Как взять ребенка из детского дома на каникулы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взять ребенка из детского дома на каникулы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гостевой патронат не подразумевает постоянного проживания ребенка в семье и его усыновление. Эта форма предполагает возможность временной передачи ребенка в семью гражданина на выходные или праздничные дни.
Какие документы нужно предоставить
В органы опеки по месту жительства вам следует предоставить следующие документы:
- Заявление (по форме, утверждаемой Министерством образования и науки РФ)
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность
- справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие судимостей, препятствующих принятию ребенка в семью (они указаны в пункте «д» в предыдущем разделе). Эта справка действует 1 год
- справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии заболеваний, перечисленных в пункте «е» предыдущего раздела, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (это медицинское заключение желающего усыновить, принять под опеку/попечительство ребенка или стать приемным родителем). Справка действует 6 месяцев, после этого ее необходимо обновить.
Кроме вышеперечисленных документов вы имеете право предоставить «иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители» (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).
Далее в течение 5 рабочих дней сотрудники органов опеки должны проверить предоставленные документы, произвести обследование вашего жилья и оформить заключение о возможности временной передачи ребенка, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или же выдать письменный отказ с указанием причин.
Небольшое дополнение: если по результатам обследования жилья оно будет признано не подходящим для проживания ребенка, у вас будет возможность брать ребенка на время (без ночевок), либо вместе выехать на отдых.
Дети из детдома могут находиться у вас максимум 3 месяца, в исключительных случаях — до 6 месяцев. Ваши с ребенком каникулы могут проходить в лагере или санатории на территории России, на вашей даче или просто у вас дома. Покидать границы РФ с ребенком нельзя.
Вы также можете просто приходить в организацию и забирать ребенка для того, чтобы провести вместе время. При этом на сон ребенок может возвращаться в детский дом.
Про детей из детдома важно знать, что вы не имеете права оставлять их на кого-то другого. Исключением может стать только экстренная ситуация, когда ребенку требуется медицинская помощь.
Кто может принять ребенка на «гостевой режим»
Требования для получения заключения о возможности временного пребывания ребенка во многом совпадают с требованиями для усыновителей и опекунов. Так, «временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации». (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).
Зачем подростку временное пребывание в семье
Дети старше 10 лет имеют небольшие шансы попасть в постоянную семью по сравнению с маленькими детьми. Но опыт проживания «на воле», а не в условиях государственного учреждения, им очень нужен. Выйдя из детского дома, дети не знают базовых вещей, которые были бы для них естественны, если бы они жили в семье. В подавляющем большинстве случаев по выходу из детского дома 15-18-летние дети не могут жить самостоятельно, не могут поступить на дальнейшую учебу, создать постоянную семью и растить своих детей. Привычка жить на всем готовом, ожидание того, что на праздники спонсоры подарят им дорогие вещи, отсутствие модели семьи перед глазами мешают детям адаптироваться, когда они, как под холодный душ, попадают из детского дома в реальную жизнь.
Поэтому детям-подросткам так полезно побыть в настоящей семье: сходить в магазин вместе со взрослыми, увидеть отношения между родителями и детьми, пожить повседневной жизнью обычной семьи. Для них это будет бесценный опыт, который поможет им адаптироваться во взрослой жизни.
И конечно, бывает и так, что взяв ребенка в гости, родители не хотят отдавать его обратно, и сам ребенок так хорошо вписывается в семью, что временное пребывание превращается в постоянное. То есть ребенка усыновляют или берут под опеку.
Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Когда не готов стать опекуном
Пригласить ребенка в гости можно как на несколько часов, так и на выходные, каникулы и даже на лето. Гостевой режим помогает ребятам познакомиться с моделью поведения семьи: приготовить ужин, помыть вместе посуду, посмотреть вечером телевизор, делиться веселыми историями на прогулке – для воспитанников детских домов это особенные моменты жизни, в которых они могут почувствовать себя частью чего-то большого, частью семьи, оказаться в мире, в котором есть мама и папа.
Оказывается, подарить эти одновременно обычные и бесценные минуты простого человеческого счастья одиноким детям, может практически каждый из нас. Даже тот, кто не готов к решительным действиям, опеке или усыновлению. Взять к себе ребенка из соцучереждения «погостить» могут как дальние родственники, так и незнакомые взрослые, готовые подарить ему тепло семейной атмосферы и общения. Гостевой режим предполагает, например, что воспитанник из детдома может навещать семьи своих друзей за пределами учреждения.
