8 Пропуск половодий (паводков)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 Пропуск половодий (паводков)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (1) и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (2) собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и организации работ по поддержанию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в исправном работоспособном состоянии, а также необходимые к проведению мероприятия для предотвращения отрицательного воздействия гидромелиорации на окружающую природную среду.
-
7.1 Работа ГТС в зимний период связана с необходимостью проеедения влагозарядковых. промывных и других видов поливов, заполнения водохранилищ, обеспечения водопотребителей энергетического. коммунального хозяйства и удовлетворения других потребностей.
-
7.2 Эксплуатационный персонал обязан проводить по специальному плану подготовку ГТС к работе в зимних условиях, обратив особое внимание на техническое состояние затворов, подъемных механизмов, шугоотбойных стенок и запаней, систем обогрева оборудования.
-
7.3 Для обеспечения безаварийной эксплуатации каналов и ГТС в условиях низких температур составляют план организационно-технических мероприятий, предусматривающий:
-
— усиленный надзор за работой каналов и ГТС. организацию круглосуточного дежурства в местах возможных скоплений льда и шуги;
-
• защиту от затопления прилегающих территорий:
-
* борьбу с образованием опасных скоплений льда и шуги у ГТС;
-
— обогрев затворов и решеток;
■ околку льда перед регуляторами, напорными трубопроводами, дюкерами и другими ГТС.
-
7.4 В зимних условиях наиболее эффективной мерой борьбы с шугообразованием является создание в каналах и перед водозаборными пролетами сооружений устойчивого ледяного покрова при возможно высоких постоянных рабочих уровнях воды. Для обеспечения бесшугоеого водозабора рекомендуется установка шугозащитной запани.
-
7.5 Защита конструкций ГТС. затворов и решеток, понтонов работающих плавучих насосных станций от механического воздействия льда должна быть обеспечена:
-
— устройством, постоянным поддержанием и теплоизоляцией майн (прорубей) перед напорным фронтом сооружения, у затворов, решеток, понтонов и других конструкций:
-
* регулярным скалыванием льда у затворив;
-
• обогревом затворов, пазов, решеток горячей водой или паром;
-
• нагнетанием под воду сжатого воздуха непосредственно перед фронтом защищаемых конструкций:
-
* устройством на затворах специальных тепляков:
-
— промывкой решеток, плавучих запаней обратным током воды.
-
7.6 Маневрирование затворами в зимнее время неработающих ГТС осуществляют с учетом следующих требований:
-
— в работоспособном состоянии задействуется минимальное количество затворов, которыми ведется регулирование пропуска и забора воды;
-
• при отсутствии водозабора из магистрального или распределительного канала затворы сооружения-регулятора поднимают в крайнее верхнее положение на весь период и стопорят в нем;
-
• при отсутствии обогрева затворов и пазов водозаборного сооружения для предохранения затворов от примерзания их поднимают и опускают через определенные промежутки времени;
-
— при большой пропускной способности водосбросных сооружений гидроузла в рабочем состоянии оставляют часть затворов, обеспечивающую пропуск максимального зимнего расхода. Она поддерживается в рабочем состоянии с помощью обогрева, остальные затворы устанавливают на порог и защищают от динамического воздействия льда.
-
7.7 Гидромеханическое, грузоподъемное, электротехническое оборудование, средства контроля и приборы управления не работающих в зимнее время ГТС подлежат ревизии в конце поливного сезона и консервации. Трубопроводы, лотки, корпуса насосов и запорной арматуры освобождают от воды.
-
7.8 В зимний период проводят весь объем работ по текущему и капитальному ремонту подводных частей ГТС. очистке каналов от заиления, а также по реконструкции ГТС.
-
7.9 На плавучих насосных станциях в зимний период производят скалывание льда или его размыв по периметру корпуса бортов.
-
7.10 Рабочие органы и оборудование гидрометрических постов, водомерных сооружений, рыбозащитных устройств подлежат демонтажу, ревизии, консервации и хранению в специальных защищенных местах.
