Лекция 11. Налоговый контроль
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 11. Налоговый контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как отмечалось ранее, основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится с целью проверки соблюдения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.
Цель налогового контроля
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
-
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
-
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
-
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
-
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
-
проверки целевого использования налоговых льгот;
-
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Виды налогового контроля
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
-
предварительный;
-
текущий (оперативный);
-
последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
2) В зависимости от субъекта:
-
налоговых органов;
-
таможенных органов;
-
органов внутренних дел;
-
следственных органов.
3) В зависимости от места проведения:
-
выездной — в месте расположения налогоплательщика;
-
камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Цель налогового контроля
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
-
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
-
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
-
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
-
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
-
проверки целевого использования налоговых льгот;
-
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Формы налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Одним из самых распространенных и эффективных метода налогового контроля имущества является инвентаризация данного имущества.
Налоговые органы в ходе своей деятельности проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика. Данная инициатива контролирующих органов закреплена статьей 31 Налогового кодекса РФ и призвана обеспечить инспекцию информацией об имуществе должника[40].
Суть инвентаризации имущества заключается в переписи всех объектов собственности проверяемого предприятия. При проверке сотрудники налоговой инспекции сравнивают фактическое наличие имущества с данными балансового отчета предприятия. Перед тем, как осуществить инвентаризацию, проводятся другие мероприятия налогового контроля.
Инвентаризация может назначаться, когда будет установлено, что предприятие располагает неучтенными ценностями и иным имуществом. В ходе инвентаризации сотрудники налоговой инспекции могут проверить имущество являющееся собственностью налогоплательщика. Все остальное имущество не подлежит проверке.
Основанием для проведения инвентаризации служит распоряжение уполномоченного лица по проведению данной инвентаризации. Уполномоченное лицо в данном случае может быть, как начальник налогового органа, так и его заместитель.
Прежде, чем начинать инвентаризационную проверку, уполномоченное лицо должны предъявить документ и распоряжение о том, что планируется провести инвентаризационную проверку[41].
В данном документе должна содержаться следующая информации.
— сроки инвентаризации и причины её проведения[42];
— участники инвентаризации, в состав которых должны входить материально ответственные лица налогоплательщика (например, бухгалтер);
— имущество, подлежащее инвентаризации.
Действия налогоплательщика сводятся к следующим. Узнав о том, что на его предприятии планируется проведение налоговой инвентаризации, он должен создать все необходимые условия для того, чтобы участники комиссии могли спокойно провести данную налоговую проверку.
Например, если требуется переносить габаритные грузы, что-то перевешивать, то необходимо обеспечить комиссию грузчиками и исправными измерительными приборами.
По окончанию инвентаризации комиссия составляет ведомость, в которой указываются обнаруженные недостатки: недостачи, излишки. Составленный документ подписывается участниками комиссии. Далее результаты инвентаризации переносятся в акт проверки акт проверки и прилагаются к материалам проверки[43].
Порядок проведения инвентаризации должен быть четко прописан в учетной политике предприятия на год. Если это торговое предприятие, то в торговых точках рекомендуется проведение инвентаризации раза в 3 месяца и обязательно на конец года. Если это производственное предприятие, то инвентаризация на производственных участках должна проводиться на первое число каждого месяца. В конце года в обязательном порядке должна проводиться годовая инвентаризация всего имущества на предприятии. Ревизия в кассе должна осуществляться также раз в месяц, а при необходимости и чаще.
Целями инвентаризации, являются:
-выявление фактического наличия имущества;
-сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета[44];
-проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами[45].
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии.
Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Имущество и обязательство, которое подлежат инвентаризации[46]:
-основные средства;
-нематериальные активы;
-финансовые вложения;
-производственные запасы;
-готовая продукция[47];
-товары и прочие запасы;
-денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимаются[48]:
-кредиторская задолженность;
-кредиты банков;
-займы;
-резервы.
Таким образом, в завершении главы можно сделать следующие выводы.
— был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
— в российском законодательстве потенциал введения мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом российскими предпринимателями, чрезвычайно велик. Но, чтобы данные меры были эффективными, то налоговое законодательство необходимо подвергнуть существенным изменениям, дополнениям и доработкам. В связи с этим необходимо тщательно изучить зарубежный опыт данной практики, его ошибки и преимущества, и с успехом применить в российской действительности. Также необходимо провести основательную работу по подготовке внедрения и применения данной системы недопущения сокрытия налогооблагаемых доходов российскими предпринимателями за рубежом.
— целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии. Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Подводя итог, можно сказать, что налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.
Так же для совершенствования системы эффективного проведения налогового контроля необходимо также создание, формирование и функционирование единой государственной информационной интегрированной базы данных о налогоплательщиках должно также обязательно отвечать следующим условиям:
— сбор, обработку и обновление всей поступающей в налоговый орган информации необходимо производить непрерывно;
— информация должна быть систематизирована в таком порядке, который бы оптимально обеспечивал выборку отдельных категорий налогоплательщиков по заданным параметрам, с целью проведения сравнительного предпроверочного анализа по аналогичным налогоплательщикам;
— информация должна быть достоверной и максимально полной для отбора налогоплательщиков, в целях проведения эффективной выездной налоговой проверки.
Также необходимо совершенствование форм и методов налогового контроля.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
-системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
-использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
-форм и методов налоговых проверок.
Также были рассмотрены и стадии налогового контроля. Особое внимание уделялось анализу стадии проведения налоговой проверки, так как данная стадия является наиболее значимой с точки зрения анализа налогового контроля.