— Чаще всего мы отдаем в гости уже школьников. Малыши могут не разобраться, почему их взяли в семью, а потом вернули. Поэтому у нас существует возрастной порог. Но все зависит от психологического и эмоционального состояния ребенка, здесь важен разумный психологический подход и предварительная подготовка, – говорит директор ЦССУ №1 Владивостока – Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Василий Жанков.
По его словам, отрицательного опыта с временным патронатом в ЦССУ №1 не было ни разу. А вот положительных примеров хватает. Например, человек сначала хотел взять одного ребенка, а взял сразу четверых – детей из одной семьи. Вместе они здорово отметили Новый год. Конечно, бывают и случаи, когда, взяв ребенка на короткий срок, люди решали забрать его к себе насовсем.
В 2021 году, например, в центре раздали почти всех детей, а в 2018 к новому году поступили почти все новые и, соответственно, в минувшие праздники в семьи дети не пошли, поскольку дополнительное перемещение обернулось бы для ребят дополнительным стрессом.
Как отмечает директор центра, в прежние времена дети засиживались у них надолго, и формировалась целая группа ребят, кто регулярно практиковал «гостевой режим». Теперь же уровень обновления в год достиг 70%, и некоторые дети обретают новый дом раньше, чем их позовут в гости.
— Я раньше уже жил в семье, в детдоме — недавно. Так что в гостях мне было легко, – рассказал 15-летний воспитанник одного из Центров содействия семейному устройству в Приморье — Максим (имя изменено — прим. ред.). – Проблемы? Да нет, не помню такого. В самый первый день мы пошли гулять по городу, а потом пришли домой, рассказывали всякие истории из жизни. Было классно. Сначала я попал в эту семью на каникулах летом в прошлом году. Мне сразу очень понравилось. Интересно было общаться со взрослыми, набраться опыта, научиться себя вести. Да и просто проводить вместе время, гулять, ездить куда-то вместе. Конечно, когда все закончилось и я вернулся в детдом, было грустно. Но когда мне сказали, что я смогу ходить к ним по выходным — было очень приятно. Теперь я бываю у них почти каждую неделю: мы и развлекаемся вместе, и по хозяйству помогаю, если надо. В семье есть 18-летний сын, мы с ним тоже хорошо ладим. В общем, мои походы в гости дают больше хорошего, чем грустного.
– Мы делаем акцент на том, что ребенок идет в гости.
Всегда исходим из особенностей и потребностей конкретного ребенка и человека, который хочет взять его к себе, проводим информационную работу с каждым. Мы не всегда готовы отдать ребенка, ведь некоторые люди не представляют себе возможных последствий. В ходе общения взрослых и детей могут возникнуть недопонимания, расстройства, конфликты. С целью избежать этого, мы всегда находимся на связи и готовы выслушать, помочь советом, если это потребуется, – говорит Жанков.
После того как гражданин передал в органы опеки заявление с просьбой участвовать в проекте “Гостевая семья” необходимые документы, ему будет предоставлен список детей, которых возможно взять.
Представители принимающей стороны с помощью педагогов приюта подбирают себе ребенка.
После всех этих процедур гражданин пишет заявление о желании создать “гостевую семью” в тот детский дом или приют, откуда собирается взять сироту. Дополнительно предоставляет разрешение опеке об организации “гостевой семьи”, согласие на принятие сироты в доме всех членов своей семьи.
Сотрудники образовательного учреждения рассматривают заявление гражданина 15 суток. Выносят положительное или отрицательное решение. При положительном ответе ребенок передается в семью с копиями своих личных документов.
Отказ возможен в том случае, если ребенок высказывает протест посещения именной этой “гостевой семьи”, либо кандидаты во временные родители представляют опасность его жизни и здоровью.
Что нужно наставнику для того, чтобы пригласить ребенка в праздничные и нерабочие дни, каникулы
Юристы объяснили, что наставнику, который хочет пригласить ребенка к своей семье, необходимо обратиться в службу по делам детей по месту жительства для согласования пребывания ребенка в семье. Срок пребывания ребенка составляет не более чем три календарных дня в праздничные и нерабочие дни или во время каникул.
