Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
Комментарий к ст. 133 TК РФ
1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».
2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.
4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК).
5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.
7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.
Что грозит тем, кто не доплачивает МРОТ
Работодатели, чьи сотрудники получают оплату за свой труд ниже установленного МРОТ, подвергаются в случае установления такого факта серьезной ответственности.
-
Административная ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27 и ст. 5.31 КоАп РФ:
- штраф на организацию – от 30 до 50 тыс. руб., на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб., частному работодателю – от 3 до 5 тыс. руб.;
- дисквалификация должностного лица за рецидив – от 1 до 3 лет.
- Гражданская ответственность регламентирована ст. 237 ТК РФ и ст. 1101 ГК РФ – выплата по суду денежной компенсации пострадавшему сотруднику из средств работодателя.
- Дисциплинарная ответственность – ответственное должностное лицо может получить выговор, замечание или быть уволенным (ст. 192 ТК РФ).
-
Уголовная ответственность применяется к руководителю организации в соответствии со ст. 145.1 УК РФ:
- штраф за невыплату зарплаты полностью или частично за 3 месяца и более – до 120 тыс. руб. или годового дохода;
- если для работника в результате преступления работодателя наступили тяжкие последствия, начальника могут осудить на штраф до 500 тыс. руб. или в размере трехлетнего дохода;
- дисквалификация сроком до года;
- принудительные работы сроком до 2 лет;
- лишение свободы до 5 лет.
В каких случаях минимальный заработок может быть ниже МРОТ
Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.
Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).
Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.
Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.
При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).
По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.
Административная ответственность.
Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством является административным правонарушением согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Для организаций максимальная сумма штрафа по этой статье составляет 50 000 руб., повторное нарушение увеличивает ее до 100 000 руб.
Поскольку ст. 133 и 133.1 ТК РФ четко определяют круг лиц, которые при определении размера заработка должны ориентироваться на уровень МРОТ либо МЗП, следует утверждать, что коммерческие организации, являющиеся участниками региональных соглашений, должны соблюдать требование об обеспечении уровня заработка своих работников не ниже уровня МЗП. В обратном случае сами компании или их должностные лица будут оштрафованы, даже если зарплата сотрудников соответствует величине федерального МРОТ.
Ошибки в употреблении
Не стоит путать понятие МРОТ с термином «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, считающийся необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. До конца 2020 года этот показатель отражал стоимость условной потребительской корзины, от использования которой впоследствии решили отказаться. С 1 января 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не ежеквартально, как было до этого. Как и МРОТ, прожиточный минимум высчитывают по значению медианы: в 2021-м на душу населения по России он составил 44,2% медианного дохода, или 11 653 рубля (11 950 рублей в 2022-м).
- МРОТ индексируется ежегодно, а иногда и несколько раз в год и с 1 января 2023 года составляет 16 242 ₽.
- В 2023 и 2024 году при расчёте МРОТ медианная зарплата учитываться не будет.
- Дополнительное повышение возможно при резком ухудшении общеэкономической и политической ситуации.
- Зарплата сотрудника, полностью отработавшего все рабочие дни месяца и выполнившего положенный ему объём обязанностей, не может быть ниже МРОТ.
- Ниже минималки зарплата может быть только при неполной занятости, работе на полставки, отпуске за свой счёт, прогулах, больничном.
- Федеральный МРОТ на 2023 год установлен законом ФЗ-522 от 19.12.2022, региональные — соглашениями субъектов РФ.
- При наличии оснований организация или ИП может отказаться от применения регионального МРОТ и придерживаться только федерального.
Согласно статьям 133 и 133.1 ТК РФ имеем:
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;
- В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате (МЗП) может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер МЗП в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Другими словами, если в регионе РФ установлен размер МЗП выше федерального МРОТ, то работники всех региональных организаций будут получать зарплату не ниже региональной МЗП, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
- Размер минимальной заработной платы (МЗП) в субъекте Российской Федерации не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Рассмотрим этот вопрос далее.
Комментарий к Статье 133 ТК РФ
В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.
Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».
Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.
В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.
При расчете зарплаты, помимо нового МРОТ минимального в России и региональной минималки. Сейчас придется ориентироваться еще на один лимит – минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Сумму новой минималки депутаты уже установили. Еще важно, что сегодня МРОТы в России утверждаются раз в год.
