Класс условий труда водителя легкового автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Класс условий труда водителя легкового автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Общие принципы оценки условий труда водителя
В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:
шум;
инфразвук;
вибрация общая и локальная;
недостаточная освещенность в кабине;
вредные вещества в воздухе;
параметры микроклимата в кабинет;
тяжесть и напряженность труда.
Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень. 9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц. 10.
Водитель автомобиля вредные условия труда
- В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
- Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
- То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
- Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.
Приветствую, уважаемые друзья! Всем руководителям и специалистам пассажирских автотранспортных предприятий принят к сведению новость об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, которые наконец-то прошли регистрацию в Минюсте России и в считанные дни вступят в законную силу. Небольшой обзор и сам документ в формате Word ждут вас ниже. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, как я уже сказал выше, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начнут действовать с 25 декабря 2020 года.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Почему не все рабочие места с одинаковым оборудованием считаются аналогичными?
Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы.
Например, в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска.
В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым – Kia 2008 года, за тремя остальными — автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку.
Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.
Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?
Первое:
Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс. Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу. Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.
Второе:
Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда. Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия
СОУТ: специальная оценка условий труда
Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.
- Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
- Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.
Аналогичные рабочие места: выявление и оценка
Согласно части 6 статьи 9 федерального закона
Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О СОУТ
Карта спецоценки трудового процесса заполняется последовательно. Для этого учитываются следующие сведения:
- Вся информация о компании, проводящей аттестацию. Наименование, адрес, местонахождение, номер лицензии и свидетельства на право заниматься этим видом работ.
- Данные о рабочем месте и аналогичных местах.
- Указать СНИЛС сотрудников.
- Какие негативные факторы окружающей среды существуют, каким образом они воздействуют на организм.
- Какие компенсации полагаются сотрудникам за вредные условия производства: сокращенный день, на сколько дней увеличивается отпуск, в каком размере полагается доплата.
- Перечень мероприятий, согласно которым улучшаются условия работы.
- Данная информация предоставляется из свидетельства о регистрации компании, расписания штатов. Основное количество сведений вносимо в карты экспертами, а также руководством предприятия, на котором проводилась спецоценка.
- Сведения из данных об администрации
Форму карты устанавливает приказ Минтруда № 33н: скачать этот нормативный документ и образец заполнения карты СОУТ Вы можете на нашем сайте. Актуальный образец карты специальной оценки условий труда включает следующие сведения:
- кодовые обозначения организации, включая ИНН, ОКВЭД 2 и другие;
- сведения о должностной позиции сотрудника и подразделении, в котором он работает. Если СОУТ проводится для аналогичных мест, следует указать их количество и нумерацию. Должности работников, имеющих право на льготы и компенсации, должны быть указаны в соответствии с действующими классификаторами;
- ссылка на Единый справочник тарифов и квалификаций специальностей и профессий, характеризующий должность работника на конкретном рабочем месте;
- число работников, занятых на данном рабочем месте и на аналогичных рабочих местах, СНИЛС работников;
- список используемой на рабочем месте техники, материалов и сырья;
- вредные и опасные факторы производственной среды, влияющие на данное рабочее место, и установленные класс и подкласс условий труда;
- оценка действенности средств защиты, предоставленных работнику;
- информация о предоставляемых работнику льготах и компенсациях;
- рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте. Предложения, указанные в этом пункте формы карты, обязательны к выполнению для работодателя.
Вредные и опасные факторы — это две разные вещи, которые следуют четко разграничивать между друг другом.
Вредный фактор воздействует на организм человека пагубно через органы дыхания, слуха или зрения. К таковому относится шум, недостаточное освещение, превышение по уровню загазованности или запыленности в результате выделения вредных веществ.
Например, на рабочем месте при производстве краски используется толуол. Этот химический элемент вредно воздействует на организм, так как его превышение в воздухе рабочей зоны на 1,1 раза больше нормы. Превышение уровня по шуму тоже играет негативную роль при воздействии на организм. В конечном итоге для сотрудника существует опасность заболеть под воздействием факторов такого рода, в том числе получить профессиональное заболевание.
Опасность представляет собой фактор, согласно которому человеку опасно для жизни или здоровья. Например, на участке производства работ применяются взрывоопасные вещества. Получается, что рядом с ними находится опасно, так как они могут детонировать и человек в результате получит травму.
Для работников предусмотрены компенсации за работы в особых условиях:
- За превышение вредных факторов. После проведения замеров по загазованности, уровню шума или запыленности получилось, что работник работает с превышениями. Вычисляется, во сколько раз допускаются превышения. На основании полученного, устанавливается процент выплат. Как правило, от 4 до 12 %. Начисления производятся в зависимости от минимальной тарифной ставки за время, отработанное по факту.
- По видам работ или профессии устанавливается время дополнительных дней к отпуску. Для этого существует документ, регламентирующий данное обстоятельство.
- Сокращенный рабочий день также устанавливается за работу во вредных условиях на основании нормативов.
- Льготный пенсионный стаж предоставляется сотруднику на основании норм.
Вся информация записывается в карте по спецоценке условий трудового процесса и берется за основу при начислении компенсации либо предоставлении дополнительного времени отдыха. То есть понятие «доплата за вредность» может быть разным.
В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:
- особенности освещенности;
- присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
- уровень вибрации, как общий, так и локальный;
- напряженность рабочей обстановки;
- шумность и наличие инфразвука;
- тяжесть труда.
Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия
СОУТ: специальная оценка условий труда
Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.
- Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
- Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.
Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест
Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.
Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.
Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.
Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.
Аттестация рабочего места водителя, тракториста
Наша жизнь уже не представляется без наличия транспортных средств. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения. Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре. С одной стороны, удобство, с другой – опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий. Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров. А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Благодаря АРМ удается установить, какие негативные факторы влияют на водителя в процессе трудовой деятельности, разработать методы по их устранению (если это возможно), установить медицинские осмотры, компенсации и льготы.