-
7.11 На головных водозаборных речных гидроузлах при отсутствии забора воды в зимний период расходы реки транзитом пропускают через сбросные и промывные отверстия при полном открытии затворов.
Создание локальной наблюдательной сети
Для определения воздействия на эксплуатируемый водоносный горизонт недропользователь обязан, согласно условиям лицензионного соглашения, создать режимную наблюдательную сеть, состоящую из одной или группы скважин. Согласно методическим рекомендациям «Организация и производство наблюдений за режимом уровня, напора и дебита подземных вод» (Москва, ВСЕГЕНГЕО, 1983 г.) в состав опорной наблюдательной сети обычно входят:
а) региональные створы наблюдательных скважин, закладываемые в типичных условиях, вкрест простирания гидрогеологических зон, на больших пространствах. Эти створы могут дополняться неглубокими скважинами (100 — 200 м), на небольших расстояниях от основных скважин, которые образуют расчетные участки;
б) локальные створы наблюдательных скважин для детального изучения режима и баланса подземных вод, включая исследование нарушенного режима;
в) «конверты» и кусты таких же скважин, служащие соответственно для расчета элементов баланса грунтовых вод, при двухмерном в плане движения, и исследования перетекания вод по вертикали, а также для оценки баланса межпластовых водоносных горизонтов;
Количество наблюдательных скважин зависит от целей мониторинга. Для исследования распространения фронта загрязнённых вод наблюдательная сеть наращивается от источника загрязнения, вниз по потоку подземных вод, а в районе водозаборов – от границы области загрязнения по направлению к водозабору. Частота и показатели опробования установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН) 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» или в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Водным Кодексом Российской Федерации, организация и ведение мониторинга подземных вод являются обязанностью юридических лиц, получивших лицензию на недропользование для добычи подземных вод.
Законодательной и нормативной базой создания и ведения мониторинга подземных вод являются:
· Водный кодекс Российской Федерации;
· Закон Российской Федерации «О недрах»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 307 «О мониторинге водных объектов»;
· Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах. М., 2000;
· СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
· СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Наблюдения за качеством подземных вод
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Контроль качества подземных вод должен осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и требованиями, установленными в техническом задании, при производстве геологоразведочных и других видов работ.
Это достигается выполнением лабораторных исследований проб подземных вод на следующие виды анализов:
1) Лабораторные исследования на определение неорганических и органических соединений в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01:
— общий химический состав: Fe, NH4, NO3, NO2, Mg, HCO3, CO3, Cl, SO4, Na, K, Si, H2S;
— микрокомпонентный состав: Al, Ba, Be, B, Cd, Mn, As, Ni, Hg, Pb, Se, Sr, F, Zn, Cr, Cn;
— органические вещества: гамма ГХЦГ (лидан), ДДТ (сумма изомеров), 2,4-Д;
— макрокомпоненты, отсутствующие в СанПиН (HCO3, Na+K, Ca, Mg).
Объем пробы – 6 л отбирать 1 раз в год.
2) Лабораторные исследования на определение обобщенных показателей: рН, общей минерализации (сухой остаток), общей жесткости, окисляемости перманганатной, нефтепродуктов (суммарно), ПАВ, фенольного индекса и органолептических показателей (цветность, мутность, вкус, запах).
Объем пробы – 1 л в стеклянной посуде отбирать 4 раз в год по сезонам года.
3) Радиологический анализ.
Радиологические показатели: общая альфа-радиоактивность, общая бета-радиоактивность.
Объем пробы – 1,0 л, отбирать 1 раз в год.
4) Микробиологический анализ.
Микробиологические показатели: термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, общее микробное число. Объем пробы – 0,5 л, отбирать 4 раза в год. По сезонам года.
Количество отбираемой воды является важнейшей характеристикой эксплуатируемого участка подземных вод, во многом определяющим закономерности режима подземных вод и влияния эксплуатации на другие компоненты природной среды. Учет водоотбора необходим также для установления величины платежей при пользовании недрами для добычи подземных вод.
В соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и наблюдения», водозаборная скважина оборудуется специальным водомером (расходомером), фиксирующим величину отбора воды. При наличии водомера, его показания позволяют определить величину водоотбора за любой промежуток времени и по этим данным рассчитать дебит скважины.
При прерывистом режиме эксплуатации величина водоотбора фиксируется перед остановкой скважины (ежедневно). Время работы и остановки скважины должно также фиксироваться.
Данные журналов учета водопотребления используются недропользователем при подготовке государственной отчетности по форме 2ТП-водхоз.
Принципы Единой системы мониторинга
Они представляют собой:
-
функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;
-
применение возможностей иной мониторинговой системы.
В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:
-
сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;
-
прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;
-
предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.
Наблюдения за химическим составом воды в скважине
Пользователи скважин, согласно законодательству, обязательно регулярно исследуют воду на бактерицидный и химический состав и радиологию. Это позволяет установить качество подземных вод.
Для анализа берутся пробы воды из наблюдательных скважин после проведения откачки. Частота забора проб и нормы показателей установлены в правилах и в требованиях по недропользованию.
Проведение отбора проб воды кроме знаний и навыков требует соблюдения мер безопасности, поэтому целесообразно доверить эти операции специалистам по гидромониторингу, лаборатории, которая занимается анализами или органам Госсанэпиднадзора.
На основании журналов наблюдений составляются отчёты, рекомендации и получать заключения о допустимости использования вод для питьевого водоснабжения.
Преимущества специалистов Лаборатории Экспертиз
Для проведения полноценного мониторинга подземных вод необходимо иметь специальное оборудование, датчики, иметь опыт работы с оборудованием, в том числе химикатами.
Лаборатория Экспертиз за годы работы собрала штат опытных специалистов, которые справляются со многими нестандартными задачами заказчиков. Это возможно и благодаря современному оборудованию и приборам, которые регулярно проходят поверку в контрольных органах.
После заключения договора составляется программа мониторинга, которая проходит согласование в государственных структурах.
Лаборатория Экспертиз проводит комплексные геологические работы и исследования на строительных объектах и при сооружении водозаборов.
Наблюдательные скважины и гидрогеология предполагают решение инженерно-геодезических задач.
В результате заказчик получает:
- итоги мониторинга в установленной форме,
- акт с указанием реального состояния обсадной колонны, скважины, насосов, установленная глубина скважины, какие ремонтные и профилактические работы проведены
- сведения по химическому и микробиологическому составу подземных вод.
Лаборатория Экспертиз нацелена на повышение качества выполнения работ. Применяем современное оборудование, успешный опыт решения задач и оптимизируем бизнес-процессы.
V. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:
- в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);
- для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.
92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать:
- сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;
- сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;
- неочищенные сточные воды водного транспорта;
- пульпу, снег;
- отходы;
- нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.
Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.
93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.
94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.
96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.
97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны:
- проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;
- контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
- своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.
100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении N 5 к Санитарным правилам.
101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении N 5 к Санитарным правилам.
102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.
При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.
103. Место, периодичность отбора проб воды поверхностного водного объекта при осуществлении производственного контроля водопользователями устанавливаются в зависимости от функционального назначения контролируемой зоны:
- в местах расположения водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — в соответствии с приложением N 4 к Санитарным правилам;
- на водных объектах в местах массового отдыха населения и рекреационных зонах в период использования водного объекта для купания — по микробиологическим показателям — один раз в 10 календарных дней; по органолептическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям — один раз в месяц.
Правила выбора приоритетных показателей воды в подземных водоисточниках в зонах влияния различных объектов хозяйственной деятельности при проведении лабораторных исследований в рамках производственного контроля
Объекты хозяйственной деятельности | Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водоисточниках в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы |
---|---|
Нефтебазы | Нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, фенолы, железо, бром, аммоний, марганец |
Нефтеперерабатывающие предприятия | Нефтепродукты, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, свинец, хлориды, сульфаты, химическое потребление кислорода, формальдегид, аммоний, нитраты, толуол, этилбензол, ксилол |
Аэропорты | Нефтепродукты, фенолы |
Нефтяные месторождения | Нефтепродукты, хлориды, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, ртуть, марганец, железо |
Полигоны твердых коммунальных отходов | Нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, синтетические поверхностно-активные вещества, свинец, марганец |
Полигоны промышленных отходов | Нефтепродукты, фенолы, железо, кадмий, свинец, ртуть, сурьма, аммоний, никель, хром, бензол |
Предприятия органического синтеза | Нефтепродукты, бензол, формальдегид, этилбензол, моноэтаноламин, кадмий, свинец, хлороформ, никель, ртуть, хром, поверхностно-активные вещества, кобальт, мышьяк, марганец, бром, бор, аммоний, цинк, медь |
Городские канализационные очистные сооружения | Нефтепродукты, фенолы, железо, аммоний, нитриты, нитраты, бром, синтетические поверхностно-активные вещества |
Сельскохозяйственные предприятия | Пестициды, аммиак, нефтепродукты, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества, нитриты, нитраты, минерализация, хлориды |
Нефте- и газопроводы | Нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества |
Пруды-отстойники | Нефтепродукты, железо, минерализация, синтетические поверхностно-активные вещества, бром, бор, аммоний |
Поля орошения | Нефтепродукты, фенолы, аммоний, минерализация, нитраты, нитриты, хлориды |
Предприятия теплоэнергетики | Нефтепродукты, фенолы, хлориды, сульфаты, синтетические поверхностно-активные вещества, аммоний, никель, свинец, марганец, железо, алюминий, вольфрам |
Объекты хозяйственной деятельности | Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водоисточниках в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы |
Рудообогатительные и металлургические предприятия | Ксантогенаты, марганец, железо, барий, сульфаты, минерализация, никель, стронций, титан, фтор, алюминий, мышьяк, цинк, свинец, медь, молибден, цианиды, роданиды |
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
2.2.1. Основными задачами эксплуатации водозаборных сооружений являются:
а) систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах;
б) учет количества забираемой из источников воды и контролируемых показателей её качества;
в) проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.
2.2.2. Для проведения наблюдений за работой сооружений персонал должен быть обеспечен необходимыми контрольно-измерительными приборами, оборудованием, транспортом и плавсредствами.
2.2.3. Периодичность и объем анализов качества воды поверхностных и подземных источников водоснабжения определяются по согласованию с местным органом Госсанэпиднадзора с учетом местных условий в соответствии с рабочей программой, требованиями (20, 22, 43) и настоящих ПТЭ.
2.2.4. Обо всех изменениях состояния водоснабжения и ухудшения качества воды в нем, связанных с поступлением загрязняющих веществ, организация ВКХ немедленно ставит в известность органы местного самоуправления, Госсанэпиднадзора, территориальные органы Министерства природных ресурсов, гидрометеослужбы, а также принимает меры к обеспечению нормальных условий работы водозаборных и очистных сооружений.
Примечание. При невозможности обеспечить нормальные условия работы указанных выше сооружений организация ВКХ по согласованию с органами местного самоуправления и Госсанэпиднадзора разрабатывает и осуществляет мероприятия по сокращению забора, обработки и подачи воды в сеть на период до нормализации положения.
2.2.5. При прогрессирующем ухудшении качества воды в источнике водоснабжения и невозможности её кондиционирования с доведением до требований санитарных правил и норм организация ВКХ должна запросить орган местного самоуправления о создании им специальной комиссии с участием представителей организаций, перечисленных в п. 2.2.4 для выяснения причин ухудшения качества воды в источнике и решения вопроса об условиях и возможности дальнейшей эксплуатации водозаборных и очистных сооружений с учетом требований по безопасности ВКХ в чрезвычайных ситуациях (23, 24).
