День Всех святых в Православии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «День Всех святых в Православии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
История Дня Всех Святых
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Народные традиции в Неделю всех святых
Эту неделю на Руси называли «русальной». Всем верующим давали возможность отдохнуть. В Тамбовской губернии вечером или на следующий день (утром или с обеда) молодежь устраивала шумные игрища. Крестьянские парни надевали на себя холщовые простыни или мешочную дерюгу и укрывались в полях ржи недалеко от деревни. Когда к посевам приближались девушки, кто-нибудь из молодых людей начинал хлопать кнутом.
Девушки кричали, что это русалки, и бежали прочь. Ряженые бросались в погоню. Тогда молодые женщины спрашивали, каким уродится лен, а парни указывали на размер кнута. Чем длиннее кнут, тем крупнее будут посевы.
Молодые люди в Пензенской губернии заранее готовили наряды. Рядились разными животными: козлами, лошадьми, свиньями. Часто использовали ходули, мазали лицо сажей. Ряженых окружали хохочущие девчонки и мальчишки. Все гулянье обязательно сопровождалось игрой на гармошке, балалайке, песнями и плясками, качанием на качелях, хороводами. К общему шуму присоединялись удары в печные заслонки и сковородки.
Старообрядческие и единоверческие храмы в честь всех святых
В честь почитаемого в народе праздника были освещены следующие храмы:
- В Калужской губернии, в городе Боровске в 1890 году открылся храм Всех святых. Он просуществовал до 1928 года. Здание уцелело до наших дней, но сейчас там расположился Центр Искусств.
- В 1862 году в Москве был основан Всехсвятский монастырь. Его закрыли при советской власти в 1922 году. Территорию присоединили к заводу «Серп и молот». К 1934 году церкви были разрушены. Лишь здание одной из них – Никольской – сохранилось до нынешних времен, но используется оно под офисы.
- Еще один, женский Всехсвятский монастырь был открыт в конце XIX века в городе Шуя, что находится в Ивановской области. В 1930 году все храмы на его территории были закрыты. В 1931 году взорвали Успенский собор. А к 1955 году были разрушены остальные сооружения, принадлежащие когда-то монастырю.
В той части Православной Церкви, что оказалась в пределах Османской империи, к началу XVIII века закрепилась устойчивая иконография для Недели всех святых. Образ этот показывает Господа Иисуса Христа при Его Втором Пришествии, восседающего на престоле над небесами, и окруженного сонмом святых ангелов и людей. Непосредственно по бокам от престола Христу покланяются Адам и Ева. В нижнем левом углу — библейский патриарх Авраам с душею праведника на лоне, согласно повествованию в Лк. 16, 22. В середине нижней части иконы — благоразумный разбойник, распятый со Христом и исповедавший его Богом. В нижнем правом углу — ветхозаветный патриарх Иаков.
По традиции для католиков сам праздник приходится в ночь с 31 октября. Если в вашей квартире зажечь свечи в эту ночь, и она погаснет, то значит, что душа умершего рядом с вами. Вспомните хорошие моменты, думайте о хороших воспоминаниях и зажгите повторно свечи. Не смотрите ужастики, не читайте негативные новости, не притягивайте к себе отрицательную энергетику в эти дни.
Постарайтесь не проводить гадание в этот день, хотя это делается повсюду. В этот день ворота открыты и тонкая ниточка слаба между двумя мирами. Вызывая духов, можно повредить и порвать эту нить. Никто не знает, что будет нагадана правда или неправда. Чтобы узнать будущее – вызывается дух или низшая сущность, которые могут затеряться и остаться на этом свете. И только покаяние и вера помогут избавиться от них. Стоит ли идти на эти жертвы? Эти опасные гадания можно отложить на другой день, а может и не стоит знать будущее, которое будет в скором времени.
Если выйти на перекресток в канун праздника и послушать, то можно услышать, что ждет в ближайший год. Если верить сказаниям, то выстиранная вещь в этот день девушкой будет взята духом, который покажет лик будущего супруга.
В память всех святых этот праздник несет добро и веру в лучшее. Хочется верить, что всех православных и католических праведников ждет светлое будущее.
Память всех святых в православной и католической церкви
В Восточной Православной Церкви День Всех Святых отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы. Это означает, что День всех святых в восточных православных традициях обычно приходится на период с начала июня по начало июля.
Праздник Всех Святых был официально начат в 609 году нашей эры папой Бонифаций IV, когда он освятил Парфенон в Риме Деве Марии и всем христианским мученикам. Однако корни праздника еще старше. В первые годы христианства христиане вспоминали мучеников в годовщину их смерти, собираясь на месте, где мученик умер. Когда несколько мучеников умирали в одном месте или в одно время, возникали более крупные группы христиан и более масштабные празднования.
В конце концов, церковь почувствовала, что, хотя каждого мученика нужно помнить, было слишком много мучеников и святых, чтобы устраивать каждому свой собственный праздник. Итак, нужен был общий день, где бы чествовались все мученики и святые. В седьмом веке папа Бонифаций IV, наконец, сделал день памяти всех мучеников официальным.
Первоначальная дата, которую выбрал Папа Бонифаций IV, соответствовала бы 13 мая по нынешнему григорианскому календарю. Этот день был популярным языческим праздником, трехдневным праздником лемуров. Во время праздника Лемуров или Лемурии все злонамеренные и беспокойные мертвецы были умилостивлены. Этот акцент на мертвых в обоих праздниках позволил одному легко вытеснить другой.
Западные церкви отмечают День всех святых 1 ноября.
Какого числа День всех Святых в 2022 году
Ежегодно христианский праздник День всех Святых проходит 1 ноября. В 2022 году выпадает на вторник.
Учрежден он был не случайно, как не случайно была выбрана его дата — 1 ноября. В этот день древние кельты отмечали наступление своего Нового года, причем в Британии к кельтским традициям празднования Нового года примешались еще и римские, оставшиеся на Альбионе со времен римского владычества. Некоторые из римских обычаев, связанных с праздником, сохранились даже до наших дней.
Католическая церковь выбрала день 1 ноября, чтобы переключить внимание людей с языческих суеверий на поминовение христианских святых. Необходимо заметить, что римские праздничные мероприятия в это же время также были посвящены поминовению – но не святых, а отошедших в мир иной родственников. «Угощение» духов мертвых как раз практиковалось у римлян, церковь же превратила эти «поминки» в раздачу угощения бедным и нищим.
Народные традиции в Неделю Всех святых
В народе Неделя Всех святых называлась «русальной». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала Петрова поста, вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», — и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»
В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью — для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года — это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.
Собор всех святых в православии
Общая церковная память всех святых или мучеников стала отмечаться еще в конце IV — начале V веков в восточной части Римской империи. Праздник прославления всех святых позже стал распространяться среди всех христиан. В православии Собор всех святых закрепился за первым воскресеньем после Пятидесятницы, а в католицизме — за датой 1 ноября (День всех святых).
Первые упоминания о празднике делал в IV веке Иоанн Златоуст в своей проповеди, отметив прославление всех святых, что по всему миру пострадали за веру во Христа, а также существование особенного дня для их почитания, дата которого аналогична нынешней. А вот среди песнопений Ефрема Сирина фигурировала другая дата — 13 мая.
Кроме того, в православии существовали еще варианты отмечать подобный праздник 22 января и 16 апреля — соответствующая практика была принята в V-VII веках. Но Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно поместили Собор всех святых в православии на первое воскресенье после Пятидесятницы, т. е. это восьмое воскресенье после Пасхи.
Основной идеей этого дня считается прославление всех святых, включая даже неизвестных. А выбор даты праздника обосновывается тем, что хотя все почитаемые святые жили в разные времена и совершали разные подвиги во имя Бога, все они были осенены благодатью Святого Духа, который сошел на верующих в день Пятидесятницы.
День всех святых – обряды
1 ноября – великий день как для католического, так и для православного мира. Как и любой праздник, День всех святых наполнен разнообразными обрядами и поверьями.
- Накануне праздника принято гадать. Подобные ритуалы на Руси устраиваются на святки, в них девушки просят рассказать о любви, богатстве, счастье.
- Верующие обязательно идут в церковь, чтобы принять участие в праздничном богослужении и помолиться за усопших близких.
- В ночь перед праздником принято оставлять угощение для мертвых, прося у них поддержки.
- 1 ноября нужно раздавать милостыню нуждающимся, помогать обездоленным, чтобы покойные родственники были уверены в чистоте сердец тех, кто о них помнит.
Приметы на День всех святых
- В День Всех Святых сквозняк, пройдя над ногами покойника, приносит стоны в дома тех, кому суждено умереть в этом году.
- Девушка, которая выстирает свою сорочку и, никому не говоря об этом, повесит сушиться на стул, и постарается не заснуть ночью, увидит своего будущего супруга, пришедшего, чтобы забрать сорочку.
- Если выйти на перекресток в День Всех Святых и прислушаться к ветру, то можно услышать о самых важных событиях, которые должны случиться в ближайшие двенадцать месяцев.
- Накануне Дня Всех Святых всем душам чистилища позволено выйти на Землю на 48 часов. В эти ночи они полностью свободны.
- Пусть девушка возьмет в правую руку ветку вербы, незаметно выйдет из дому и трижды обежит вокруг него со словами:»Суженый, ряженый, приходи, забирай!» Во время третьего круга призрак ее будущего супруга появится и схватит ветку за другой конец.
- Чтобы обеспечить плодородие в будущем году, в День Всех Святых обойди поля с факелом в руке.
Как католики отмечают День всех святых
Как и любой религиозный праздник, День всех святых обычно начинается в храмах, поэтому 1 ноября все католики торопятся в костелы и исполняют так называемую Литанию, то есть молятся всем святым. Стоит обратить внимание на то, что Литания является самой древней молитвой у католиков.
А после костела, все торопятся на кладбище, почтить память умерших. По своему характеру, этот праздник еще можно сравнить с нашей Пасхой. Ведь его отмечают не только верующие, но и люди, которые не посещают храмы. День всех святых стал уже более народным праздником. Если же прийти на могилы родственников не удалось первого числа, то 2 ноября это также можно сделать, не зря ведь это день поминовения усопших.
Довольно часто можно услышать, что в православии почти все праздники имеют языческие корни. Что ж, католики также далеко не ушли, и этому свидетельствует праздник День всех святых. Ведь примерно в этот период, у римлян существовал другой праздник — день Фералии и на с следующий день праздник Помоны, который бы установлен для почтения усопших. Поэтому издревле в День всех святых закрепилась традиция вспоминать умерших. Стоит отметить, что Помона в древности считалась богиней древесных плодов. Возможно поэтому начало ноября еще и ассоциировался с окончанием сбора урожая и началом подготовкой к зиме.
Молитвы на праздник всех святых
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32 — 33, 37 – 38, глава 19, стихи 27 – 30
Читать отрывок
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. … 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. … 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми. Свернуть
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Комментирует священник Стефан (Домусчи)