Во второй главе основной акцент сделан на анализе применения налогового контроля в реальных условиях хозяйствования.
— был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
— в российском законодательстве потенциал введения мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом российскими предпринимателями, чрезвычайно велик. Но, чтобы данные меры были эффективными, то налоговое законодательство необходимо подвергнуть существенным изменениям, дополнениям и доработкам.
— целью проведения любой инвентаризации является получение достоверной и прозрачной информации о реальном состоянии имущества на предприятии. Инвентаризация может проводиться как в налоговых целях, так и в целях интересов самих собственников для того, чтобы владеть реальной информацией о положении дел на предприятии. Также еще одной целью проведения инвентаризации в налоговых целях – это выявление расхождений между данными имущества, которые предоставлены в налоговые органы согласно документам и реальные данные состояния данного имущества.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Таким образом, налоговый контроль имеет очень важное значение. Его значение было определено в ходе рассмотрения основных положений в данной работе. Поэтому актуальность исследования данной темы представляется очень высокой и необходимой.
Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.
Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.
Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Цель и задачи мероприятий налогового контроля
Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:
- способствование экономической государственной безопасности;
- участие в контроле формирования доходов государства;
- проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
- контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
- пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
- наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.
Форма налогового контроля
Форма налогового контроля — это конкретный способ выражения и организации контрольных действий. Под формой контроля налогового характера можно понимать и определенные отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения мероприятий контрольной направленности.
В роли главных форм налогового контроля выступают:
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, агентов налоговой направленности и плательщиков сборов;
- проверка отчетности и данных учета;
- осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли.
Также стоит отметить, что контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться также и в другой форме, предусмотренной НК.
Формы контроля налоговой направленности имеют достаточно весомое значение, так как от верного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результат, а также сама эффективность контроля. С другой же стороны, адекватное использование способов и приемов налогового контроля гарантирует соблюдение определенных прав, и законных интересов субъектов, которые в свое время являются подконтрольными, и позволяют не препятствовать нормальному функционированию их деятельности финансово-хозяйственного характера.
Наличие у налогового контроля определенных целей имеющих разнообразную направленность, а также задач обуславливает и дифференцированные подходы к их решению, то есть потребность в пользовании теми или другими способами проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.
Использование конкретной формы налогового контроля зависит и от других факторов:
- особенностей и правового положения деятельности контролирующих органов;
- объектов контроля;
- оснований появления правоотношений налогово-контрольного характера;
- особенностей ведения учетов бухгалтерской направленности;
- финансово-правового режима расходов и доходов подконтрольного субъекта.
Формы налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Цель налогового контроля
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
проверки целевого использования налоговых льгот;
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя
По общему правилу, установленному действующим законодательством, физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – это виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 НК РФ. В данном случае речь идет об оказании услуг для личных нужд, а именно по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Хотя законом субъекта РФ данный перечень может быть расширен.
Еще одним важным моментом является владение гражданином имуществом – недвижимостью, транспортными средствами. Проблема в том, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. И если физическое лицо получает доходы от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, то на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматриваются сами по себе в качестве признаков предпринимательской деятельности, а считаются осуществлением правомочий собственника.
Соответственно, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Налоговые органы обращают пристальное внимание на физических лиц, владеющих имуществом, не предназначенным для личных нужд, например нежилыми помещениями, специальными транспортными средствами, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а точнее на их доходы.
К сведению: бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое вступление гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательской деятельности и дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, лежит на налоговом органе.
Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324).
Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).
Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
- Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
- Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.
На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.
Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:
- деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
- уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
- деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.
В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
- выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
- досрочного прекращения мониторинга;
- невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
- представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).
Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.
Что такое налоговый контроль
Налоговым контролем называется ряд мероприятий направленных на реализацию налогового права, отслеживание законности, полноты и своевременности поступления налогов и сборов, профилактику и предотвращение нарушений Налогового кодекса. Налоговый контроль осуществляется в масштабах государства и реализуется по отношению ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным в РФ.
Данный вид контроля можно рассматривать с разных точек зрения:
- Организационной – которая подразумевает избрание формы надзора и ее объектов и субъектов.
- Методической – подразумевает выбор способа осуществления контроля.
- Технической – методы и приемы контроля, их последовательность и пр.
Цель налогового надзора заключается в создании условий и инструментов при реализации которых количество не соблюдений налогового права или его нарушений, со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, будут сведено к минимуму. Осуществляют налоговый контроль уполномоченные государственные налоговые органы и подразделения.
Виды налогового контроля
Систематизируются виды налогового контроля с применением различных критериев. Так в зависимости от объема проверяемой информации проверки могут быт:
- Комплексными – включают в себя изучение и анализ данных по всем видам налогов и сборов, которые должен вносить налогоплательщик.
- Тематическими – как видно из определения, такие проверки могут охватывать определенный вид налога или налогового вычета.
По характеру проведения надзорных мероприятий, контроль можно разделить на плановый и внеплановый. Плановый контроль осуществляется согласно установленному графику, а внеплановый при возникновении такой необходимости.
Согласно месту проведения надзора он делится на выездной и камеральный:
- Камеральный надзор проводится инспекторами непосредственно на рабочем месте по месту расположения налогового подразделения.
- Выездной надзор подразумевает выезд инспекторов по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика и подразумевает использования более широкого спектра методов и приемов проверки.
Помимо вышеперечисленных видов, налоговый контроль можно разделить на обязательный и необязательный.