Коротко об основах бюджетного учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коротко об основах бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объекты основных средств, полученные организацией по договору дарения (безвозмездно), отражают по рыночной стоимости в момент принятия к учету в составе вложений во внеоборотные активы как доходы будущих периодов. Об этом говорит Минфин России в п. 29 приказа от 13.10.2003 № 91н, письме от 17.09.2012 № 07-02-06/223, приказе от 31.10.2000 № 94н.
Перенос остатков при первом применении счетов 401.41 и 401.49
При первом применении новых счетов бухгалтерского учета остатки со старых счетов на новые переносятся в межотчетный период по общим правилам.
Операции по переносу остатков со счета 401.40 на счета 401.41 и 401.49 при первом применении, а также перенос сумм доходов будущих периодов к признанию в текущем году со счета 401.49 на 401.41 по окончании очередного года, отражаются документами «Операция (бухгалтерская)» (раздел «Учет и отчетность»).
Для отражения документа «Операция (бухгалтерская)» в межотчетном периоде необходимо в поле «Дата» установить дату «31.12.2020» и время «23.59.59», флажок «Отразить в межотчетном периоде» и вид межотчетного периода «Изменение валюты баланса».
Нормативные (методические) документы, содержащие рекомендации по отражению отдельных поступлений в качестве доходов будущих периодов
Нормативный (методический) документ |
Текст документа |
Пункт 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 |
Целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов |
Пункт 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств |
Стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается по кредиту счета учета доходов будущих периодов |
Пункт 4 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга |
Разница между общей суммой лизинговых платежей по договору лизинга и стоимостью лизингового имущества отражается в составе доходов будущих периодов |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций |
Счет 98 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета доходов, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также безвозмездных поступлений, поступлений задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, выявленных разниц между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью ценностей, принятых к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи |
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» |
В бухгалтерском балансе доходы будущих периодов отражаются в разд. V «Краткосрочные обязательства» |
Учет доходов и расходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), а также расходов (выплат), предусмотренных сметой казенного учреждения, в разрезе договоров, государственных (муниципальных) контрактов, соглашений.
Для отражения доходов учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета счета 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 123 Инструкции № 162н):
Счет |
Наименование |
1 401 40 110 |
Налоговые доходы будущих периодов |
1 401 40 130 |
Доходы будущих периодов от оказания платных услуг |
1 401 40 140 |
Доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия |
1 401 40 172 |
Доходы будущих периодов от операций с активами |
1 401 40 180 |
Прочие доходы будущих периодов |
Бухучет безвозмездно полученных ОС и иного имущества
Проводка начисления доходов будущих периодов этого вида такая:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кт 98 |
Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов
Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести:
- затраты на страхование имущества учреждения, гражданской ответственности работников;
- отпускные выплаты;
- приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами на протяжении нескольких отчетных периодов;
- подготовительные работы к дальнейшему производству;
- оплата ремонта ОС, который ведется неравномерно;
- расходы, направленные на освоение передовых технологий, установку нового оборудования;
- расходы на рекламу и пр.
Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.
Учреждение обязано проводить инвентаризацию денежных средств, в том числе доходов и расходов будущих периодов. Чаще всего ее проводят раз в год — перед составлением годовой отчетности. Проверка проводится инвентаризационной комиссией в штатном порядке: с изучением первичных документов, проверкой их на соответствие реальным затратам, фиксацией результатов. По итогам инвентаризации комиссия заполняет Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835), где отмечает общую сумму расходов за отчетный период, расхождения между планом и фактом. Документ составляется в двух экземплярах, один остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.
Своевременная инвентаризация доходов и расходов будущих периодов позволит бухгалтеру разграничить эти виды расчетов с авансами, резервами на будущие расходы и иными суммами.
Дата публикации 31.03.2020
Вопрос аудитору
В январе заключено соглашение о предоставлении бюджетному учреждению субсидии на выполнение муниципального задания (КФО 4) на один год с января по декабрь 2020 г. Особых условий в соглашении нет. В январе начислены доходы будущих периодов по дебету счета 4 205 31 561 и кредиту счета 4 401 40 131 на сумму соглашения. В каком порядке, в какой сумме бюджетному учреждению списывать доходы будущих периодов по субсидиям в течение 2020 г. (дебет счета 4 401 40 131 кредит счета 4 401 10 131)?
В 2019 году вступил в силу федеральный стандарт «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н. Он устанавливает обязанность учреждения признавать доходы от субсидий на дату возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов, т.е. на дату заключения соглашения между учредителем и бюджетным учреждением. По мере исполнения государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение признает в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода ранее признанные доходы будущих периодов от субсидий.
Бюджетные учреждения при отражении операций по доходам от предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания руководствуются инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н).
В соответствии с п. 158 Инструкции № 174н доходы текущего финансового года начисляются в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания по дебету счета 4 401 40 131 и кредиту счета 4 401 10 131.
Таким образом, доходы в виде субсидии на выполнение задания отражаются в составе доходов текущего периода по факту выполнения задания на основании утвержденного отчета.
Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, документами — основаниями для признания субсидии в доходах текущего периода также могут быть:
- извещение (ф. 0504805) с информацией о сумме субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, признаваемой доходами текущего отчетного периода в результате его выполнения — в случае отсутствия на дату формирования учреждением отчетности отчета о выполнении задания (письма Минфина России от 29.11.2019 № 02-06-10/93168 и от 04.02.2020 № 02-06-07/6939);
- иной документ, предусмотренный соглашением для целей отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете результатов использования целевой субсидии.
Согласно письму Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 указанные документы формируются в учреждении по завершении финансового года, т.е. доходы текущего периода также признаются один раз в год по завершении финансового года (если иное не предусмотрено учредителем).
Таким образом, бюджетное учреждение признает доходом текущего периода ранее начисленный доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания на основании отчета о выполнении задания, извещения или иного документа, предусмотренного соглашением.
Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» детализирован новыми кодами счетов аналитического учета:
-
401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
-
401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в финрезультате. Суммы, которые будут запланированы к отнесению к доходам текущего года, необходимо учитывать на счете 401 41. Остальные суммы отражаются на счете 401 49.
Счета 401 41, 401 49 применяются в соответствии с учетной политикой и требованиями по раскрытию взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности (п. 301 Инструкции № 157н).
Как отражать переход на применение новых счетов бухгалтерского учета, в нормативных актах на данный момент не указано. Следовательно, решение о применении данных счетов принимается учреждением самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.
Как формируется финансовый результат в бюджетной организации?
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
Законодательные и нормативные акты по теме “Доходы будущих периодов”
Инструкции по применению Плана счетов (утверждены Приказом Министерства финансов России от 31 октября 2000 № 94н) | О ведении счета 98 и субсчетов к нему |
Приказ Министерства финансов России от 2 июля 2010 № 66н | О необходимости отражения доходов будущих периодов в разделе V “Краткосрочные обязательства” |
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия | О том, что на сч. 98 следует учитывать доходы будущих периодов, а также:
— безвозмездные поступления, — поступлений задолженностей по недостачам прошлых лет; — обнаруженных разниц между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью ценностей, которые были приняты к бухучету при выявлении недостачи/порчи. |
п. 4 Указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга | Об отражении в составе доходов будущих периодов разницы между стоимостью лизингового имущества и общей суммой платежей по договору лизинга. |
п. 29 Методических указаний по бухучету основных средств | Об отражении по Кт сч. 98 стоимости безвозмездно полученных ОС |
п. 9 Положения по бухучету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 | Об учете целевого финансирования в качестве доходов будущих периодов |
Источники права для организации учета в бюджетной сфере
В качестве основополагающих документов, регулирующих хозяйственный учет в бюджетном секторе, выступают единый план счетов и инструкция к нему, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они предполагают существование специализированных планов счетов, утверждаемых для отдельных госструктур.
Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусмотрена классификация существующих компаний бюджетной сферы на 3 категории. Для каждой из них существует свой план счетов.
ВАЖНО! Термин «бюджетный учет» допустимо применять не ко всем учреждениям, а только к тем, которые подпадают по классификации под действие приказа № 162н: например, органы госуправления, страховые фонды, казенные организации. Все прочие субъекты госсектора используют в своей работе правила обычного бухгалтерского учета.
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации | Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения | Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения | Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения | Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Доходы будущих периодов и нормативные документы
Отметим, что с 2011 г. использование счета 98 «Доходы будущих периодов» ограничивается ситуациями, которые прямо предусмотрены нормативными документами по бухгалтерскому учету.
В настоящее время в качестве доходов будущих периодов нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет, рассматривают:
-
бюджетные средства, направленные коммерческой организации на финансирование расходов;
-
не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, учитываемых на счете 86 «Целевое финансирование», в соответствии с п. 20 ПБУ 13/2000;
-
первоначальную стоимость безвозмездно полученных внеоборотных активов;
-
разницы между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества.
По каким подстатьям КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС
По каким подстатьям статей 560, 660 КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС?
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее – Закон об ОМС.
Согласно статье 3 Закона об ОМС страховое обеспечение по ОМС — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования является Федеральный фонд ОМС (ч. 1 с. 12 Закона об ОМС).
В соответствии с положениями статьи 13 Закона об ОМС:
«2. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом об ОМС.»
«3. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.»
