Верховный Суд РФ: структура и полномочия.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный Суд РФ: структура и полномочия.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
Конституционные основы судебной власти
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Путин анонсировал перемены в судебной системе. Каких реформ ожидать
Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.
Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст.
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда по интеллектуальным правам.
Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру [9]. В единую судебную систему РФ входит подсистема судов общей юрисдикции. Эти суды осуществляют судебную власть посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний. 10 600 залов судебных заседаний будет оснащено системами аудиопротоколирования, 95% федеральных судов общей юрисдикции получат комплекты для видео-конференц-связи.
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
ФССП — подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!
Законом устанавливается, что представителями сторон в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Исключение будет только для дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей учёной степени по юридической специальности.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров.
Можно изложить позицию Верховного Суда РФ и короче. 1. В целях обеспечения независимости и самостоятельности судов в настоящее время возникла необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций, находящихся в одном суде. 2. Для достижения тех же целей следует структурировать судебные инстанции таким образом, чтобы их юрисдикция не совпадала с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.
Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия. Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.
Также законом вносятся изменения в процессуальное законодательство в связи с созданием обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которые должны появиться до 1 октября 2022 года, а также 1 военный апелляционный суд и 1 военный кассационный суд.
Органы власти в РФ: структура и полномочия
Российская Федерация является конституционным государством, и правосудие в РФ осуществляется только в специально созданных для этого учреждениях — судах.
Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. (А. Сухарев “Большой юридический словарь”)
Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким.
Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды.
Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.
Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку.
В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.
это постановление суда первой инстанции, вынесенное в установленных законом процессуальной форме и определенном порядке, которым дело разрешается по существу, направленное на защиту прав и законных интересов участников спорного правоотношения, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
это судебный акт, принимаемый в виде отдельного документа или заносящийся в протокол судебного заседания (протокольное определение), разрешающий вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела, или завершающий рассмотрение дела без вынесения судебного решения.
Путин распорядился создать рабочую группу по взаимодействию власти по вопросам мобилизации
Президент России Владимир Путин поручил сформировать рабочую группу по обеспечению взаимодействия властей по вопросам мобилизации. Распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Отмечается, что группа займется вопросами взаимодействия органов власти и организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также социальной и правовой защите российских граждан, которые принимают участие в спецоперации, и членов их семей. Каждый месяц она будет докладывать президенту о результатах своей работы.
Новости об объявлении второй волны мобилизации в России появляются в ряде телеграмм-каналов, а также некоторых СМИ. Сообщения быстро разносятся по соцсетям и пабликам, однако стоит ли верить в такого рода сообщениям? Понятно, что тема резонансная и очень волнует россиян.
Официально мобилизационные мероприятия завершены в октябре (НО ТОЛЬКО НА СЛОВАХ — УКАЗА О ЗАВЕРШЕНИИ НЕТ!), о чем президенту доложил Министр обороны Шойгу, однако еще не все военные попали непосредственно на места несения службы, а небольшая часть даже успела вернуться по разным причинам. Итак, в материале расскажем будет ли объявлена всеобщая мобилизация в России после Нового года.
Путин распорядился создать рабочую группу по взаимодействию власти по вопросам мобилизации
Президент России Владимир Путин поручил сформировать рабочую группу по обеспечению взаимодействия властей по вопросам мобилизации. Распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Отмечается, что группа займется вопросами взаимодействия органов власти и организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также социальной и правовой защите российских граждан, которые принимают участие в спецоперации, и членов их семей. Каждый месяц она будет докладывать президенту о результатах своей работы.
Новости об объявлении второй волны мобилизации в России появляются в ряде телеграмм-каналов, а также некоторых СМИ. Сообщения быстро разносятся по соцсетям и пабликам, однако стоит ли верить в такого рода сообщениям? Понятно, что тема резонансная и очень волнует россиян.
Официально мобилизационные мероприятия завершены в октябре (НО ТОЛЬКО НА СЛОВАХ — УКАЗА О ЗАВЕРШЕНИИ НЕТ!), о чем президенту доложил Министр обороны Шойгу, однако еще не все военные попали непосредственно на места несения службы, а небольшая часть даже успела вернуться по разным причинам. Итак, в материале расскажем будет ли объявлена всеобщая мобилизация в России после Нового года.