2.2.6. На водозаборных сооружениях в дополнение к необходимым документам согласно требованиям п. 1.6.6 настоящих ПТЭ хранится следующая техническая документация:
а) генеральный план площадки водозаборных сооружений с нанесенными подземными коммуникациями и устройствами;
б) технологическая схема коммуникаций агрегатов и переключений;
в) схема автоматизации и телемеханизации;
г) паспорта на водозаборные сооружения и установленное оборудование;
д) журнал учета количества и качества забираемой из источника воды (он может находиться в центральном диспетчерском пункте);
е) журнал контроля и учета работы сооружений и оборудования.
2.2.7. На водозаборных сооружениях поверхностных источников водоснабжения, кроме того хранятся следующие документы:
а) основные технологические чертежи (схемы) по конструкциям насосной станции 1-ого подъема, водоприемной части, включая насосные затопленные водоприемники;
б) инструкция по эксплуатации конкретного водозаборного сооружения с выделением эксплуатации водоприемной части при условии обеспечения наносозащиты, шугозащиты и рыбозащиты.
2.2.8. На водозаборных сооружениях подземных вод, кроме того, хранятся следующие первичные документы на скважины:
а) буровой журнал;
б) исполнительные гидрогеологический и технический разрезы скважины;
в) материалы опробования скважины откачкой после бурения;
г) данные анализов воды, откачиваемой после окончания бурения скважин;
д) акты об отклонениях, происшедших при бурении скважины;
е) данные о причинах изменения проекта скважины;
ж) данные о системе измерений уровней и дебита эксплуатационных скважин;
з) данные об интервале глубин установки погружного насоса и способе его установки (крепления);
и) данные об обвязке скважины и устройстве оголовка.
Примечание. Если водозаборные сооружения работают без постоянного эксплуатационного персонала, то указанная документация хранится в подразделении, отвечающем за эксплуатацию этих сооружений.
2.2.9. В процессе эксплуатации в техническую документацию водозаборных сооружений вносят данные о результатах плановых проверок освидетельствований технического состояния сооружений, наблюдениях за режимом работы сооружений, анализах воды, а также сведения обо всех изменениях и переустройствах в схеме коммуникаций, замене оборудования и проведенных ремонтах.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» [1] и Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» [2] собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и организации работ по поддержанию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в исправном работоспособном состоянии, а также необходимые к проведению мероприятия для предотвращения отрицательного воздействия гидромелиорации на окружающую природную среду.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и распространяется на мелиоративные системы, их составные части, элементы, гидротехнические сооружения (ГТС) организаций мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных производителей независимо от их организационно-правовых форм собственности.
Настоящий стандарт устанавливает требования, обязательные для исполнения собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем, их составных частей, элементов и ГТС при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, консервации объектов мелиоративного комплекса.
При эксплуатации мелиоративных систем, их составных частей, элементов и ГТС наряду с настоящим стандартом соблюдают действующие общие правила безопасности, санитарные правила, правила и инструкции по безопасности труда, противопожарной безопасности и промышленной санитарии, а также требования проектов, учитывающие особенности конкретных объектов мелиоративного комплекса и ГТС.
7.1 Работа ГТС в зимний период связана с необходимостью проведения влагозарядковых, промывных и других видов поливов, заполнения водохранилищ, обеспечения водопотребителей энергетического, коммунального хозяйства и удовлетворения других потребностей.
7.2 Эксплуатационный персонал обязан проводить по специальному плану подготовку ГТС к работе в зимних условиях, обратив особое внимание на техническое состояние затворов, подъемных механизмов, шугоотбойных стенок и запаней, систем обогрева оборудования.
7.3 Для обеспечения безаварийной эксплуатации каналов и ГТС в условиях низких температур составляют план организационно-технических мероприятий, предусматривающий:
— усиленный надзор за работой каналов и ГТС, организацию круглосуточного дежурства в местах возможных скоплений льда и шуги;
— защиту от затопления прилегающих территорий;
— борьбу с образованием опасных скоплений льда и шуги у ГТС;
— обогрев затворов и решеток;
— околку льда перед регуляторами, напорными трубопроводами, дюкерами и другими ГТС.
7.4 В зимних условиях наиболее эффективной мерой борьбы с шугообразованием является создание в каналах и перед водозаборными пролетами сооружений устойчивого ледяного покрова при возможно высоких постоянных рабочих уровнях воды. Для обеспечения бесшугового водозабора рекомендуется установка шугозащитной запани.
7.5 Защита конструкций ГТС, затворов и решеток, понтонов работающих плавучих насосных станций от механического воздействия льда должна быть обеспечена:
— устройством, постоянным поддержанием и теплоизоляцией майн (прорубей) перед напорным фронтом сооружения, у затворов, решеток, понтонов и других конструкций;
— регулярным скалыванием льда у затворов;
— обогревом затворов, пазов, решеток горячей водой или паром;
— нагнетанием под воду сжатого воздуха непосредственно перед фронтом защищаемых конструкций;
— устройством на затворах специальных тепляков;
— промывкой решеток, плавучих запаней обратным током воды.
7.6 Маневрирование затворами в зимнее время неработающих ГТС осуществляют с учетом следующих требований:
— в работоспособном состоянии задействуется минимальное количество затворов, которыми ведется регулирование пропуска и забора воды;
— при отсутствии водозабора из магистрального или распределительного канала затворы сооружения-регулятора поднимают в крайнее верхнее положение на весь период и стопорят в нем;
— при отсутствии обогрева затворов и пазов водозаборного сооружения для предохранения затворов от примерзания их поднимают и опускают через определенные промежутки времени;
— при большой пропускной способности водосбросных сооружений гидроузла в рабочем состоянии оставляют часть затворов, обеспечивающую пропуск максимального зимнего расхода. Она поддерживается в рабочем состоянии с помощью обогрева, остальные затворы устанавливают на порог и защищают от динамического воздействия льда.
7.7 Гидромеханическое, грузоподъемное, электротехническое оборудование, средства контроля и приборы управления не работающих в зимнее время ГТС подлежат ревизии в конце поливного сезона и консервации. Трубопроводы, лотки, корпуса насосов и запорной арматуры освобождают от воды.
7.8 В зимний период проводят весь объем работ по текущему и капитальному ремонту подводных частей ГТС, очистке каналов от заиления, а также по реконструкции ГТС.
7.9 На плавучих насосных станциях в зимний период производят скалывание льда или его размыв по периметру корпуса бортов.
7.10 Рабочие органы и оборудование гидрометрических постов, водомерных сооружений, рыбозащитных устройств подлежат демонтажу, ревизии, консервации и хранению в специальных защищенных местах.
7.11 На головных водозаборных речных гидроузлах при отсутствии забора воды в зимний период расходы реки транзитом пропускают через сбросные и промывные отверстия при полном открытии затворов.
8.1 Ежегодно до наступления паводкового периода на ГТС создают паводковую комиссию под руководством руководителя учреждения или главного инженера эксплуатирующей организации. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.
8.2 Перечень документации, предоставляемый бюджетными учреждениями в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на мелиоративные системы и ГТС федеральной собственности при подготовке и проведении противопаводковых мероприятий:
— план инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке ГТС, относящихся к государственной собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении соответствующих учреждений, к пропуску паводковых вод в соответствующем году, согласованный с территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— акт обследования ГТС, подготовленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— дефектная ведомость (дефектный акт), подготовленная(ый) межведомственной комиссией, действующей согласно приказу директора соответствующего учреждения, в состав которой входят представители соответствующего регионального центра и администрации муниципального образования, на территории которого находится ГТС, и утвержденная(ый) директором соответствующего учреждения;
— расчет стоимости выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, подготовленный в соответствии с нормативно-правовой документацией;
— ситуационный план на выполнение работ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, утвержденный директором соответствующего учреждения и заверенный печатью учреждения, с приложением фотоматериалов.