Согласно статье 14 Закона об ОМС:
«1. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее — страховая медицинская организация), — страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.»
«7. Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.»
Таким образом, государственное (муниципальное) бюджетное (автономное) учреждение расчеты по средствам обязательного медицинского страхования осуществляет с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 10.4 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, относятся к финансовым организациям.
В соответствии с пунктами 13.6.5 и 14.6.5 Порядка № 209н расчеты по средствам обязательного медицинского страхования с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке, отражаются по подстатьям КОСГУ:
- 565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
- 665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями».
Учет расходов будущих периодов 2021
В конце каждого года следует проверить соответствие данных учета фактическому наличию активов и обязательств. Инвентаризации также подлежат имущество и обязательства, учтенные за балансом (абз. 2 п. 1.3, п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).
Фактически находящееся в организации имущество, не учтенное по каким-либо причинам, также подлежит инвентаризации и последующему принятию к бухгалтерскому учету (абз. 2 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).
Однако перед составление годовой отчетности не обязательно проверять состояние имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Таким ообразом, проведение инвентаризации может быть равномерно распределено на весь четвертый квартал. Или внеплановая ревизия по причине смены материально ответственного лица может быть принята для целей подведения итогов года.
Какие объекты относятся к ДБП
Прибыль, получаемая «наперед», может быть отнесена к нескольким случаем поступления доходов. Главный признак, по которым можно отнести это вид поступлений к ДБП – это то, что их можно в полном согласии с законом «растянуть» на несколько учетных периодов, то есть данный актив будет применяться для получения прибыли не только сейчас, но и в будущем времени.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все поступающие средства, которые рекомендовано ДБП, оговорены в нормативных (методических) документах. Самостоятельно расширять их список бухгалтеру не стоит.
Рекомендации по ДБП представлены в следующей нормативной документации:
- п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» – об учете в качестве ДБП целевого финансирования;
- п. 29 Методических указаний по бухучету основных активов говорит об отражении безвозмездно полученных финансов в качестве кредита по счету ДБП;
- п. 4 Указаний об отражении в бухучете лизинговых операций – о представлении лизинговой разницы как ДБП;
- План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности – о наличии счета 98, специально предназначенного для отражения ДБП;
- Приказ Министерства финансов РФ № 66н от 02 июля 2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций» – об отражении ДБП в бухгалтерском балансе в разделе «Краткосрочные обязательства».
- Арендная плата. Договор аренды может предусматривать внесение платы наперед за определенное время. Отложенным доходом может быть признан и залог, который уплачивается в начале аренды, но идет в зачет за ее последний месяц.
- Авансовые проплаты – средства, перечисленные по договору за товары или услуги, еще не предоставленные покупателю (наперед) в счет последующих расчетов. Будут признаны ДБП, если аванс внесен более, чем на 1 учетный период наперед.
- Подписка (предоплата) на периодические издания.
- Продажа билетов на различные мероприятия, представления, действа.
- Выручка от абонементов и долгосрочных обязательств, например, доход от перевозки пассажиров, купивших «проездной» сразу на квартал или на год, абонентская плата за услуги связи и др.
- Спонсорские «подарки». Безвозмездные поступления, предусматриваемые договором дарения, долгое время относили к периоду получения, там же отражали и уплачивали с этой прибыли налог. Но если рассмотреть этот актив как долгосрочный, который будет «работать» на фирму в течение нескольких лет, то его совершенно законно можно рассматривать как отложенную прибыль. Сюда же можно отнести и получаемые гранты.
- Средства из бюджета, полученные на покрытие затрат.
- Средства, выделенные на определенные цели, не использованные полностью (остатки средств на счете 86 «Целевое финансирование»).
- При лизинге – разница между суммой оплат по лизингу и самой стоимости имущества, отданного в лизинг (оно должно быть на балансе получателя имущества).
- Вероятный возврат предыдущих недостач. Если была понесена потеря, то она может быть безвозвратной (когда не установлено виновное лицо) либо ее можно отнести к дебиторской задолженности (когда сумму планируют взыскать с материально ответственного лица). Во втором случае оплата такой недостачи также может быть сочтена ДБП.
- Лизинговая разница. Если компания является лизингодателем, то разница между стоимостью имущества, отданного в лизинг, и суммарной величиной лизинговых платежей тоже признается ДБП. В данном случае не имеет значения, что имущество уже на балансе лизингополучателя.
К СВЕДЕНИЮ! Если таким образом получены в дар основные средства, то амортизация в будущих периодах за них начисляться не будет (иначе она бы нивелировала «профит» от отложения прибыли на будущее), а записывается перенос части ДБП на текущие траты. Таким образом, в себестоимость не будет включена амортизация, которая в этом случае будет выступать как перенос расходов, понесенных ранее.