Перед обращением необходимо подготовить документы:
- заявление (от супругов принимается совместное заявление, подписанное мужем и женой);
- копию паспорта гражданина Украины;
- копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
- сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
- медицинскую справку о прохождении обязательного предварительного и периодического психиатрического осмотра (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
- справку о наличии или отсутствии судимости (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
- письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником, составленное собственноручно в присутствии должностного лица, принимающего документы (на заявлении наставника делается отметка о получении согласия с указанием даты, фамилии, имени, отчества и подписи должностного лица).
Документы собраны, заключение получено, что дальше
Теперь нужно обращаться в администрацию детского дома, предоставив им следующие документы:
а) заявление о временной передаче ребенка (в свободной форме);
б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью (или же заключение о возможности быть усыновителем или опекуном);
г) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также детей старше 10 лет.
Далее администрация детского учреждения должна зарегистрировать заявление, предоставить сведения о детях, которых можно принять на временное пребывание и организовать первую встречу с ребенком.
Принимая решение администрация детского учреждения должна учитывать много факторов: желание самого ребенка (пожелания ребенка старше 10-ти лет могут быть написаны им самим); отношения между вами, ребенком и остальными членами семьи; если у ребенка в этом же детском доме есть братья и/или сестры, забирать в гости нужно всех; а также этническое происхождение ребенка (возможность обеспечения преемственности в языке, культуре и религии в соответствии с его происхождением).
Это решение должно быть принято в течение 7 дней с даты подачи документов в администрацию детского дома. При положительном решении выпускается приказ руководителя детского учреждения, с которым вы должны быть ознакомлены под роспись.
Отрицательное решение тоже оформляется письменно с указанием причин отказа.
Для начала постарайтесь узнать об этом ребенке как можно больше всякой информации — ее можно черпать и из разговоров с ним, его воспитателем, врачом, директором. Предупреждение: не стоит говорить с ребенком о его родственниках, о прошлой жизни — для него это может быть непросто (не для всех, конечно, но лучше подстраховаться). Если же он сам взахлеб рассказывает о своих братьях-сестрах, маме, папе, бабушке с дедушкой, о том, как его забирают домой или скоро заберут насовсем, о том, какие у него дома машины, компьютер, — не доверяйте полностью всем этим рассказам. Сочиняют они многое, хотят показать, что и сами не лыком шиты.
Более объективную информацию о семье ребенка, его родителях, его статусе дадут директор и воспитатели. Они же расскажут и о его характере, привычках (в том числе вредных), навыках, умениях. Правда, порой приходится и к такой информации относиться с известной долей скептицизма, поскольку, к примеру, у воспитателя могут быть не вполне хорошие отношения с вашим потенциальным подопечным. Кроме того, в детдомах часто работают старые, еще «советские» кадры, у которых остались, мягко говоря, не слишком гибкие взгляды на воспитание и поведение детей. Поэтому всю полученную информацию обязательно подкрепляйте собственными наблюдениями за ребенком. Помимо консультаций с директором и воспитателями обязательно побеседуйте с врачом — относительно общего состояния здоровья ребенка, каких-либо противопоказаний. А то вы его накормите апельсинами, а потом будете мучиться с его аллергией. Или вдруг ребенок страдает энурезом. Все это не фатально, но к такому надо быть готовым.
Важное замечание. Не надо пытаться сразу осчастливить многих. Не приглашайте в гости большое количество детей. Все воспитательные моменты могут пойти насмарку из-за того, что дети и у вас дома фактически окажутся в детдомовской среде — со своими друзьями, со стандартами группового поведения. Перед своими товарищами они, вероятнее всего, будут вести себя так же, как привыкли в детском доме. А когда ребенок один, он более чутко «прислушивается» к окружающей его новой обстановке, легче принимает новые правила жизни. Исключение — братья-сестры, особенно примерно одного возраста. Их разлучать, даже беря в гости, не стоит.
У детей из детдома порой довольно расплывчатое представление о собственности, ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какую-нибудь ерунду. Ребенок иногда может без спросу взять любую вещь в вашем доме и «разобрать», а если вы будете его ругать — обидится: а что я, собственно, такого сделал? Не исключено, что вы можете столкнуться и с воровством. Причем это может быть и элементарная клептомания, и то, о чем написано чуть выше, и интересный психологический момент, с которым я сам столкнулся однажды. Ребенок, например, может воровать у вас деньги, чтобы поднять свой собственный авторитет среди сверстников, показать другим, какой вы богатый (в его понимании, конечно), явно гордясь при этом вами, демонстрируя другим, что вы даете ему столько денег на карманные расходы.