Что же ждет армию в 2023 году?
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов сообщил, что думский комитет по обороне поддерживает предложение Минобороны об увеличении призывного возраста
Увеличение возраста призыва граждан с 18 лет до 21 года может быть реализовано только через изменения в законодательстве, это может произойти в следующем году. Об этом заявил СЕГОДНЯ глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
«Это в любом случае может быть реализовано только через законы, надо вносить изменения в законодательство, мы готовы к этой работе. Ждем официальных предложений от министерства обороны по этому вопросу», — сказал он, отвечая на вопрос о реализации соответствующего предложения.
«Что касается сроков, я думаю, что в течение следующего года все вполне может быть реализовано», — добавил парламентарий.
Кроме того, Картаполов сообщил, что думский комитет по обороне поддерживает предложение Минобороны об увеличении призывного возраста.
«Безусловно», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу в среду на итоговой коллегии военного ведомства с участием президента РФ Владимира Путина предложил поэтапно увеличить возраст призыва граждан с 18 лет до 21 года, а предельный возраст повысить до 30 лет.
Путин распорядился создать рабочую группу по взаимодействию власти по вопросам мобилизации
Президент России Владимир Путин поручил сформировать рабочую группу по обеспечению взаимодействия властей по вопросам мобилизации. Распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Отмечается, что группа займется вопросами взаимодействия органов власти и организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также социальной и правовой защите российских граждан, которые принимают участие в спецоперации, и членов их семей. Каждый месяц она будет докладывать президенту о результатах своей работы.
Новости об объявлении второй волны мобилизации в России появляются в ряде телеграмм-каналов, а также некоторых СМИ. Сообщения быстро разносятся по соцсетям и пабликам, однако стоит ли верить в такого рода сообщениям? Понятно, что тема резонансная и очень волнует россиян.
Официально мобилизационные мероприятия завершены в октябре (НО ТОЛЬКО НА СЛОВАХ — УКАЗА О ЗАВЕРШЕНИИ НЕТ!), о чем президенту доложил Министр обороны Шойгу, однако еще не все военные попали непосредственно на места несения службы, а небольшая часть даже успела вернуться по разным причинам. Итак, в материале расскажем будет ли объявлена всеобщая мобилизация в России после Нового года.
Любой человек всегда строит планы на будущее…
На свое личное будущее и на будущее СВОей семьи.
Но теперь наше будущее неразрывно связано со специальной военной операцией.
А будущее в этом плане не ясно и не определено. Всякое может случиться и, как показывает практика, все планы могут очень быстро пойти не по плану…
Есть известная поговорка — ЕСЛИ ХОЧЕШЬ РАССМЕШИТЬ ГОСПОДА — РАССКАЖИ ЕМУ О СВОИХ ПЛАНАХ.
Не возможно строить свои планы, если не уверен — призовут тебя по мобилизации завтра или нет. А это серьезно, очень серьезно.
И НАША ТРЕВОЖНОСТЬ НА ФОНЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРОСТО ЗАШКАЛИВАЕТ. ПОТОМУ ЧТО ВСЁ — ЭТО, В ПРИНЦИПЕ, НЕ НОР — МАЛЬ — НО!
А продолжаться ВСЁ ЭТО будет еще очень долго, даже официальные лица этого не скрывают. Потому что для переговоров еще даже нет ни одной точки соприкосновения.
КАЖДЫЙ СТОИТ НА СВОЕМ и ни на миллиметр подвинуться не хочет.
А это значит, что в зону СВО всегда нужны люди. И еще долго будут нужны. Нужно пополнять штаты в постоянном режиме, нужно проводить ротацию морально и физически уставших людей.
И все сейчас задаются вопросом — так будет или не будет продолжаться ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ?
В интернете на эту тему очень много новостей, но они НЕ ИНФОРМАТИВНЫЕ и написаны под копирку.
Давайте соберем все эти сведения в кучу и сами подумаем…
Уверенно можно сказать, что в ближайшее время ПОЛНОЙ И ВСЕОБЩЕЙ МОБИЛИЗАЦИИ НЕ БУДЕТ.
Она невозможна только потому, что полностью превратит всё в хаос.
Если при мобилизации всего 300 000 человек были такие проблемы, которые озвучивались, то даже призыв 1 000 000 человек еще более усугубит ситуацию.
Сейчас все официальные источники заверяют, что и частичная мобилизация завершена.
Но все говорят одно — «НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ТАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ».
Как Вы поняли, уважаемые наши читатели, ключевое словосочетание здесь — «НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»
ПОЭТОМУ ЗА ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ НИКТО ПОРУЧИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ.
Новые предложения по мобилизации будет, если что, подавать Минобороны. А оно пока говорит — «достаточно».
И ТЕМ БОЛЕЕ, ДО 31 ДЕКАБРЯ ЕЩЕ ИДЕТ ПРИЗЫВ НА СРОЧНУЮ СЛУЖБУ. Поэтому военкоматы еще заняты…
Указа о завершении частичной мобилизации нет. И не будет. Поэтому она может возобновиться в любой день — хоть завтра.
Пока набор идет за счет добровольцев и чвк.
И пока хватает. НО ЭТО «ПОКА»…
А что будет завтра — не известно.
НО ВСЕ МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КОРРЕКТИРУЮТСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
И, кстати:
До 30 декабря этого года! Базы военкоматов по гражданам, которые подлежат призыву по мобилизации должны «оцифровать и подготовить» до 30. 12. 2022 года — ИНФОРМАЦИЯ О НОВОМ УКАЗЕ — НИЖЕ ПО ТЕКСТУ.
Сами люди говорят в своих комментариях, что «ЧЕМ БОЛЬШЕ ГОВОРЯТ ЧТО НЕ БУДЕТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ».
В принципе, такое МНЕНИЕ# людей можно понять, ибо из того, про что говорили НЕ БУДЕТ — все было…
Мобилизация в России, февраль 2023 года. Могут ли объявить всеобщую мобилизацию в России в январе 2023 года: в Курской области семье мобилизованного отремонтируют аварийный дом, данные на 12 февраля 2023
В Курской области принято решение отремонтировать дом, находящийся в аварийном состоянии, военнослужащему, призванному по мобилизации, сообщает KURSKCITY.
Ранее глава региона Роман Старовойт узнал, что один из военнослужащих сообщил о том, как он со своей супругой и тремя детьми проживает в аварийном доме. Губернатор заявил, что необходимо посмотреть, как действительно обстоят дела в семье. Старовойт отметил, что необходимо оказать помощь и посодействовать в решении данной ситуации.
После этого глава Щигровского района Юрий Астахов вместе с главой сельского совета и подрядчиками провел планерку в доме, где проживает жена и трое детей участника специальной военной операции. В результате было принято решение отремонтировать крышу, усилить потолочные балки и привести в порядок подъезд. В настоящее время ведётся подготовка сметы.
Президиум Верховного суда РФ
Состав Президиума ВС РФ следующий:
- по должности — председатель суда и его заместители (чч. 1, 2 ст. 6 закона № 3-ФКЗ);
- иные судьи ВС РФ после прохождения процедуры, в которой задействованы верхняя палата парламента, Президент РФ и другие органы (ч. 1, 3 ст. 6 закона № 3-ФКЗ).
Деятельность Президиума организована следующим образом (чч. 4, 5 ст. 6 закона № 3-ФКЗ):
- периодичность заседаний — не реже одного раза в месяц;
- на заседании должны присутствовать не менее ½ членов Президиума;
- решение Президиума принимается не менее чем ½ голосов присутствующих.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 7 закона № 3-ФКЗ нормативное регулирование деятельности Президиума осуществляется:
- процессуальными нормами права, если его деятельность связана с рассмотрением дел;
- Регламентом ВС РФ — по иным вопросам.
К кругу вопросов Президиума среди прочих отнесены следующие (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):
- разрешение судебных дел (п. 1 ч. 1 ст. 7);
- запросы в КС РФ о конституционности правовых источников, применяемых в конкретном деле (п. 2 ч. 1 ст. 7);
- координация деятельности КЛ ВС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 7).
Новая волна мобилизации: Кому верить — таксисту или генералу ФСБ?
В соцсетях постоянно появляются сообщения о «новой волне мобилизации» в России. Дескать, ей быть, причём будут забирать и женщин — «знатоки» даже называют города, где будет проходить мобилизация в первую очередь.
Напомним, в рамках частичной мобилизации должны были призвать 300 тысяч человек. Обновление группировки ВС России получилось бóльшим — с учётом прихода добровольцев в военкоматы. В результате было официально объявлено, что мобилизация завершена.
Однако сообщения о якобы планировании новых волн мобилизации в России появляются регулярно.
Так, один из пользователей соцсетей рассказал о «прогнозе» таксиста: тот подвозил майора из военкомата и выслушивал его «откровения». Дескать, новая волна мобилизации начнётся со вторника в Подмосковье.
По другой информации (уже от курьера, который якобы делал доставку генералу ФСБ), мобилизация будет, но среди женщин в возрасте от 18 до 37 лет. В приоритете — Краснодар.
«Никакой информации на этот счёт нет, вы знаете все соответствующие слова президента о том, что она завершена», — отреагировал в очередной раз на слухи пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Основные этапы истории Верховного Суда РФ
Решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд, состоялось в ноябре 1922 г. Ранее в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называвшимся Правительствующим Сенатом.
В ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 этот орган был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения. Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (революционных и военно-революционных трибуналов). Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практически реализован не был.
В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: Революционный военный трибунал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный военно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Эти органы возглавляли системы соответствующих трибуналов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г. создано не было.
Отсутствие высшего судебного органа приводило к разобщенности в деятельности всех судов, не позволяло складываться единой судебной практике. Обеспечению этого единства в некоторой степени послужило создание после слияния Верховного трибунала с Кассационным трибуналом Отдела высшего судебного контроля в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР, который получил право пересмотра дел в порядке надзора в отношении народных судов, советов народных судей и революционных трибуналов. Однако практически этот орган так и не стал руководящим и надзорным центром для всех судов, хотя и сыграл свою роль в деле установления единой судебной практики в республике.
Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компетенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
- Президиума;
- Пленарного заседания;
- Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
- Судебной коллегии;
- Военной и военно-транспортной коллегии;
- Дисциплинарной коллегии. Отделения Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР.
После создания в 1924 г. Верховного Суда СССР структура Верховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзного суда была передана Военная и Военно-транспортная коллегия.
Компетенция Верховного Суда РСФСР подробно регламентировалась Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. В нем, в частности, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР.
Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» 1938 г. В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседателей Верховного Суда РСФСР. Этот порядок стал таким, каким был вплоть до принятия упомянутого выше Закона от 1 декабря 1988 г.
Судебная Система Рф 2021 Схема
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.
- Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
- Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
- Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
- Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
- Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.
Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.
Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.
Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2021 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2021 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2021 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).
Верховный суд российской федерации — структура и полномочия
Верховный Суд РФ — высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.
Функции Верховного Суда РФ.
— рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;
— проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;
— дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;
— обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
Судебные полномочия Верховного Суда РФ:
• 1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;
2) гражданские дела:
а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;
в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;
д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
— Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;
— Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;
— Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности — 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
1) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
2) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
3) является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам субъектов Российской Федерации, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
4) дает разъяснения по вопросам судебной практики;
5) дает заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления (при возбуждении Государственной Думой процедуры отстранения его от должности);
6) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы.
Структура Верховного Суда Российской Федерации:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полномочия Верховного Суда РФ.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам [1] , подсудным судам общей юрисдикции;
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому, Санкт-Петербургскому и Севастопольскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
- CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
- Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
- Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
- Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
- Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
- Пленум. Это специфическая структура судебной инстанции, деятельность которой изначально направлена на осуществление ряда действий по вопросу ведения статистики, а также обобщения судебной практики. Оба направления имеют очень важное значение. Ведение статистики позволяет четко определить все неточности законодательной базы, что впоследствии становится основой для работы законодателя. Осуществление процесса обобщения судебной практики позволяет получить дополнительный источник права;
- Президиум суда. Это структура судебной системы, деятельность которой направлена на выпуск толкования норм законодательной базы, а также осуществления специализированного процесса контроля работы иных судебных структур. Сразу же скажем о том, что именно толкование норм законодательства – важный аспект работы высшей судебной инстанции. Посредством толкования формируется особенный аспект нормированной работы судов нижестоящих инстанций;
- Апелляционная и кассационная коллегии. Нужно отметить, что именное данные структуры судебной системы осуществляют процесс контроля уже принятых решений судов различных инстанций. Таким образом, законодатель стремится максимально устранить определенные судебные ошибки;
- Коллегии суда. В данном случае, речь идет о том, что судебная структура подразделяется на определенные коллегии, которые занимаются рассмотрением дела в четко определенном правовом поле.
- Пленум. Заметим, что речь идет о специализированной структуре, которая осуществляет совещательный тип работы. Основная деятельность совещательной инстанции заключается в выпуске постановлений, в которых четко дается толкование норм законодательства. Таким образом, формируется важный аспект единственно верного понимания всех норм законодательства, что также фактически, позволяет получить перспективы единственно верной структуры работы всех судов нашей страны;
- Президиум суда. Нужно сказать о том, что на данный совещательный орган возложено весьма существенное количество обязательств. Все дело в том, что президиум осуществляет работу по обобщению статистики, судебной практики, а также именно данный орган осуществляет процесс пересмотра уже принятых решений в том случае, если формируются новые факты и обстоятельства;
- Кассационная и апелляционная коллегии. Данные коллегии осуществляют деятельность, которая направлена на осуществление пересмотра принятых судебных решений. Именно данные коллегии, фактически осуществляют процесс правильного контроля деятельности нижестоящих судебных инстанций, и в тоже время осуществляют процесс исключения судебных ошибок в работе судебной структуры нашей страны;
- Коллегии судей. Сразу же скажем о том, что все суды работают на основании формирования специализированных коллегий. Такие коллегии рассматривают четко определенные дела, в четко определенном правовом поле.
Структура Верховного суда Российской Федерации
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Порядок назначения заместителя председателя Верховного Суда РФ такой же, как и любого судьи Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность также Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Однако в этом случае представление Президента РФ основывается на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ и готовится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч. 3 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Председатели судебных коллегий одновременно по должности являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.
Заместители Председателя Верховного Суда РФ:
- в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
- председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда РФ, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;
- информируют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ;
- организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ;
- организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда РФ и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде РФ;
- осуществляют иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.
Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права, обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.
Обеспечением работы судов по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства и иной деятельности Верховного Суда РФ занимается аппарат Верховного Суда РФ, который подчиняется Председателю Верховного Суда РФ.
В структуру аппарата Верховного Суда РФ входят:
- Секретариат Председателя Верховного Суда РФ;
- Секретариат первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ;
- Секретариат Пленума Верховного Суда РФ;
- Секретариат Президиума Верховного Суда РФ;
- аппараты коллегий Верховного Суда РФ, включающие секретариаты коллегий Верховного Суда РФ;
- Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ;
- Управление Верховного Суда РФ по организационному обеспечению рассмотрения обращений;
- Управление делами (документооборота и делопроизводства) Верховного Суда РФ;
- Управление кадров и государственной службы Верховного Суда РФ;
- Управление правовой информатизации Верховного Суда РФ;
- Планово-финансовое управление Верховного Суда РФ;
- Хозяйственное управление Верховного Суда РФ;
- Отдел специального контроля Верховного Суда РФ;
- Первый отдел Верховного Суда РФ;
- Международно-правовой отдел Верховного Суда РФ;
- Отдел Верховного Суда РФ по связям со средствами массовой информации.
Аппарат Верховного Суда РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, которое включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (п. п. 2.3 и 3.1 Положения об аппарате Верховного Суда РФ).
Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России. ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.
Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.
На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:
- Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
- Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
- Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
- Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.