистанция — пройденное расстояние.

Итак, понятие норматива гсм является важным при расчете экономичности использования автомобильного топлива. Учитывая тип автомобиля, его технические характеристики и условия эксплуатации, можно определить расход топлива и, соответственно, норматив гсм.

Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».

В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц. Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов.

В его обязанности входит ведение первичных материалов:

  • заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  • получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  • принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  • составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  • обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек.

Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.

Как происходит списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях, описывается в статье: списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях.

Списание бензина без путевых листов

1 ст.

169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Чаще всего бензин, дизельное топливо или, к примеру, тормозную жидкость водители предприятия покупают на АЗС за наличные. В этом случае им сначала выдают деньги из кассы, а затем они представляют в бухгалтерию авансовые отчеты, приложив к ним кассовые чеки, подтверждающие расходы на покупку.

На основании этих отчетов бухгалтер приходует ГСМ на счет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». При этом в учете делаются следующие проводки: Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса» — выданы деньги из кассы под отчет; Дебет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — отражены расходы по покупке ГСМ.

Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г.

Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ

Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.

Читайте также:  Субсидии и ипотека: как обеспечивают жильем российских военных

В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.

Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.

Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.

Плюсы использования Шакман Х3000 и экономия ГСМ

В современных условиях, когда экономия ресурсов имеет особое значение, использование грузового автомобиля Шакман Х3000 может стать рациональным решением для предприятий и организаций. Кроме множества преимуществ, которыми обладает этот автомобиль, его использование также способствует существенной экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Преимущества Шакман Х3000:

  • Высокая проходимость и надежность автомобиля обеспечивают возможность перевозки грузов в условиях сложного рельефа и на непредсказуемых дорожных участках. Это позволяет минимизировать время на доставку грузов и увеличивает производительность транспортных операций.
  • Мощный и эффективный двигатель Шакман Х3000 способен обеспечить высокую скорость и подвижность автомобиля. Благодаря этому, перевозчики имеют возможность увеличить объемы грузов, и, как следствие, доходность своего бизнеса.
  • Современные системы управляющей электроники на Шакман Х3000 обеспечивают надежность и безопасность во время эксплуатации. Это позволяет снизить риски возникновения аварийных ситуаций, а также исключить возможность поломок, связанных с неправильным использованием автомобиля.

Одним из значительных преимуществ использования Шакман Х3000 является также экономия горюче-смазочных материалов. Благодаря современным технологиям и оптимизированному расходу ГСМ, автомобиль обладает высокой эффективностью топливного расхода и позволяет сократить затраты на ГСМ.

Использование Шакман Х3000 помогает компаниям сократить расходы на ГСМ за счет:

  1. Экономии топлива благодаря оптимизации двигателя и современной системе управления.
  2. Увеличения пробега на одной заправке за счет расширенного бака для топлива.
  3. Снижения затрат на обслуживание транспортного средства благодаря повышенной надежности и долговечности автомобиля.

Таким образом, использование Шакман Х3000 позволяет не только экономить горюче-смазочные материалы, но и обеспечить надежность и эффективность транспортных операций. Это позволяет сократить затраты и увеличить прибыльность бизнеса компаний, осуществляющих перевозку грузов.

Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Рабочий объем, л

КПП

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

1

2

3

4

5

6

7

103

Lada Granta 219010 1.6 (ВАЗ-11186)

4L

87

1,596

5M

8,2

(п. 103 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

104

Lada Granta 219170 1.6 (ВАЗ-21127)

4L

106

1,596

5M

8,1

(п. 104 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

105

Lada Priora 217020 1.6 (ВАЗ-21116)

4L

87

1,596

5M

8,0

(п. 105 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

106

Lada Kalina 219410 1.6 (ВАЗ-11186)

4L

87

1,596

5M

8,6

(п. 106 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

107

Lada Largus 1.6 (RSOY5L) (Renault K4M 490)

4L

105

1,598

5M

10,7

(п. 107 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

108

Lada Vesta 1.6 (ВАЗ-21129)

4L

106

1,596

5M

8,5

(п. 108 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

109

Lada XRay 1.6 (ВАЗ-21129)

4L

106

1,596

5M

8,6

(п. 109 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

110

Lada XRay 1.6 (Renault H4M)

4L

110

1,598

5M

8,2

(п. 110 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

111

УАЗ-3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905)

4L

128

2,693

5M

13,8

(п. 111 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Читайте также:  С 2023 года справку о зарплате с предыдущего места работы предоставлять не нужно

Обновленная норма расхода топлива в 2024 году

В 2024 году вступит в силу новая норма расхода топлива для автомобилей. Это решение было принято с целью снижения загрязнения окружающей среды и уменьшения зависимости от ископаемых ресурсов.

В соответствии с обновленной нормой, автомобили будут обязаны соответствовать требованиям минимального расхода топлива на 100 километров пути. Данная норма будет разделена на несколько категорий в зависимости от типа транспортного средства.

Основные изменения, которые будут внедрены в 2024 году:

  • Установление более жестких норм для автомобилей с внутренним сгоранием
  • Введение обязательных норм для электромобилей или автомобилей с альтернативными источниками энергии
  • Обновленные требования к аэродинамическому сопротивлению и массе автомобиля

Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля

При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:

  • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
  • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).

Индивидуальный расчет расхода топлива

Альтернатива вышеописанных вариантов — учет топлива в резервуарах (или в баках автомобилей) по уникальной, разработанной системе, которая будет учитывать все нормы, технические особенности, условия эксплуатации авто и другие важные параметры.

Стоит еще раз отметить, что нормы, опубликованные Минтрансом — это лишь методические, сравнительно-сопоставимые данные. То есть, они не рассматриваются, как обязательные к применению, и каждый автопарк имеет право самостоятельно определять коэффициенты поправок, опираясь на особенности своей техники. При таком подходе ничего не помешает в будущем применить коэффициенты, предложенные ведомством.

Чтобы разработать собственную систему учета топлива в баке автомобилей для автопарка, необходимо сформировать специальную комиссию, в которую должны входить руководители компании, технические специалисты, обязательно водители.

Эта комиссия проводит контрольные замеры расхода топлива, которые базируются на:

  • технических параметрах машины;
  • состоянии автомобиля;
  • условиях использования тс;
  • поры года;
  • и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *