Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.
Если ребёнок ударил движущийся автомобиль?
Как мы уже упомянули выше, такие дела должны рассматриваться на общих основаниях – чьё нарушение Правил привело к ДТП, тот и виноват в нём.
Но здесь ещё раз напомним, о недопустимости, согласно ПДД, нахождения детей в возрасте до 14 лет на проезжей части дороги. То есть при отсутствии у водителя признаков нарушения пункта 10.1 (не превышено ограничение скорости, и последняя, кроме того, выбрана с учётом погодных условий и дорожной обстановки), то виновность в любом случае в такой ситуации должна лечь на велосипедиста.
Другое дело, если ребёнок на велосипеде, к примеру, уже некоторое время находился на проезжей части дороги, и будет установлено в рамках экспертизы, что у водителя была возможность предотвратить ДТП, если бы тот выбрал меньшую скорость движения. Либо если водитель проживает в этом дворе и должен был знать, что здесь часто выбегают на дорогу дети.
Кроме того, не в пользу автолюбителей сыграет наличие дорожного знака 1.23 «Осторожно, дети!».
Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел
Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.
Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.
Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.
Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.
В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.
Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.
Берегись велосипеда, или предупрежден значит вооружен
Вдохновением для написания данной статьи стало моё вчерашнее удачное экстренное торможение для предотвращения наезда на велосипедиста. Говорят, перед смертью у человека пролетает вся жизнь, надеюсь, велосипедист успел увидеть этот фильм, у меня же за какие-то доли секунд пролетела вся судебная практика, начиная от дел по ДТП, и заканчивая делами об условно-досрочным освобождении.
Уже вечером, разбирая полеты, Я пришел к тому выводу, что случаи наезда механических транспортных средств на лиц, управляющих велосипедами, далее велосипедисты, не так уж и редки, по крайней мере, в моей практике подобных дел несколько.
Тяжесть вреда здоровью, причиненная велосипедисту, от наезда механического транспортного средства, как правило, более серьезная, чем причиняемая пешеходу при тех же условиях дорожной обстановки, что обусловлено более высокой скоростью движения велосипедиста, его падением с более высокой высоты, чем высота падения пешехода, его взаимодействием с велосипедом при падении.
Анализ обстоятельств известных мне ДТП с участием механического транспортного средства и велосипеда позволил сделать вывод о том, что наезд механического транспортного средства на велосипедиста происходил именно при совершении водителем механического транспортного средства маневров, связанных, например, с поворотом направо с пересечением, в том числе регулируемого пешеходного перехода, либо с перестроением на крайнюю правую полосу (от тротуара).
Во всех случаях водители механических транспортных средств в своих объяснениях указывали, что велосипедист в их поле зрения «не понять, откуда он взялся». Данное позволяет утверждать, что появление велосипедиста для водителей становилось неожиданностью, и принятие экстренных мер торможения оказывалось безуспешным – наезда избежать не удавалось.
Предлагаю обратиться непосредственно к нормам правил дорожного движения, регламентирующим участие велосипедистов в дорожном движении.
Так, Правила дорожного движения, далее ПДД, относят велосипед к транспортному средству, а лицо, управляющее велосипедом, называют водителем (п.1.2.).
Лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущих санки, тележку, детскую или инвалидную коляску приравниваются к пешеходам (п.1.2). При этом ПДД определяют пешехода как лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (Полагаю, что под лицом, ведущим велосипед, подразумевается именно лицо, идущее пешком, держа велосипед за руль, поскольку лицо, осуществляющее движение на мотоцикле, т.е. мотоциклист, заведомо не может быть приравнено к пешеходу).
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации говорят о том, что велосипед должен иметь исправный тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. ПДД предъявляют к движению велосипедов и мопедов дополнительные требования. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
Данный пункт ПДД имеет примечание, согласно которому по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака. ПДД обязывают велосипеды двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее.
Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
ПДД запрещают водителям велосипеда и мопеда:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Правила оформления аварии
Все, кто предпочитает передвигаться на двухколесном транспорте, обязаны знать, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП. Для начала нужно удостовериться в отсутствии серьезных повреждений у себя и других участников движения. При необходимости вызывать сотрудников медслужбы. Поскольку у владельца велосипеда нет полиса ОСАГО, то оформлять происшествие, как столкновение двух ТС, нет смысла. Если виновник не скрылся с места и согласен компенсировать вред, а полученные повреждения незначительные и нет людей с травмами, то это делается в добровольном порядке. При возникновении спорной ситуации вызывают инспекторов ГИБДД и готовят иск в судебную инстанцию.
Если водитель сбил велосипедиста на пешеходном переходе, то важно остановить транспорт, активировать сигналы, оповещающие о том, что случилось ДТП. Включить камеру на телефоне для видеофиксации. Найти очевидцев и взять у них показания, дождаться инспекторов для оформления.
Каждый участник ДТП может получить как моральный, так и физический или материальный вред, который подлежит возмещению виновной стороной. Если участники происшествия придут к мирному соглашению и договорятся о компенсации ущерба самостоятельно, то им удастся избежать долговременных судебных тяжб.
Основанием для выплат является постановление ГИБДД и полученные доказательства виновности. Не у всех автомобилистов на момент аварии в наличии имеется страховка, поэтому велосипедист может требовать оплаты ущерба через суд. Также не миновать судебной инстанции, если страховая компания отказывается возмещать вред.
Если виновен в ДТП велосипедист, то ситуация сложнее, так как этот участник дорожного движения не обязан страховать свое средство передвижения. В таком случае ситуация решается на основании статьи 1064 Гражданского кодекса России, определяющей порядок возмещения ущерба.
Читать также: Как правильно составить расписку о возмещении ущерба при ДТП
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.
Виновником по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.
Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.
Учтите! Частыми причинами являются:
- небезопасный поворот участника движения направо;
- проезд велосипеда по тротуару;
- отсутствие светоотражателей и фонарей;
- проезд на велосипеде пешеходного перехода;
- неожиданные маневры велосипедиста;
- водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.
Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.
Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.
Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.
На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.
Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.
Ответственность водителя
Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.
В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.
Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:
- штрафные санкции;
- принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
- арест на срок до девяноста суток;
- лишение свободы.
Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Кто виноват в ДТП с детьми-велосипедистами в 2021 году?
Первым делом следует найти или вызвать его родителей на место происшествия. В зависимости от возраста детей именно его родители (а также опекуны или попечители) как представляют его, так и несут за него ответственность. Об этом мы ещё поговорим подробнее немного ниже.
В зависимости от механизма возникновения, выделяют несколько видов ДТП: столкновения, опрокидывания, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие происшествия. Для каждого вида ДТП существуют характерные травмы.
Иск был удовлетворен. В материалах отмечалось, что родители ребенка не подготовили его к езде на проезжей части и не обучили правилам дорожного движения. Потерпевший получил 103 тысячи рублей, также ему возместили расходы по оценке стоимости ущерба и госпошлину.
Ни для кого не секрет, что для управления велосипедом не нужно получать права, но несмотря на это, велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Для велосипедистов оборудуют специальные велопарковки и дорожки, но они имеют право передвигаться и по проезжей части (точнее, по крайней правой полосе).
Нередки ситуации, когда водитель тоже нарушал правила, например, оставил автомобиль на тротуаре или газоне. Будет ли это оправданием для ребёнка, если он повредит такую машину?
В страховых компаниях уточнили, что возместить ущерб от ДТП с несовершеннолетним можно не только по каско, но и по ОСАГО.
Еще один маленький вопрос. Звонил в страховую компанию по этому поводу, юрист из страховой компании сказал что лучше уведомить страховую об этом факте ДТП и что на меня распространяется правило уведомления 5 рабочих дней, законно ли это?
Депутаты объяснили свое предложение тем, что автомобилистам нужны дополнительные гарантирующие нормы по полисам ОСАГО.
При движении по тротуару
Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.
