Пояснения по требованию налоговых органов мнение эксперта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснения по требованию налоговых органов мнение эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Уведомление о вызове налогоплательщика и ответственность за неявку
Да, налоговики вправе направлять уведомления о вызове налогоплательщика. Вместе с тем в вашем случае штрафа за неявку в инспекцию быть не должно, так как уведомление было вручено вам незаконным способом.
Вызов — в законе
Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговикам право вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов для дачи пояснений:
— в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
— в связи с налоговой проверкой;
— в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
Этому праву налоговиков корреспондирует обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Уведомления о вызове налоговики составляют по форме, приведенной в приложении 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. При направлении компаниям данных уведомлений инспекторы руководствуются рекомендациями, разработанными ФНС России и направленными нижестоящим налоговым органам письмом от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.
В этом письме приведен следующий перечень случаев, в которых налогоплательщику может быть направлено уведомление о вызове:
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии по легализации налоговой базы;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной проверки ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации с документами, составляемыми при проведении выездной проверки;
4) в иных случаях.
Кроме того, в данном письме ФНС рекомендовала подчиненным приводить в тексте уведомления ссылку на ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Она предусматривает штраф для руководителя компании в сумме от 2000 до 4000 руб. за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Таким образом, в том, что налоговики направили вам уведомление о вызове, нарушения нет. Это подтверждает и письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21.
В правовых базах нам удалось найти только одно судебное решение, в котором арбитры признали уведомление о вызове незаконным. Это постановление ФАС Центрального округа от 27.05.2013 № А68-7925/2012.
Налоговики вызвали предпринимателя для дачи письменных пояснений по сумме отраженного в декларации ЕНВД, физическому показателю, корректирующему коэффициенту К2, а также уменьшению налога на страховые взносы. Но предпринимателю удалось доказать судьям, что раз уведомление направлено в период проведения «камералки», действительной целью налоговиков было истребование дополнительных доказательств в ходе проверки. А это противоречит ст. 88 НК РФ, которая позволяет налоговикам требовать у налогоплательщика представления пояснений только при наличии ошибок и противоречий в декларации.
Но, во-первых, в вашем случае вызов не связан с проведением «камералки», ведь справки 2-НДФЛ не являются декларациями, а потому не подлежат камеральной проверке. А во-вторых, изложенная точка зрения судей — это скорее исключение, чем правило. Большинство судей в данном вопросе на стороне ФНС России. Признавая уведомления законными, арбитры ссылаются на то, что ИФНС, направляя эти документы, действует в рамках полномочий, предоставленных ей ст. 31 НК РФ. Значит, при этом не нарушаются права и законные интересы компаний и индивидуальных предпринимателей, на них не возлагаются какие-либо дополнительные обязанности, а также не создается иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановления ФАС Поволжского округа от 24.10.2013 № А55-35598/2012, Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013, от 23.11.2012 № Ф03-4485/2012 и от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/3393).
Письмо должно быть заказным
Итак, полученное вами уведомление само по себе законно. В то же время способ направления этого документа противоречит Налоговому кодексу.
Порядок, в котором организациям должны направляться документы, используемые фискалами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Так, если конкретный порядок передачи того или иного документа не предусмотрен Кодексом, у налоговиков есть три варианта:
— передать документы непосредственно под расписку;
— направить их по почте заказным письмом;
— передать их в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Как видите, ИФНС должна была направить вам уведомление не обычным, а заказным письмом. Более того, это обычное письмо было выслано всего за два дня до крайнего срока явки, то есть фактически налоговики лишили компанию возможности исполнить свою обязанность. Следовательно, они не имеют права оштрафовать вашего директора по ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время надо учитывать, что судебная практика по привлечению должностных лиц компании к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, за игнорирование уведомления о вызове не сложилась. Поэтому директору вашей компании имеет смысл хоть и с опозданием, но явиться в инспекцию и ответить на вопросы инспекторов по поводу НДФЛ. В случае необходимости отменить штраф явка директора станет дополнительным доказательством законопослушности компании.
