Разные статусы участков: правовые последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разные статусы участков: правовые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.
При покупке загородной недвижимости люди часто сталкиваются в описаниях с аббревиатурами. Разберемся, какие понятия в них зашифрованы и почему это важно знать, чтобы выбрать дачу.
Терминология:
- ИЖС: индивидуальное жилищное строительство. Это вид разрешенного использования земельного участка. Подходит для земель под капитальное строительство. Всегда располагается в населенном пункте, СНТ или ДНП.
- ЛПХ: личное подсобное хозяйство. Вид разрешенного использования земельного участка, которые подходит для земель под сельское хозяйство.
- СНТ и ДНП: садовое некоммерческое товарищество или дачное некоммерческое партнерство. Некоммерческие организации, объединение собственников участков, чтобы управлять общим имуществом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.
В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:
- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
- организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
- собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.
За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.
Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.
Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:
- граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
- граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
- лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
- религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.
Способ №1 — подать заявление и ждать очереди
Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:
- Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
- Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, вы не ослышались, именно розыгрыша, так как вам будет предложено вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка. Вы сможете отказаться от «вытянутого» земельного участка, но тогда придется вставать в очередь снова.
Можно ли поменять участок для льготника на участок в другом месте
Поменять земельный участок получится, если только его признают непригодным для целей под которые он выдавался. Т.е. если это ИЖС, а построить дом там нельзя, — тогда поменяют. Основания, как рыночная стоимость и местоположение — не служат поводом для замены земельного участка. В таких случаях рекомендую участок сначала получить/оформить, а затем, в порядке гражданского законодательства, вы сможете заключить договор обмена или купле-продажи.
Так же, уже после получения «льготного» участка, вы имеете право снова обратиться в администрацию по интересующему вас участку, но уже на общих основаниях взять землю в аренду у государства (способ №4). Вас так же не ограничивают на оспаривание постановления в судебном порядке. Если будете обращаться в администрацию обращайтесь в письменном виде, устный отказ ничем не подкреплен.
Какие участки можно получить бесплатно
Перед тем, как подать заявление на получение земли, гражданину потребуется выбрать участок. Он должен удовлетворять требованиям:
- у него должно быть выполнено межевание, выделен кадастровый номер;
- его размер не должен превышать определенный законом. Для разных программ норматив различается. Обычные наделы для льготников не превышают 15 соток, потому взять гектар или больший участок не удастся;
- надел должен находиться в пределах того региона, куда обращается заявитель;
- участок должен размещаться в пределах региона, где проживает заявитель, за исключением программ переселения.
Также действуют общие правила выделения участков — нельзя бесплатно оформить землю, которая:
- находится на праве собственности у других граждан и организаций;
- изъята из гражданского оборота;
- зарезервирована под государственные нужды.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Отчуждение – продажа, покупка, дарение, обмен – земельного участка в частную собственность предоставленного запрещается до момента получения на него документа, которым подтверждается право на дом, который на нем расположен. Есть исключения для исполкомов: если на земельном участке имеется недостроенное (замороженное) строение.
Для граждан, которые получили земельный участок в рамках улучшения жилищных условий, запрещен его отчуждение в случаях:
– если на участке есть незавершённое (законсервированное) строительство;
– в течении восьми лет, если на участке имеется жилой дом, построенный на льготный кредит (до момента его полного погашения).
Исключительные случаи предусматривают моменты, когда владелец земельного участка инвалид первой или второй группы, когда гражданина направляют на работу в другую местность, а также иные обстоятельства, которые не позволяют использовать земельный участок по назначению.
Земельный участок можно приобрести также через соответствующую договорённость с частным лицом, которое заинтересовано в его продаже. Обратите внимание, что со стороны частника должны быть соблюдены все условия получения земельного участка, его регистрации, освоения. В противном случае можно попасть в неприятную историю, когда земельный участок по совести будет принадлежать вам, а по закону исполком либо суд лишит продавца, а заодно и вас права на владение им.
В этой ситуации проще всего проконсультироваться в исполкоме, организации по государственной регистрации, сделав соответствующие запросы либо с помощью юриста по земельному законодательству осуществить проверку всех «подводных камней», на которые можно наткнуться.
Стоит отметить, что покупка земельного участка с рук всегда проще:
– нет временных ограничений на выполнение процедур;
– процедура приобретения сейчас максимально упрощена и позволяет провести ее от «А» до «Я» за считанные дни;
– нет требований, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.
С другой стороны покупка земельного участка не обходится дешево по сравнению с его получением через исполком. Разница в цене может достигать в десятки раз. Частник реализует земельный участок, учитывая все его преимущества, что и формирует конечную рыночную цену.
Наиболее высока цена земельного участка – в черте городов (крупных и малых), в пригороде (как правило, только крупных – областных центрах и городах областного подчинения). Земельные участки с наименьшей стоимостью можно найти в деревнях. Списки со свободными земельными участками имеются в сельских исполнительных комитетах, а также на сайтах соответствующих госорганов. Однако, обращаясь в сельский исполком, чтобы в последующем стать владельцем земельного участка, важно понимать, что и здесь действуют те же нормы юридической процедуры, которые были описаны выше, т.е. соблюдение сроков и дополнительных требований необходимо соблюдать и выполнять в обязательном порядке.
Заключение договора и его регистрация
Проект договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности под ИЖС составляет арендодатель. Право временного пользования в обязательном порядке подлежит государственной регистрации, в том случае, если соглашение заключено сроком более 1 года или одним из субъектов правоотношений является юридическое лицо.
«Договор аренды земельного участка составляют в 3 экземплярах. Один предназначен для арендодателя, второй – для арендатора, а третий – для представления в регистрационные органы».
Потенциальный арендатор обязан подписать проект соглашения и отправить его обратно арендодателю в течение 30 дней после получения пакета.
Осуществлением регистрационных действий занимается арендатор, арендатор или обе стороны вместе. Причем, затраты на уплату госпошлины могут возлагаться на одну из сторон правоотношений или делится между ними. Все зависит от условий договора.
Размер пошлины для физических лиц составляет 2 тыс. рублей, а для юридических – 22 тыс. руб.
К заявлению о регистрации прилагают:
- идентификатор личности заявителя;
- оригинал арендного соглашения;
- кадастровый план;
- выписку из ЕГРН;
- квитанцию об уплате пошлины.
Право владения землей, которая была предоставлена бесплатно для возведения жилого дома, возникает только в том случае, когда оно будет зарегистрировано в законодательном порядке. Без регистрации прав с участком земли невозможно в дальнейшем совершать какие-либо сделки дарения, купли или продажи, в том числе завещать. Также нельзя будет зарегистрировать построенный на нем дом.
Как только будет подписан акт о передаче, необходимо сразу оформить свои права. Для этого в государственные органы (Росреестр) подается заявление, а также список таких документов, как:
- Паспортные данные гражданина.
- Кадастровый паспорт земельной площади.
- Решение о выдаче земли совместно с актом о ее передаче.
- Платежный документ об оплате госпошлины.
Срок рассмотрения предоставленных документов обычно составляет до пяти дней. Затем в ЕГРП вносится соответствующая запись.
Юридическая консультация в Беларуси
– Такие решения должны находиться в реестре правовых актов или на сайтах исполкомов. Если заинтересованный гражданин не найдет эту информацию в региональных СМИ, тогда рекомендую обратиться за ней в земельные отделы исполкомов. Насколько мне известно, столичный облисполком планировал предоставлять земельные участки по результатам аукционов в населенных пунктах на территории Минского района.
– На территории Минска люди могут получить участки только по результатам земельных аукционов. Исключение составят только многодетные семьи, которые могут получать земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома непосредственно в исполкомах в тех случаях, если такие семьи состоят на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Если не успеть застроиться вовремя?
Так как землю под строительство выдают на определенный срок, то если она не будет использована по своему назначению, то по истечении арендного срока земля попросту будет изъята государством. Поэтому, чтобы такого не произошло, нужно действовать по одному из этих вариантов:
- Построить дом (полностью) до конца срока. В этом случае земля окончательно и бесповоротно будет передана в собственность.
- Начать строительство, и до истечения срока хотя бы полностью заложить фундамент будущего дома. В таком случае срок аренды будет продлен, и участок не сможет быть изъят. Возможно, что муниципальный орган предложит выкупить землю.
Выделение земельного участка под строительство жилого дома
Из пояснения истца следует, что в 1974 году его бабушкой, К. была возведена пристройка к дому, построенному в 1918 году, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 3 Северная, д. № . которая введена в эксплуатацию актом приемочной комиссии № 541 от 04.10.1974г. Ввод в эксплуатацию жилой пристройки на самовольно занятом земельном участке был бы невозможен. Данный факт свидетельствует о признании органами государственной власти права пользования К. земельным участком под жилым домом 15 по ул. 3-я Северная в г. Омске, поэтому считает, что спорное строение возведено на находящемся в его пользовании земельном участке.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации возникает с момента такой регистрации ( ст. 219 ГК РФ ).
После того, как собраны все необходимые документы, можно использовать разные варианты дальнейших действий:
- Самостоятельно обратиться с заявлением в местный орган власти, который занимается распределением земельных участков. Это может быть администрация муниципального образования, подразделения, занимающиеся земельными вопросами, сельский или поселковый совет.
- Если нет времени заниматься лично оформлением всех документов, то можно это сделать через посредников, например юридическую компанию. Следует учесть, что придется оплатить определенную стоимость за их услуги.
- Воспользоваться услугами МФЦ. Для этого, взяв с собой весь пакет необходимых документов, посетить указанный центр. Специалист проверит документы на соответствие и примет заявление на выделение участка земли.
- Подать заявление в личном кабинете через Госуслуги. Это наиболее удобный вариант, поэтому рассмотрим его подробнее.