Когда не готов стать опекуном
Пригласить ребенка в гости можно как на несколько часов, так и на выходные, каникулы и даже на лето. Гостевой режим помогает ребятам познакомиться с моделью поведения семьи: приготовить ужин, помыть вместе посуду, посмотреть вечером телевизор, делиться веселыми историями на прогулке – для воспитанников детских домов это особенные моменты жизни, в которых они могут почувствовать себя частью чего-то большого, частью семьи, оказаться в мире, в котором есть мама и папа.
Оказывается, подарить эти одновременно обычные и бесценные минуты простого человеческого счастья одиноким детям, может практически каждый из нас. Даже тот, кто не готов к решительным действиям, опеке или усыновлению. Взять к себе ребенка из соцучереждения «погостить» могут как дальние родственники, так и незнакомые взрослые, готовые подарить ему тепло семейной атмосферы и общения. Гостевой режим предполагает, например, что воспитанник из детдома может навещать семьи своих друзей за пределами учреждения.
— Чаще всего мы отдаем в гости уже школьников. Малыши могут не разобраться, почему их взяли в семью, а потом вернули. Поэтому у нас существует возрастной порог. Но все зависит от психологического и эмоционального состояния ребенка, здесь важен разумный психологический подход и предварительная подготовка, – говорит директор ЦССУ №1 Владивостока – Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Василий Жанков.
По его словам, отрицательного опыта с временным патронатом в ЦССУ №1 не было ни разу. А вот положительных примеров хватает. Например, человек сначала хотел взять одного ребенка, а взял сразу четверых – детей из одной семьи. Вместе они здорово отметили Новый год. Конечно, бывают и случаи, когда, взяв ребенка на короткий срок, люди решали забрать его к себе насовсем.
В 2017 году, например, в центре раздали почти всех детей, а в 2018 к новому году поступили почти все новые и, соответственно, в минувшие праздники в семьи дети не пошли, поскольку дополнительное перемещение обернулось бы для ребят дополнительным стрессом.
Как отмечает директор центра, в прежние времена дети засиживались у них надолго, и формировалась целая группа ребят, кто регулярно практиковал «гостевой режим». Теперь же уровень обновления в год достиг 70%, и некоторые дети обретают новый дом раньше, чем их позовут в гости.
— Я раньше уже жил в семье, в детдоме — недавно. Так что в гостях мне было легко, – рассказал 15-летний воспитанник одного из Центров содействия семейному устройству в Приморье — Максим (имя изменено — прим. ред.). – Проблемы? Да нет, не помню такого. В самый первый день мы пошли гулять по городу, а потом пришли домой, рассказывали всякие истории из жизни. Было классно. Сначала я попал в эту семью на каникулах летом в прошлом году. Мне сразу очень понравилось. Интересно было общаться со взрослыми, набраться опыта, научиться себя вести. Да и просто проводить вместе время, гулять, ездить куда-то вместе. Конечно, когда все закончилось и я вернулся в детдом, было грустно. Но когда мне сказали, что я смогу ходить к ним по выходным — было очень приятно. Теперь я бываю у них почти каждую неделю: мы и развлекаемся вместе, и по хозяйству помогаю, если надо. В семье есть 18-летний сын, мы с ним тоже хорошо ладим. В общем, мои походы в гости дают больше хорошего, чем грустного.
– Мы делаем акцент на том, что ребенок идет в гости.
Всегда исходим из особенностей и потребностей конкретного ребенка и человека, который хочет взять его к себе, проводим информационную работу с каждым. Мы не всегда готовы отдать ребенка, ведь некоторые люди не представляют себе возможных последствий. В ходе общения взрослых и детей могут возникнуть недопонимания, расстройства, конфликты. С целью избежать этого, мы всегда находимся на связи и готовы выслушать, помочь советом, если это потребуется, – говорит Жанков.
Ко мне обратился судья, смогу ли я провести экспертизу по вопросу усыновления двухлетнего ребенка. Суть спора была в том, что за него боролись две семьи. Формально они были практически в равных условиях: многодетные, с безупречной репутацией. При этом одна была из числа родственников ребенка, а вторая — приемная.
В приемной семье малыш оказался случайно. Его родители погибли в результате несчастного случая, когда ребенку было два года. Органы опеки поместили его в больницу и начали искать родственников. Но поиски затягивались, и накануне лета специалист из опеки попросила медсестру присмотреть за мальчиком. Женщина с семьей жила в деревне. Решили, что ребенку там будет лучше.