Кто вызывается на комиссию
Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:
- Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
- Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
- Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
- Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
- Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
- Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
- Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
- ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.
Рассмотрим дополнительные критерии:
- Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
- Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
- Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
- Предоставление НДС к возмещению.
- Различные нарушения закона в области налогового права.
После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.
Готовые ответы на запросы налоговой инспекции
Уважаемая налоговая инспекция!
В ответ на ваш запрос, полученный от [дата получения запроса], мы предоставляем следующую информацию:
-
По вопросу [указать вопрос], мы подтверждаем, что [привести подробное объяснение или предоставить необходимые документы и расчеты].
-
Относительно требования предоставить [указать требуемую информацию], уведомляем, что [предоставляем запрашиваемую информацию в соответствии с требованиями].
-
По поводу запроса о предоставлении [указать требуемую информацию], сообщаем, что [объяснение и/или предоставление документов и расчетов в соответствии со стандартными требованиями].
Дополнительно, хотим обратить ваше внимание на следующую информацию:
- Учетная политика нашей организации соответствует требованиям законодательства и отчетности.
- Наши документы и расчеты подтверждаются соответствующими подписями и печатями.
- Мы готовы предоставить дополнительную информацию или провести личные встречи для разъяснения вопросов, возникших в ходе проверки или аудита.
Налоговая нагрузка: пояснение
Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:
«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.
Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».
И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).
Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной , где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.
Все документы, связанные с налоговой инспекцией, требуется заполнять с особой внимательностью, поскольку даже небольшие ошибки могут повлечь необходимость составления так называемой пояснительной записки, образец которой и пошаговые инструкции по заполнению приводятся далее.
Когда и как необходимо предоставить записку
Список всех ситуаций, при которых организация обязана предоставить пояснительную записку по требованию местной налоговой инспекции, определен законодательно:
- Если в отчетной декларации есть ошибки или определенные внутренние противоречия, несоответствия между разными данными. В этом случае нужно не только исправить эти некорректные сведения, но и также описать причину несоответствий – все это делается в пояснительной записке свободного образца.
- Если в декларации сумма налога оказалась меньшей по сравнению с отчетной документацией, которая была предоставлена в налоговую изначально. Опять же налоговые инспекторы, скорее всего, потребуют не только привести сведения в полное соответствие, но и объяснений их происхождения.
- Если в декларации представлен налог на прибыль с убытком – тогда нужно подробно описать, почему возник этот убыток.
Следует иметь в виду, что на исправление всех некорректных сведений главному бухгалтеру или другому уполномоченному лицу дается не более 5 рабочих дней. Течение этого срока начинается с рабочего дня, который следует за днем получения документа.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Документ, который получен от налоговой с требованием исправить некорректную информацию и предоставить пояснительную записку, может быть заверен печатью, но может и оставаться без печати. Такое право всегда оставляет за собой ФНС.
Также следует иметь в виду, что в некоторых случаях компания обязана отреагировать на получение этого письма с требованием предоставления пояснительной записки. Нужно просто подтвердить факт доставки документа, передав квитанцию о приеме тем же способом (по почте или через электронную систему). Нужно иметь в виду, что уведомление о получении следует выслать не позднее 6 рабочих дней. Течение этого срока начинается со дня отправки пояснительной записки по требованию налоговой.
Если же уведомления о получении не поступило, налоговая инспекция может заблокировать счет фирмы. Чтобы произвести разблокировку, необходимо передать инспекторам:
- квитанцию о приеме документа;
- пояснительную записку – по почте, через электронную систему или в ходе личной явки представителя компании.
Тогда блокировка счета снимается не позднее следующего рабочего дня (обычно в тот же день).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Следует разделять случаи, когда в декларации содержатся явные ошибки (по невнимательности) или просто несоответствия. Если есть некорректная информация, то направлять нужно не пояснительную записку, а полностью исправленную декларацию.
