Все о постановке на воинский учет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о постановке на воинский учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописано, что неявка в военный комиссариат для постановки или снятия с воинского учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
27.Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы).
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
- а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
- б)военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.
VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Обязанности граждан по воинскому учету.
— состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате;
— явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
— сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев) и встать на воинский учёт при прибытии на новое место жительства или место временного пребывания;
— сняться с воинского учёта при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учёт в двухнедельный срок по возвращении в РФ. Гражданин, выезжающий за пределы РФ, обязан сдать в военный комиссариат удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
— бережно хранить документ воинского учёта, в случае утраты документа в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
— ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
— Положение о воинском учёте граждан РФ
Ответственность граждан за нарушение воинского учета.
— неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей
статья 21.5 КоАП РФ;
— уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей
статья 21.6 КоАП РФ
(за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 328 УК РФ
— умышленная порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату — штраф в размере от пятисот до трёх тысяч рублей
ст. 21.7. КоАП РФ
Что будет, если не встать на воинский учет?
Более того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» сказано о том, статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации применима к тем, кто умышленно уклоняется от призыва на военную службу.
Это граждане, убывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или выехавшие из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или вернувшиеся в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
То есть, если следователю удастся доказать, что неявка была совершена с умыслом уклонения от получения повесток, призывника могут привлечь к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья об уклонении от прохождения службы, и она предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 2-х лет.
Если у вас остались вопросы, вы можете заполнить форму на сайте.
Для чего нужна и что дает обязательная подготовка граждан к военной службе
Основные цели обязательной подготовки граждан к военной службе заключаются в предоставлении нижеприведенных аспектов:
- получение необходимых знаний в области обороны;
- подготовка по основам службы (в государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждениях);
- получение военно-патриотического воспитания;
- подготовка по военно-учетным специальностям (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
- медицинское освидетельствование и обследование;
- проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.
Процесс подготовки граждан к военной службе регулируется правительством РФ. На занятиях предоставляют следующую информацию:
- знакомство с организацией системы защиты населения от возможных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- изучение практических основ здорового образа жизни;
- получение нужных знаний о защите государства и выполнении воинского долга;
- приобретение практических навыков по гражданской обороне.
Обязанности граждан по воинскому учету.
Граждане обязаны:
А) состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате;
Б) явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
В) при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
Г) сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
Д) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
Е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Воинский учет в организации
Каждый работодатель обязан вести воинский учет кадров. Это одно из положений закона, поэтому уклонение от подобной деятельности грозит немалым штрафом. Лицо, занимающееся воинским учетом, выбирается, исходя из численности сотрудников компании. Это может быть исполнение обязанностей по совместительству или веденная отдельная штатная единица.
В обязанности лица, ответственного за воинский учет входит постоянное сотрудничество с военным комиссариатом, мониторинг и анализ изменения информации о гражданах, своевременное информирование сотрудников военкомата о смене места жительства или должности работника.
Начинается оформление вновь поступившего сотрудника с того, что уполномоченное лицо собирает сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету. Проверяется наличие военного билета и его подлинность. На каждого работника следует завести персональную карточку. Форма бланка утверждена работодателем, однако, как образец, можно использовать бланки по форме Т-2.
Сроки проведения первоначального учета
В случае когда граждане работают или обучаются, руководители соответствующих организаций обязаны обеспечить возможность своевременной явки в военный комиссариат по повестке. А те лица, которые не имеют места работы (обучения) обязаны при получении соответствующей повестки лично прибыть в указанное время и место для изначальной регистрации в соответствующих органах.
Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1-го января по 31-е марта того года, в котором будущему защитнику родины исполняется 17 лет. В ситуации когда человек, относящийся к категории лиц неподлежащих воинскому учету, меняет свой статус (например, женщина получает военно-учетную специальность или человек без гражданства получает его), комиссариат вправе вызвать данное лицо для первоначальной постановки на учет на протяжении всего календарного года.
Обязанности граждан после зачисления на воинский учет
Основным положением о воинской обязанности, утвержденным соответствующим Федеральным законом, предусмотрены обязанности граждан по воинскому учету. Их можно сформулировать в виде отдельных статей.
- Каждый гражданин, который состоит на учете в военном комиссариате или в наделенных полномочиями органах административного управления обязан по требованию являться в указанный срок. Вызов осуществляется вручением повестки с указанием цели.
- После увольнения из списка личного состава и отправления в запас, а также после окончания срока отбывания наказания гражданин должен явиться в военный комиссариат, где будет принято решение о его постановке на учет. Это касается и тех, кто получил гражданство, а также женщин, освоивших военно-учетную специальность. Для постановки отводится две недели.
- Гражданин своевременно должен сообщать в органы, занимающиеся воинским учетом, всю информацию, связанную с изменением семейного статуса, переходом на новую должность, отъездом, получением дополнительно специальности.
- При отъезде для проживания на постоянной основе в другое место, если оно находится вне границ района обслуживания военного комиссариата, а также при отъезде, длящемся более 3 месяцев или выезде за пределы РФ на срок более 6 месяцев военнообязанный должен предварительно оповестить военкомат или прочие наделенные полномочиями органы.
- Военный билет можно назвать вторым по важности документом. Его необходимо хранить соответствующим образом. Если произошла утеря, то следует незамедлительно обратиться в муниципальный отдел военного комиссариата для восстановления документа, то же касается и приписного свидетельства.
- Если в период призыва призывник намеревается покинуть пределы муниципального образования, то этот вопрос необходимо лично согласовать с органами, занимающимися вопросами первичного учета.
Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету
Воинскому учету подлежат:
граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:
Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.
Как определить перечень должностей, которые бронируются на предприятии?
Работа по БГПЗ проводится в соответствии:
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- с Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами;
- постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам БГПЗ;
- «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в ОГВ, ОМСУ и организациях» (утвержденной Постановлением МВК по вопросам БГПЗ от 22.12.1999 N 144).
Бронирование ГПЗ осуществляется: — по перечням должностей и профессий (утвержденный Постановлением МВК N 140 от 22 декабря 1999 г.); — персональное; — по постановлениям МВК.
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе
Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:
- федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
- территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
- военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.
Контроль проводится согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.
Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководства организации.
Сотрудник предприятия, ответственный за ведение личных дел, заводит картотеку, в которой имеется информация обо всех военнообязанных работниках. Это делается в обязательном порядке.
После этого необходимо составить план об организации воинского учета. Опираясь на него, в дальнейшем будут производиться все следующие действия.
Еще одним документом, который должен быть в наличии у руководителя или же в отделе кадров, является журнал проверки воинского учета.
Говоря о правильной организации этого процесса, нельзя забывать о следующем важном моменте. Каждый сотрудник, оформляясь на работу, должен представить ряд документов. Далее будут перечислены те из них, которые упоминаются в рекомендациях по ведению воинского учета, а значит, являются обязательными.
Итак, для тех соискателей на должность, которые находятся в совершеннолетнем возрасте и еще не проходили службу в армии, документом, необходимым для предъявления, является удостоверение призывника, называемое в народе также припиской.
Если же человек, устраивающийся на работу, находится в запасе, то есть уже отслужил в армии или был освобожден от этой обязанности по какой-либо причине, то у него нужно потребовать предъявления военного билета или документа, его заменяющего.