Списание ГСМ без путевых листов в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание ГСМ без путевых листов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.

Стоимость единицы бензина равна:

  • 25 * 41 = 1025,00 руб.
  • 120 * 39 = 4680,00 руб.
  • 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
  • 25 + 120 = 145 л.
  • 5705 / 145 = 39,34 руб.

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Учёт ГСМ: пошаговая инструкция списания топлива по путевым листам

Бензин является самым распространённым видом ГСМ, поэтому мы рассмотрим пример закупки и списания бензина.

В январе ООО «Айро», ведущее свою деятельность в Московской области, закупило бензин в количестве 120 литров по цене 42 рубля без НДС. При этом у компании на начало месяца числился запас бензина той же марки в количестве 20 литров по средней себестоимости 50 рублей. Учёт всех материалов в компании ведётся по средней себестоимости.

В таблице ниже представлен учёт ГСМ в бухгалтерии (проводки при поступлении бензина):

Описание операции Дт Кт Сумма в рублях
Оприходование топлива с помощью документа ТОРГ-12 10 60 5040
Отражение НДС по счёт-фактуре 19 60 1008

Вариант 1. Учёт ГСМ при фактическом списании

В путевом листе зафиксировано, сколько было топлива в баке на начало рейса (10 л), сколько было выдано (45) л и сколько осталось после поездки (14 л).

Расчёт фактического использования ГСМ: 10 + 45 – 14 = 41 л.

Сумма к списанию: 41 л × 43,14 руб. = 1768,74 руб.

Описание операции Дт Кт Сумма в рублях
Списание топлива с оформлением бухгалтерской справки-расчёта 26 10 1 768,74

Материалы типа ГСМ в 1С выделяются в особую группу в связи с большими объемами расходов и важностью функций, которые выполняют транспортные средства в организациях. Учет ГСМ в 1С позволяет максимально автоматизировать контроль за расходами на топливо в разрезе отдельных ТС и материально-ответственных лиц.

Документы, которые можно сформировать в 1С для учета ГСМ, соответствуют всем требованиям законодательства, имеют понятные формы для ввода и имеют возможность вывода на печать в различных вариантах или выгрузки в текстовых электронных форматах. Сложный учет топлива по путевым листам выполнен в программных решениях 1С в удобной наглядной форме и позволяет одним документом провести несколько учетных операций, в том числе и авансовый отчет по приобретению топлива.

Кроме списания по путевым листам по обычным видам деятельности, в 1С можно сформировать проводки и документы выбытия ГСМ по другим основаниям.

III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС

Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:

  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Правила оформления и ведения путевых листов в 2020 году

  1. Наименование документа, номер и дата его выдачи. При проставлении нумерации необходимо соблюдать хронологию.
  2. Срок действия путевки. Максимальный период — один месяц.
  3. Информация о собственнике автомобиля. Теперь обязательно указывать ОГРН.
  4. Информация о водителе транспортного средства (Ф.И.О., номер водительского удостоверения).
  5. Сведения об автомобиле (государственный номерной знак, марка).
  6. Данные одометра перед выездом в рейс и по возвращении в гараж (на стоянку).
  7. Дата и время начала рейса и возвращения на стоянку.
  8. Подпись и Ф.И.О. ответственного работника, который указал показания одометра, дату и время.
  9. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
  10. Штамп, подпись и Ф.И.О. медработника, который провел медицинский осмотр.
  11. Информация о прохождении предрейсового технического осмотра с указанием даты и времени (ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты).
  12. Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр транспортного средства (механик, контролер, мастер).

Изменения в путевых листах в 2020 году вступили в силу еще в декабре 2020 (утв. приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2020 г.) и от 07.11.2020 № 476). Требования к заполнению дополнены новыми обязательными реквизитами. В то же время отменена круглая печать на форменном бланке, если ее использование не предусмотрено Уставом.

Cписание ГСМ по путевым листам

Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража. Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р.

Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.

То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:

  • фактический;
  • нормативный.

Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.).

В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям от государства 2024 в Ставропольском крае

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ

Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:

  • не проведение медосмотра;
  • отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ Сумма штрафа для юрлица (ИП)
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) 30 000 руб.
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) 30 000 руб.

Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.

Как и ранее, отражение в учете расходования ГСМ должно подтверждаться путевым листом, соответствием расхода бензина установленным нормам. Путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Порядок его заполнения утвержден Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152).

Отметим, что Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н не содержит положений, утверждающих обязательное применение путевого листа и его форму, однако сам Приказ N 152 такое требование содержит: обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (ч. 2 разд. I Приказа N 152). Следовательно, учреждению необходимо указать на применение документа — путевого листа в своей учетной политике в редакции, предусмотренной Приказом N 152.

Как списывать ГСМ без путевых листов

Таким образом, объем использованных конкретным автомобилем за период ГСМ нужно рассчитать. Он должен определяться с учетом имеющегося на начало этого периода остатка горючего в баке, залитого туда в течение периода количества топлива и остатка, имеющегося в баке на конец периода.