У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.
В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.
Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.
Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.
Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?
Кто виноват в случившемся
Сходу выявить виновника ДТП получается редко. Ситуация требует расследования, особенно это важно, когда есть жертвы и пострадавшие.
Но автомобилисту следует понимать, что его транспорт, в отличие от велосипеда, является источником повышенной опасности. Поэтому если человек на «двухколесном друге» не нарушил грубо правила, виновным скорее назовут водителя.
Автомобилисту ни в коем случае не стоит уезжать с места ДТП. Такой поступок расценивается как признание вины и наказывается по части 2 статьи 12.27 КоАП:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Велосипедисту тоже не стоит думать, что он в любом случае выступит в роли потерпевшего. В КоАП есть статьи, регламентирующие наказание за нарушения ПДД именно человеком, который ехал на этом легком и безобидном транспорте. Если проступок и стал причиной аварии, виновным признают велосипедиста.
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Зачастую общественность привыкла считать виноватым водителя авто, если произошел инцидент с участием велосипедиста. Как показывает практика — это далеко не так. Около половины всех ДТП данного типа происходит именно по вине водителей велосипедов, к тому же нередки случаи наездов велосипедистов на пешеходов и получение серьезных травм последними.
Сегодня все чаще оформление ДТП происходит по европротоколу, однако, в случае с велосипедистом такая схема тоже не сработает. Как уже было сказано выше у велосипедиста нет полиса, а основным требованием европротокола является то, что у обоих участников происшествия имеются на руках действующие полисы ОСАГО (иногда бывает такая ситуация, что при аварии с участием двух авто европротокол невозможно оформить, так как один из участников, решив сэкономить и не стал делать полис ОСАГО, чего уж тут говорить про велосипедистов).
Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации будет приезд сотрудников ГИБДД, которые детально разберутся в ситуации и найдут виновника. При необходимости или невозможности определения виновного в ДТП с велосипедистом, на месте происшествия может быть назначена автотехническая экспертиза, расходы за которую будут впоследствии возложены на виновную сторону.
Поскольку при ДТП с велосипедистом последний, как правило, получает вред здоровью, то по существующим законам этот вред необходимо возместить.
Ответственность каждого автомобилиста должна быть застрахована по ОСАГО. Именно страховая компания, в случае признания вины в случившемся дорожном происшествии водителя, обязана возместить потерпевшему причиненный вред.
Для получения выплаты необходимо:
- водителю автомобиля в кратчайшие сроки известить о происшествии свою страховую компанию;
- потерпевшему обратиться за выплатой, предоставив документы о ДТП, оформленные сотрудниками автоинспекции.
Если размера страховой выплаты хватает для покрытия нанесенного ущерба, то никаких дополнительных разногласий между виновником аварии и потерпевшим быть не может.
Сводки ГИБДД лишний раз подтверждают, что водители велосипедов остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения. Для примера возьмем данные за январь-август 2020 года. Всего за этот период зафиксировано 4098 аварий.
Из них:
- С участием детей-водителей велосипедов произошло 1360 ДТП.
- По неосторожности самих детей-водителей велосипедов случилось 816 ДТП.
- 3950 ДТП произошло по причине наезда на велосипедиста, что составляет 4% от общего числа происшествий с участием всех видов ТС в РФ.
К сожалению, в большинстве аварий пострадали не только транспортные средства, но и люди. В некоторых случаях это были легкие повреждения. Однако количество погибших велосипедистов и тех, кто получил тяжелые увечья, достаточно велико:
- Всего было травмировано 3872 велосипедиста. Многим из них потребовалась срочная медицинская помощь. Погибших из общего числа ДТП также очень много — 252 человека.
- В авариях с участием детей-велосипедистов травмы различного характера получили 1343 ребенка. 27 детей погибли.
В плане ДТП с участием велосипедистов статистика за январь-август 2020 года выглядела немного лучше: всего было зафиксировано 3881 случаев дорожных происшествий. Правда, количество погибших было на 2 человека больше — 254.