Способов отправки пояснительной записки вне зависимости от причин требований налоговой инспекции две:
- Можно принести самостоятельно в канцелярию ведомства – представитель компании, уполномоченный на подобные действия, приходит лично.
- Также можно отправить документ и по почте, при этом письмо следует сопроводить описью вложения всех документов с указанием их количества и вида (оригинал или копия). Отправлять нужно только заказным письмом.
Лучше всегда оставлять копию пояснительной записки при себе. Она может понадобиться, если по каким-либо причинам письмо не дойдет в налоговую или она затребует прислать его еще раз.
Образец объяснительной записки в налоговую
Начальнику отдела камеральных проверок ИФНС № 2 г. Артёма
Стафеевой А.О.
от генерального директора ООО «Южное» Александрова И.И.
Объяснительная записка
Касательно претензий налоговой инспекции
Я, Александров Иван Иванович, в ответ на претензии отдела камеральных проверок ИФНС № 2 о несвоевременной сдаче отчётов, поясняю, что по причине тяжёлого заболевания бухгалтера ООО «Южное», в октябре 2010 вынужден был заниматься заполнением и отправкой ежеквартальных отчётов самостоятельно.
Отчёт в налоговую инспекцию был отправлен мной лично заказным письмом, с уведомлением, в почтовом отделении № 3 города Артём 20 октября 2010 года, что не противоречит существующему законодательству, сроки отправки мной отчёта не были нарушены. Возможно, в опоздании отчёта, виноваты работники почты.
К объяснительной записке прилагаю почтовые квитанции, в которых указано время отправления мной заказного письма.
Генеральный
директор ООО «Южное» Александров Александров И.И.
Когда будем предоставлять пояснения в налоговую?
Это необходимо сделать при получении требования о предоставлении пояснений из налоговой инспекции. Обратите внимание, ИФНС вправе направлять такое требование при проведении:
1) камеральной проверки, но только в строго определённых случаях и в соответствии с:
а) пунктом 3 статьи 88 НК РФ, если, например:
- выявлены ошибки или противоречия в налоговой декларации
- выявлены несоответствия между сведениями, имеющимися у налогового органа и вашими документами
- вы заявили убыток
- в уточнённой декларации вы уменьшили сумму налога к уплате
б) пунктом 6 статьи 88 НК РФ:
- если вы заявили какие-либо льготы по налогам
в) пунктом 8.8 статьи 88 НК РФ:
- если вы заявили инвестиционный налоговый вычет
Если в налоговом учете обнаружена ошибка…
У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.
Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?
Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).
Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.
Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:
-
невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
-
допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Как должна выглядеть пояснительная записка об убытках?
Как написать пояснение в налоговую инспекцию? Как таковой типовой формы нет, пояснения пишутся в произвольной форме на официальном бланке предприятия и закрепляются подписью руководителя. Записка оформляется на имя начальника налоговой инспекции, которая направила запрос на разъяснение убытков.
Основной упор в письме нужно сделать на пояснение причин образования отрицательного финансового результата. Здесь очень важно подкреплять все слова фактами, повлиявшими на возникновении ситуации, когда у предприятия расходы превысили доходы. Очень хорошо, если у предприятия есть документы, с помощью которых можно подтвердить, что это обычная хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, и убытки в следующем отчетном периоде присутствовать не будут. В доказательство того, что вы предприняли ряд шагов по достижению положительных результатов, вы можете приложить к пояснительной записке копию бизнес-плана, расшифровку кредиторской задолженности и другие подобные инструменты.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.
Ответственность за неявку
Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ. Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет: — для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.; — на должностных лиц — наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.
Когда можно в представлении документов (информации) отказать?
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 декабря 2021 г. № СД-4-2/18103@ «Об усилении контроля за истребованием документов (информации)»
К требованию не приложено поручение;
Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;
Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.
Требование выставлено после окончания налоговой проверки
Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.
Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.
Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.
Данное основание для отказа таит сразу несколько подводных камней.