Учёт нематериальных активов с 2021 года в учреждениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт нематериальных активов с 2021 года в учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.
Подготовка и оформление инвентаризационных описей.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:
Графа |
Отражаемая информация |
---|---|
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта нефинансовых активов |
3 |
Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость объекта инвентаризации:
|
6 |
Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:
Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например: |
|
|
10 |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11 |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12 |
Балансовая стоимость (сумм) объекта учета |
13 |
Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:
|
Но даже при том, что у них нет материальной формы, они все так же подлежат бухгалтерскому учету, итоги которой сохраняются в специальных документах. Разумеется, проверять фактическое наличие обычной сверкой невозможно. Ведь их в физическом мире и нет. Но допустимо выявлять документные основания для их использования, корректность оформления, правильность приема или передачи, возможность реализации в определенный срок и на конкретном географическом участке.
Причем зачастую количество таких объектов вполне способно даже превосходить остальные, соответственно, проверка становится затяжной процедурой. И провести ее без соответствующих знаний, а также подходящего программного обеспечения – крайне затруднительно.
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Выявлена недостача ОС
При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.
В бухгалтерском учете отражается:
- Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
- Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
- Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.
В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:
- Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
- Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
- Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
- Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
- Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.
Оформление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» (ред. 2)
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (БГУ КОРП) в соответствии с Таблицей операции 1.1, 1.2, 2.1 оформляются в обычном порядке.
Формирование капитальных вложений в право пользования НМА (операция 2.2) оформляется документом Операция (бухгалтерская).
В карточке права пользования НМА (элементе справочника Основные средства) на этом этапе достаточно указать краткое и полное наименование объекта и Вид НФА «Нематериальные активы».
Как было сказано выше, объектам НМА, в том числе правам пользования НМА, следует присвоить инвентарные номера. Инвентарные номера объектам — правам пользования НМА присваиваются в том же порядке, как объектам ОС, НМА, НПА.
Если при учете на счете 01 у объекта не было инвентарного номера, то его можно принять к учету на существующий элемент справочника Основные средства и присвоить инвентарный номер в соответствии с шаблоном учреждения.
Если на счете 01 объект учитывался с инвентарным номером, то для принятия к учету в состав прав пользования НМА в справочник Основные средства следует ввести новую позицию и присвоить новый инвентарный номер.
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Формы регистров бухгалтерского учета
N |
Наименование |
Код |
Краткая характеристика документа |
1 |
Инвентаризационная |
0504081 |
Применяется для отражения результатов |
2 |
Инвентаризационная |
0504082 |
Применяется для отражения результатов |
3 |
Инвентаризационная |
0504083 |
Применяется для отражения результатов |
4 |
Инвентаризационная |
0504086 |
Применяется для отражения результатов |
5 |
Инвентаризационная |
0504087 |
Применяется для отражения результатов |
6 |
Инвентаризационная |
0504088 |
Применяется для отражения результатов |
7 |
Инвентаризационная |
0504089 |
Применяется для отражения результатов |
8 |
Инвентаризационная |
0504091 |
Применяется для отражения результатов |
9 |
Ведомость |
0504092 |
Применяется для отражения установленных |
Все вышеописанные документы подписываются председателем и всеми |
Материальная ответственность работника за недостачу, порчу имущества. В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб . Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Инвентаризация нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов (НМА) комиссия проверяет:
-
наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и т. п.);
-
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете.
При выявлении недостач НМА, неучтенных НМА, объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), несоответствия критериям признания их активами оформляются отдельные инвентаризационные описи, которые заполняются с учетом следующих особенностей.
Текущая оценочная стоимость неучтенных НМА определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н. Сведения о такой стоимости, количестве и общей сумме неучтенных объектов отражаются в графах 5, 6, 7, 15, 16 инвентаризационной описи (ф. 0504087).
В отношении объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), информация может быть отражена на основании результатов проведенного теста на обесценение активов в инвентаризационной описи (ф. 0504087):
-
в графе 5 указывается справедливая стоимость объекта (определяется в соответствии с п. 54 – 56 СГС «Концептуальные основы»);
-
в графе 19 отражается информация о проведении теста на обесценение (снижение убытка от обесценения).
Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.
При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:
- Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
- Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
- Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
- Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
- Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.
Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».
Инвентаризация перед отчетностью за 2021 г.
Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2021 г., связаны:
- с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
- с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
- с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2021 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
- с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.
— наличие документов, подтверждающих права организации на их использование; — правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете. Для оформления данных инвентаризации нематериальных активов применяется инвентаризационная опись нематериальных активов (форма № ИНВ-1а). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих права организации на нематериальные активы. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у ответственного за сохранность документов лица. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы, При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись. Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении расхождений между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости. Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяется «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов» (форма № ИНВ-18). Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается лицу, ответственному за сохранность документов, удостоверяющих права организации на нематериальные активы. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
Следующая > |
«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как учесть НМА, выявленные в ходе инвентаризации (+ видео)?
Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 учесть имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации с 1 января 2021 года?
Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.75.100.
В письме от 18.12.2019 № 03-03-06/1/99180 Минфин России напоминает, что подпункт 3.6 пункта 1 статьи 251 НК РФ разрешает не учитывать в базе налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе инвентаризации.
При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 166-ФЗ установлено, что положения подпункта 3.6 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются в отношении имущественных прав, выявленных с 01.01.2018 по 31.12.2019 включительно в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации.
С 01.01.2020 с таких доходов необходимо уплачивать налог на прибыль.
При этом в НК РФ не предусмотрен порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов (НМА), выявленных в результате инвентаризации, а также возможность их амортизации (п. 3 ст. 257 НК РФ, письмо Минфина России от 18.12.2019 № 03-03-06/1/99180, Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 № 13106/07).