Что такое экологический мониторинг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экологический мониторинг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие экологического мониторинга означает систему наблюдений за природой и антропогенными объектами, предназначенную для получения достоверной и своевременной информации о загрязнениях на контролируемой территории. На основании полученных данных возможно составление прогнозов о дальнейшем развитии экологической ситуации в регионе наблюдения.
Виды экологического мониторинга окружающей среды
В основе экомониторинга лежит проведение наземных исследований, направленных на оценку физическо-химических показателей околоземного слоя атмосферы, почвы и объектов растительного мира.
В классификации И. П. Герасимова по задачам и масштабам проводимых наблюдений выделены три вида мониторинга.
- Биоэкологический мониторинг
Он служит первоначальной ступенью, позволяющей следить и контролировать качество природной среды и степень ее влияния на самочувствие и состояние здоровья населения. Информацию собирают в границах определенной территории посредством анализа питьевой и сточных вод, исследования приземного слоя воздуха, изучения растительного и животного мира, выявления качественных характеристик сельскохозяйственных культур.
- Геосистемный мониторинг
Этот вид экологического мониторинга окружающей среды направлен на отслеживание изменений естественных экосистем, образования природно-антропогенных геосистем. С его помощью можно следить за видоизменениями природных комплексов, предугадывать их воздействие на человеческий организм, составлять инструкции по уменьшению отрицательного влияния на природно-территориальные комплексы.
- Биосферный мониторинг
Заключается в слежении и контроле за природными комплексами, составлении прогнозов глобальных преобразований. Проводятся исследования биоты, атмосферы, гидросферы и литосферы.
Что такое экологический мониторинг?
В России действует единая государственная система экологического мониторинга. Наблюдения проводятся в соответствии с ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Комплекс контрольных мер может разрабатываться отдельно для промышленного объекта. Измерительные системы отслеживают степень воздействия выбросов на природу. Наблюдения позволяют создать экономическое и правовое обоснование для природопользователей. Проводятся при градостроительных работах, перед реализацией промышленных проектов и др.
Уровни экологического мониторинга
Наблюдения за антропогенным влиянием на природу проводятся на разных уровнях:
- Локальный уровень.
Исследования проходят в пределах отдельного природного объекта. Также локальные измерения организуют на промышленных предприятиях. - Территориальный.
Наблюдения ведутся в рамках выбранного территориального субъекта (региона, округа, области). - Федеральный.
Контроль состояния окружающей среды в стране. Оценивает экологию всего государства. - Глобальный.
Международная система наблюдений за экологией Земли.
Международный контроль проводится в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации. В мире действует 22 сети глобальных наблюдений за экологической обстановкой. Изучают воздействие человека на климат, оценивают состояния мирового океана и грунтовых вод, предупреждают о стихийных бедствиях.
Экологический контроль: понятие, система и задачи
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.
Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации.
Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности.
Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.
Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля.
Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный.
Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:
- Выявление источников человеческого воздействия на природу.
- Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
- Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
- Формирование информационных данных о состоянии объекта.
- Подбор методов борьбы с загрязнениями.
- Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
- Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.
Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.
Государственныи экологическии контроль
Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарноэпидемиологическая служба и др.
Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.
Кто осуществляет экологический мониторинг?
Реализацией государственного экологического мониторинга занимается (на федеральном уровне) Федеральная служба по гидрометеорологии/мониторингу окружающей среды (сокращенно — Росгидромет).
Также его могут проводить прочие федеральные органы исполнительной власти (например, Росреестр, Рослесхоз и подобные им) и исполнительные органы власти субъектов государства.
Организация госэкомониторинга проводится в порядке, который прописан в постановлении Правительства №177 (действует с 31 марта 2003 года) — «Об организации/осуществлении госмониторинга окружающей среды».
Государственный экологический мониторинг проводится для:
- отслеживания состояния окружающей среды (включая районы, в которых располагаются источники антропогенного воздействия);
- оценивания/прогнозирования изменений окружающей среды в ходе воздействия на нее природных, а также антропогенных факторов;
- обеспечения потребностей государства, организаций и граждан в достоверных данных о состоянии окружающей среды и происходящих с ней изменениях, которые требуются для предотвращения подобных изменений или снижения их отрицательных последствий.
Те данные, которые были получены в ходе экологического мониторинга в дальнейшем применяются для разработки/прогнозирования социально-экономического развития РФ, целевых программ, ЧС, а также для выполнения экологического контроля и проведения экологических экспертиз.
- своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
- своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
- постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
- ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
- ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.
Объекты экомониторинга
Предметами наблюдения являются как природные, так и антропогенные объекты.
- Отдельные компоненты естественной среды: тропосфера, грунт, подземные и поверхностные воды, озоновый слой атмосферы.
- Природные объекты: биотопы, естественные ландшафты, экосистемы.
- Население, проживающее на территории, находящейся под воздействием определённых факторов окружающей среды (выбросов вредных веществ, радиации).
- Природно-антропогенные территории, рекреационные объекты.