Медсестра согласилась и оформила опеку. В семье малыша приняли как родного, окружили заботой. За лето мальчик окреп, начал говорить, и чувствовал себя прекрасно. Но тут нашлись родственники, которые отдавать мальчика не захотели — планировали его усыновить. Но и новая семья мальчика была готова к усыновлению. И тогда обе семьи подали встречные иски в суд.
Была долгая и непростая экспертиза, но закончилось все благополучно — в в интересах ребенка. Мне удалось примирить семьи, убедить, что нужно объединиться во благо малыша. Мальчик остался жить в деревне, а родственники помогают его воспитывать.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
На сегодняшний день в федеральном банке данных о детях, ожидающих усыновления, 43 978 анкет. Из них 3333 принадлежат детям младше 3 лет, а 1554 не исполнилось и года. По данным Минпросвещения, которое ведет эту базу, на воспитании в семьях находятся 89,5% детей, оставшихся без попечения родителей, то есть в банке данных всего около 10% сирот.
Порядка 85% от общего количества детей-сирот – так называемые социальные сироты, родители (оба или один) которых живы, но лишены родительских прав или ограничены в них.
Из года в год количество анкет детей-сирот в банке данных снижается. Так, в 2018 году там находилось менее 48 тысяч анкет, а в 2013-м – 68,8 тысячи. При этом растет число детей, устроенных в замещающую семью, – в 2013 году на воспитании находилось 78,3% от общего количества.
На конец 2019 года 95 962 ребенка воспитывались в семьях усыновителей, 163 999 – в приемных семьях, 277 детей – в патронатных семьях.
Соответственно, становится меньше и детских домов. Если в 2009 году в стране их было 1824, то сейчас – 1314. Как заявляют в департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения, после изъятия ребенка из неблагополучной семьи в детские дома отправляются только 21%, остальных же сразу устраивают в приемные семьи.
Когда детей забирают из неблагополучной семьи, чаще всего они оказываются в больнице. Это называется «по социальным показаниям», то есть для госпитализации нет серьезных причин, но ребенка нужно обследовать и привести в порядок. Зачастую дети живут на больничных койках по нескольку месяцев, а в некоторых случаях и лет, перемещаясь из одного лечебного учреждения в другое.
Если в течение 30 дней после выявления для ребенка не удается найти замещающую семью, его анкета передается в региональный банк данных, а еще через месяц дублируется в федеральный банк данных.
Такое явление, как «временное пребывание детей-сирот в семьях», появилось в России более 10 лет назад, с принятием соответствующих поправок в Семейный кодекс РФ и постановления правительства РФ №432. Тогда «гостевой режим» вводили, чтобы потенциальные родители могли забрать ребенка на выходные дни, праздники или каникулы. Это не опека или усыновление, а просто форма дружеского общения с ребенком, чтобы узнать его поближе и дать возможность отдохнуть от детдома, посмотреть реальный мир, получить урок социальной адаптации.
По закону непрерывно вне организации можно провести с ребенком не более трех месяцев, а в случае документально подтвержденных исключительных обстоятельств – до полугода. Точные сроки устанавливает организация, на попечении которой находится ребенок. Она же решает, каких детей можно временно взять в семью, конечно, при условии их собственного согласия.
Взять ребенка на время могут не все. Например, это запрещено гражданам с судимостью, тем, кто лишен родительских прав, имеет инфекционные или психические заболевания, болен наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
Опыт оказался успешным, институт временного устройства постепенно развивался и совершенствовался. В некоторых случаях детей стали сразу после изъятия из неблагополучной семьи, минуя детский дом, направлять в ресурсную семью.
Родные люди в «гостевом режиме»
В Центре сопровождения замещающих семей получают помощь приемные семьи – и родители, и дети. Это может быть психологическая, медицинская, юридическая и любая другая помощь. Большинство приходят сюда время от времени, в зависимости от потребности, регулярно – многодетные семьи и семьи, где живут дети с ограниченными возможностями здоровья.
При этом, согласно федеральному законодательству, кандидаты в усыновители обязаны пройти подготовку в школах приемных родителей. «Прежде всего это нужно для того, чтобы люди поняли, смогут ли они справиться с приемным ребенком. В итоге после прохождения программы порядка 7% кандидатов отсеиваются, но это лучше, чем взять ребенка, а через какое-то время вернуть в детский дом», – говорит Елена Саманева.
По ее словам, с 2012 года, когда приняли соответствующие поправки, отказников стало значительно меньше.