8.3 План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывают заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозах Роскомгидромета, содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его прохождения, а также максимальные величины приточного расхода половодья, который включает следующее:
— режим предварительной сработки;
— режим работы в период прохождения паводковых расходов;
— график маневрирования затворами;
— перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения, необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, специальной одежды, инструментов и оборудования.
8.4 Если для пропуска половодья предусмотрено использование водопропускных сооружений, эксплуатируемых другими ведомствами, то необходимо до начала паводка составить согласованные мероприятия по их подготовке к работе и определить порядок включения в работу.
8.5 В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включены:
— общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;
— проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
— завершение плановых ремонтов всех ГТС, в том числе устройств, обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;
— проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;
— выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;
— разборка или удаление временных сооружений и конструкций;
— дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;
— защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;
— расчистка от снега и наледей нагорных канав у сооружений, кюветов на гребне и бермах плотин;
— вывоз до наступления высоких вод с затопляемых территорий оборудования, механизмов, материалов и др.;
— подготовка к возможному выполнению мероприятий по ослаблению ледяного покрова, в том числе к производству взрывных работ;
— разработка и согласование с местными органами власти и другими организациями совместных планов действий в случае аварийных ситуаций при прохождении ледохода и высоких вод, в том числе по оказанию помощи эксплуатирующей организации;
— организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), их обучение производству работ, которые могут потребоваться при пропуске паводка, проведение инструктажа по технике безопасности;
— усиление электроосвещения акватории в зоне водосбросов;
— проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автомобильного транспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
8.6 Срок окончания подготовительных работ устанавливают в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромета. Осуществляют ежедневный контроль над своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных планом по пропуску половодья.
8.7 В местной инструкции по эксплуатации ГТС приведен перечень работ, выполняемых на сооружении в период подготовки и прохождения паводка, с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.
8.8 Режим предпаводковой сработки ГТС при пропуске половодий устанавливают в соответствии с требованиями Правил эксплуатации заиляемых водохранилищ малой и средней емкости. Режим работы в этот период осуществляют, как правило, службы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) согласно диспетчерским графикам.
8.9 Для каждого ГТС разрабатывают схему оптимального маневрирования затворами в зависимости от прохождения паводка, обеспечивающую наиболее благоприятные условия сопряжения потока в нижнем бьефе и не приводящую к повреждениям ГТС, разрушению креплений и подмывам дна, с учетом режима работы.
8.10 Режим работы водосбросных сооружений установлен проектом с последующим уточнением по мере накопления опыта эксплуатации и заносится в местную инструкцию по эксплуатации ГТС. Возможные отступления от порядка работы водосбросных отверстий с целью сброса плавающего льда, шуги и мусора указаны в местной инструкции.
8.11 Пропуск паводковых расходов и плавника
8.11.1 В порядке подготовки к пропуску паводка проводят:
— обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа;
— опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
— восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
— завершение ремонта сооружений и оборудования;
— организацию и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
8.11.2 При пропуске весеннего паводка особое внимание необходимо уделять возможному возникновению заторов и зажоров льда, принимать оперативные меры по их предупреждению, пропускать лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
8.11.3 При пропуске летних паводков, формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого эксплуатационная служба особое внимание уделяет готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию приемлемого времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
— открытие водосбросных отверстий производится постепенно с целью недопущения образования больших волн, а также для возможно большего распределения потока сбрасываемой воды по всему фронту сооружения;
— если водосливные отверстия имеют различные отметки гребня, то первоочередной сброс воды осуществляют через водосбросные отверстия, имеющие более высокую отметку гребня водослива;
— не допускать сосредоточенных сбросов воды, особенно при низком уровне нижнего бьефа, создавать оптимальное направление потока воды и допустимые скорости.
8.11.4 О возникновении аварийных ситуаций эксплуатационная служба немедленно оповещает органы государственной власти и соответствующие дежурно-диспетчерские службы.