- Предприятия, загрязняющие окрестности, другие потенциально опасные для природы антропогенные объекты, находящиеся под усиленным контролем производственного экологического мониторинга.
Повышенное внимание уделяется наблюдению за местами нереста ценных рыб, месторождениями полезных ископаемых, реликтовых, уникальных территорий.
Что понимается под экологически мониторингом
Мониторинг антропогенных изменений окружающей среды представляет собой процесс, при котором будут использоваться различные способы оценки. Используя эти параметры, удается не только производить контрольные замеры, но и выделять особенности, которые оказывают положительное или отрицательное действие.
Воспользовавшись возможностями мониторинга источников антропогенного воздействия окружающую среду сотрудникам компании получили возможность использовать определенные функции и процедуры, делающие исследования максимально полным. К ним относят:
- выявление объекта наблюдения;
- сама проверка;
- планирование и проведение всех видов исследовательских работ;
- идентификация объекта, согласно действующим информационным моделям;
- прогнозирование дальнейших изменений, по отношению к состоянию объекта, если ничего не предпринимать.
Рабочие процессы потребуют особого внимания, так как согласно требованиям проводимого исследования будет проще дальнейшее использование всех представленных данных для разработки процессов, позволяющих сократить количество вредных выбросов в окружающую среду.
Основные задачи экологического мониторинга:
- обеспечение актуальной информацией об изменениях в экосистеме;
- наблюдение за химическими, биологическими, физическими процессами;
- наблюдение за антропогенным загрязнением атмосферы, гидросферы, грунтов, определение последствий такого загрязнения.
Выделяют системы экомониторинга глобального, национального, регионального, местного уровня. Также классифицируют виды экологического контроля:
- физические: их предмет – отслеживание таких физических и природных явлений как сейсмическая и вулканическая активность, засухи и наводнения, штормы и т.д.;
- химические: мониторинг химического состава воды в водоемах, осадках и подземных водах, состава грунтов, контроль химического загрязнения среды;
- биологические: проводятся с использованием специальных биоиндикаторов, состояние которых позволяет сделать выводы об изменениях разного рода.
При этом используемые методы экологического мониторинга могут быть самыми разнообразными. Они включают общенаучные методы, среди которых математические, моделирование и т.д. Используются также конкретно-научные методы: геохимические, геофизические, биогеографические, экономические, социологические, а также специальные прикладные методы. Некоторые из них связаны с полевыми исследованиями, другие проводятся в условиях лаборатории.
Экологический мониторинг в жизни человека
Само слово мониторинг появилось от латинского «monitor», что значит «надзирающий» или «напоминающий». Самый главный принцип мониторинга — это беспрестанное слежение за объектом своего интереса. Для благополучия человека самым важным является биоэкологический мониторинг, с помощью которого осуществляется надзор и поддержание необходимых стандартов в сфере гигиены и санитарии. Он же призван не допустить возникновения ситуации, когда окружающая среда может навредить здоровью человека. Программа биоэкологического мониторинга отслеживает следующие важные для жизни человека экосистемы:
- Поверхностные воды — допустимость в них уровня кислотности, минерализации, наличия тяжелых металлов, опасных пестицидов и нефтепродуктов.
- Атмосферный воздух — присутствие оксидов углерода, диоксидов, азота, соответствующего уровня озона и запыленности.
- Биота (сложившаяся взаимосвязь микроорганизмов) — допустимое влияние радионуклидов, бензоперена и фосфора.
Цели и основополагающие задачи систем мониторинга
- Определение источников влияния антропогенного характера и организация наблюдения за ними;
- Осуществление широкомасштабных наблюдений за факторами антропогенного воздействия;
- Организация наблюдения за состоянием окружающей среды, подвергающейся воздействию факторов антропогенного влияния;
- Формирование информационных данных о текущем состоянии внешней среды и степени ее загрязненности;
- Принятие решений, исключающих загрязнение природных ресурсов и их очистку от уже имеющихся вредных элементов;
- Составление прогноза тенденций изменения состояния природной среды;
- Производство экономических, правовых и социально экологических обоснований для природопользователей, регионов со сложной и бедственной экологической ситуацией.
Экологический мониторинг обязан ориентироваться на следующие показатели:
- Соблюдение определённых требований национального и международного значения к антропогенному воздействию;
- Проведение диагностики антропогенного воздействия и предупреждение его возможных последствий.
Процесс организации экологического мониторинга основывается на принципах систематичности, унифицированности и комплексности.
Базируясь на указанных аспектах, процедура выстраивания экологического мониторинга обязана содержать в себе следующие фундаментальные составляющие:
- Определение объекта наблюдения;
- Формирование сети наблюдательных пунктов;
- Накопление информации с её последующей обработкой;
- Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки;
- Определение ряда действий по улучшению экологической обстановки.
- Проведение экологического мониторинга имеет существенное значение для предупреждения, минимизации либо абсолютного устранения негативного экологического влияния на внешнюю среду. Помимо этого использование данной процедуры является необходимым условием к прохождению Государственных строительных экспертиз и приобретения доступа к строительству.