Величина нового МРОТ в РФ по зарплате. Сотрудникам запретят платить меньше 150 рублей в час. Закон об этом уже утвердили чиновники. Сейчас при нынешнем МРОТ в 15 279 рублей часовая ставка при 40-часовой рабочей неделе составляет 75 рублей в час.
Нововведение коснется тех компаний, кто привлекает работников на неполное рабочее время на срок до 3 месяцев. Эта мера направлена на борьбу с теневой оплатой труда. И защиту интересов работодателей и работников. Которые временно работают на условиях неполного рабочего времени.
МРОТ в России в 2023 году. Таблица по регионам
Новый МРОТ в 2023 году: увеличение с 1 января МРОТ в 2023 году составит 16 242 рублей. Об этом сообщил Минтруд.
Соответствующий проект закона поддержаны на заседании Правительства и будут внесены в Госдуму в составе бюджетного пакета.
«Прожиточный минимум на 2023 год предлагается увеличить до 14 375 рублей на душу населения, а минимальный размер оплаты труда — до 16 242 рублей.
Соответствующие проекты законов были поддержаны на заседании Правительства в четверг и будут внесены в Государственную думу в составе бюджетного пакета», — рассказали в Минтруде.
Работодателям в любом случае придется пересмотреть зарплату работников с 1 января 2023 года. МРОТ будет увеличен по одной из двух схем: По действующему алгоритму, то есть МРОТ увеличат до 42 процентов медианной зарплаты.
По новому алгоритму, то есть МРОТ утвердят на уровне 16 242 рублей. Напомним, что в настоящее время действует привязка МРОТ к уровню медианной зарплаты.
Это среднестатистическая величина, относительно которой у половины населения России зарплата выше, у другой половины — ниже.
По такой схеме МРОТ с 1 января 2022 года составил 13 890 рублей. С 1 июня значение МРОТ внепланово подняли на 10 процентов до 15 279 рублей. Следующее увеличение состоится 1 января 2023 года.
Новый МРОТ с 1 января 2023 года В регионах действуют свои значения, они часто оказываются выше федерального МРОТ по одной из двух причин: В регионе действует районный коэффициент, он добавляется к федеральному МРОТ «сверху».
В регионе подписано трехстороннее соглашение между местной администрацией, профсоюзами и работодателями. Налоговых и трудовых инспекторов интересует значение регионального МРОТ. Именно с ним контроллеры сравнивают зарплату работающих граждан.
Необходимые сведения налоговики получают из Расчета по страховым взносам. За выплату зарплаты ниже МРОТ работодателю грозят штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ, а также вызов на зарплатную комиссию в налоговую инспекцию или местную администрацию.
Как работодателям повысить зарплату до нового МРОТ
Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:
-
Увеличить доклад.
Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
-
Обозначить доплату в отдельном акте.
Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.
Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.
Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.
Чем грозит зарплата ниже МРОТ
Несмотря на то, что вознаграждение за полный месяц любого труда не может быть ниже МРОТ, в России достаточно много организаций, где даже минимальный уровень зарплаты не выплачивается. Из-за особенностей налогового законодательства главной причиной нарушения требований Трудового кодекса является попытка снизить фискальную нагрузку на бизнес. Чем ниже зарплата, тем меньше начисления на нее (суммы, идущие в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха). Поэтому многие предприниматели предпочитают платить мизерный заработок официально, а остальная часть зарплаты идет «в конверте», не подлежит государственному учету и налогообложению. Во многих случаях получается, что формально ежемесячная выплата ниже МРОТ.
Для работодателей, выплачивающих зарплату ниже минимально установленного уровня, предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц, от 30 до 50 тысяч рублей – на юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей могут наказать штрафом от 1000 до 5000 рублей.
За повторное нарушение штраф на должностных лиц вырастает до 20-30 тысяч рублей, на юридических – до 50-100 тысяч, на ИП – до 10-30 тысяч рублей. При этом виновное должностное лицо (например, директора фирмы) могут дисквалифицировать на срок до трех лет.
Что делать, если ваша зарплата ниже МРОТ?