Особенностью приобретения ГСМ является то, что фактически они редко попадают на территорию лица, их использующего, поскольку чаще всего заправка автотранспорта осуществляется на специализированных заправочных станциях, находящихся вне этой территории, и горючее сразу оказывается отпущенным в применение. Но это не означает, что весь приобретенный объем за конкретный период будет использован и его можно учесть как расход. Связано это с тем, что на момент заправки в баке авто еще, как правило, имеется некоторый остаток неиспользованного топлива и на конец периода, за который требуется определить расход, там тоже присутствует какое-то количество неизрасходованного горючего.

Сотрудники используют личный транспорт в служебных целях: оформление аренды или безвозмездного использования для списания ГСМ

Организация ежемесячно заправляет по топливной карте личные транспортные средства сотрудников (главный инженер, прораб, инженер по охране труда и т.д.). Сотрудники используют личный транспорт в производственных целях (несколько строительных объектов), не в рамках командировок. Организация не является автотранспортной. Использование личного транспорта в служебных целях планируется оформить договором аренды или договором безвозмездного пользования. Можно ли списать ГСМ на затраты в целях налогообложения (налог на прибыль) с учетом возможных последствий по НДФЛ и страховым взносам? Нужны ли при этом приказы, распоряжения, договоры? Какой документооборот должен быть в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При заключении договора аренды или договора безвозмездного пользования расходы на ГСМ могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Особенности налогообложения и документального подтверждения изложены ниже.

Ошибки в заполнении путевого листа

Ошибки в заполнении путевого листа могут привести к серьезным нарушениям и получению штрафов. Как избежать таких нарушений и что нужно знать о правилах заполнения путевого листа?

Путевой лист – это документ, который заполняется водителем перед каждой поездкой, чтобы фиксировать все осмотры и расходы, связанные с использованием транспортного средства. Он является одним из обязательных документов для предрейсовых проверок ГИБДД.

Причины получения штрафов за нарушение правил заполнения путевого листа могут быть разными. Ошибки могут касаться не только самого оформления, но и неправильного заполнения данных о предрейсовых осмотрах и расходах.

Согласно КоАП РФ, за неправильное оформление или неподтверждение информации в путевом листе предусмотрена ответственность. В зависимости от вида нарушения и его тяжести, штрафы могут составлять до 50% от стоимости ГСМ или расходов.

Как не получить штраф

Неправильное оформление путевого листа может привести к наказанию в виде штрафов и проверок ГИБДД. Чтобы избежать этого, необходимо следовать правилам заполнения путевого листа и предусмотреть возможные ошибки и причины их возникновения.

Вот несколько полезных советов, как избежать штрафов:

  1. Внимательно ознакомьтесь с правилами заполнения путевого листа, указанными в КОАП РФ. Уточните все нюансы у своего работодателя или в ГИБДД.
  2. Проверяйте правильность заполнения путевого листа перед отправкой на подпись. Убедитесь, что все необходимые поля заполнены и точно указаны данные о маршруте и пассажирах.
  3. Не подписывайте путевой лист с неподтвержденными данными. Убедитесь, что все пункты маршрута оформлены правильно и не содержат ошибок.
  4. Соблюдайте правила окончания путевого листа. Он должен быть сдан и подписан в срок, указанный в правилах.
  5. Оплачивайте все причитающиеся сборы и расходы в связи с оформлением и использованием путевого листа.
  6. Не допускайте необоснованных расходов и нарушений при оформлении путевого листа. В случае нарушения правил, несанкционированного использования ГСМ или других причин возникновения необоснованных расходов, может быть применена ответственность в виде штрафов.

Помимо указанных выше правил, также необходимо соблюдать правила безопасности на дороге и регулярно проходить технические осмотры аттестованной станции.

Не соблюдение правил оформления путевого листа может привести к различным видам наказаний и штрафов. Вот некоторые из них:

  • Предрейсовые проверки — ограничение в движении до устранения нарушений;
  • Штрафы в размере до 50% от предусмотренной суммы штрафа;
  • Ответственность по статье 153.1 КОАП РФ — за непредставление путевых листов или их неправильное оформление. В этом случае грозит штраф в размере 5000-10000 рублей;
  • Проверка ГИБДД и рассмотрение дела нарушителя в суде;
  • Ограничение прав на управление транспортным средством.

Чтобы не получить наказания по штрафам и рассмотрение дела, следуйте правилам заполнения путевого листа и соблюдайте все требования закона.

Топ штрафов за нарушения путевого листа
Вид нарушения Штраф
1 Неправильное заполнение путевого листа 5000-10000 рублей
2 Необоснованные расходы при оформлении путевого листа 50% от необоснованных расходов
3 Неподтверждение пунктов маршрута 5000-10000 рублей

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *