Правовое регулирование налогового контроля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.
Что такое налоговый учет?
Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.
Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.
Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.
Постановка на налоговый учет при создании филиала
Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.
Понятие налогового контроля
Правовые основы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ. Налоговый контроль — это вид государственного финансового контроля. Налоговый контроль является институтом такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Он реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Основу этой деятельности составляют конкретные приемы, средства или способы.
В юридической литературе существует множество определений налогового контроля. Например, О.А. Ногина считает, что налоговый контроль — это составная часть формируемого государством организационно-правого механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предоставление участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Для полноценного осуществления налоговыми органами функций по налоговому администрированию важно своевременное обеспечение их нужной информацией на постоянной основе.
Отношения по предоставлению участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, регулируются ст. 85, 85.1 и 86 НК РФ. Такие обязанности установлены для следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц.
1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.
2. В свою очередь органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения или месту жительства не позднее 5 дней со дня нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
3. Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по своему месту нахождения сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
4. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
5. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестр), органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (ГИБДД МВД России), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах (правах и сделках), зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять вышеназванные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
6. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения МИД России в течение 3 месяцев после регистрации указанных фактов.
Такая информация используется налоговыми органами с целью противодействия уходу от налогов и позволяет им выявить неучтенные доходы, а также установить лиц, которые официально не являются собственниками имущества, но проживают вместе с налогоплательщиком или зарегистрированы по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости.
7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, т.е. членах названных саморегулируемых организаций. Сведения должны быть представлены о внесенных в сводные реестры членах, исключенных из таких реестров, а также о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
8. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, а также о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.
9. Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.
10. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.
11. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра), обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (МВД России), обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина следующие сведения: о фактах первичной выдачи или замены паспортов гражданам Российской Федерации и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение 5 дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате паспорта гражданина Российской Федерации в течение 3 дней со дня его подачи.
Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции
Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.
Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.
Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:
- организация только создается;
- приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
- открывает обособленное подразделение;
- начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
- покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
- переходит на ЕНВД, если это возможно;
Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.
Следует также иметь в виду, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Следует отметить, что именно ФНС является тем органом, который уполномочен Правительством РФ осуществлять одновременно государственную регистрацию и юридических лиц, и ИП.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.
Торгово-промышленные палаты, общественные объединения (в том числе политические партии и профсоюзы), а также религиозные организации имеют особый порядок регистрации. В данном случае решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ либо его территориальными органами, а не органами ФНС. После принятия решения о регистрации юридического лица органы юстиции направляют один экземпляр документов (заявление о государственной регистрации, протокол, договор и иной документ о создании юридического лица, учредительные документы, квитанция об уплате государственной пошлины) в Управление ФНС по субъекту РФ для выписки свидетельства о регистрации и включения записи в ЕГРЮЛ. Поскольку внесение записей в ЕГРЮЛ осуществляют управления ФНС России, а внесение записей в ЕГРН — инспекции ФНС России по месту нахождения регистрируемого лица, выдача свидетельства о постановке на налоговый учет производится не одновременно с выдачей свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, а в течение пяти дней.
Ведение реестра налогоплательщиков имеет свою особенность, заключающуюся в том, что налогоплательщик самостоятельно в налоговый орган данные представляет только частично, все основные данные о нем вносятся на основании данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо на основании данных, полученных от других органов государственной власти или организаций.
Виды сведений, сроки их предоставления и ответственные за их предоставление государственные органы, учреждения, организации и физические лица приведены в таблице.
Сведения, включаемые в ЕГРН | ||
---|---|---|
Ответственные за предоставление данных в ЕГРН | Виды сведений | Сроки |
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (территориальные органы ФНС) | Сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ | Одновременно с внесением записей в ЕГРЮЛ. По торгово-промышленным палатам, общественным объединениям, религиозным организациям — в течение 5 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ |
2. Органы, осуществляющие государственную регистрацию ИП (территориальные органы ФНС) | Сведения об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП | Одновременно с внесением записей в ЕГРИП |
3. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности | Сведения о нотариусе, получившем лицензию (фамилия, имя, отчество — ФИО, адрес места жительства, паспортные данные, номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса и др.) | В течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа |
4. Адвокатские палаты субъектов РФ | Сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ, или исключенные из указанного реестра, а также сведения о принятых за предшествующий месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов | Не позднее 10-го числа каждого месяца |
5. Органы и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства | Сведения о постановке физических лиц на регистрационный учет по месту жительства (ФИО, адреса настоящего и прежнего места жительства, паспортные данные и др.) Сведения о детях в возрасте до 14 лет — для детей граждан РФ, до 18 лет — для детей иностранных граждан, поставленных на учет по месту жительства родителей | В течение 10 дней после регистрации указанных лиц |
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния | Сведения о рождении (смерти): номер и дата составления записи акта о рождении (смерти); серия, номер и дата выдачи свидетельства о рождении (смерти); данные о родившихся и его родителях | В течение 10 дней после регистрации указанных фактов |
7. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним | Сведения об объекте недвижимости (вид, кадастровый номер, вид права, адрес места нахождения объекта). Сведения о регистрации права (дата регистрации, серия и номер свидетельства). Сведения о правообладателях — юридических, физических лицах | В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации |
8. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств | Сведения о транспортном средстве: для автотранспорта — марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака; для морских и речных транспортных средств — тип, название судна, регистрационный номер, вид права (собственность или иное); для воздушных транспортных, средств — тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (собственность или иное). Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации. Сведения о лицах (юридических, физических), на которых зарегистрированы транспортные средства | В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации |
9. Органы опеки и попечительства, учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного | Сведения об имуществе подопечного, являющегося объектом налогообложения (вид и местонахождение имущества, данные документа, удостоверяющего право собственности на имущество). Сведения об опекуне (попечителе). Реквизиты документа о назначении опекуном или попечителем. Сведения об управляющем имуществом подопечного. Реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом подопечного | Не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения |
10. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой | Сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования (вид и местонахождение имущества, доля, реквизиты договора дарения или свидетельства о праве наследства). Сведения о дарителе либо наследодателе. Сведения об одаряемом либо о наследнике | Не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК |
11. Органы, осуществляющие регистрацию пользователей природных ресурсов и лицензирование их деятельности | Сведения о лицензии. Сведения о лицензиате | В течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя |
12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ |
Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность и об изменении персональных данных Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность
|
В течение 5 дней со дня выдачи нового документа (кроме случаев, когда документ был утрачен) В течение 3 дней со дня подачи заявления об утрате документа
|
13. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц | Сведения об аккредитации (лишения аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц | В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации) |
На основании данных из ЕГРЮЛ организация ставится на учет по месту ее нахождения. Однако как у организаций, так и у других налогоплательщиков (ИП, физических лиц) существует обязанность постановки на учет и по другим основаниям, в частности по месту нахождения обособленных подразделений организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и по иным основаниям, предусмотренным НК. Также имеются особенности при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков, которые определяются Минфином.
Всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам, присваивается специальный номер — идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для организаций вводится дополнительный номер — код причины постановки на учет. Введение дополнительного номера связано с тем, что одна и та же организация может состоять на учете в нескольких налоговых органах по различным основаниям.
Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции
Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.
Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.
Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:
- организация только создается;
- приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
- открывает обособленное подразделение;
- начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
- покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
- переходит на ЕНВД, если это возможно;
Порядок постановки на налоговый учет юридических лиц
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предполагающий внесение в госреестры данных о создании, реорганизации или упразднении юридических лиц и т. д.
Если речь идет о постановке на налоговый учет только создаваемого юридического лица, то в регистрирующий орган необходимо предоставить такие документы, как:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, то есть официальное обращение уполномоченного лица;
- протокол, договор или иной документ, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержащий решение о создании юридического лица;
- учредительную документацию;.
- документ, свидетельствующий об уплате госпошлины.В соответствии с ФЗ от 21 марта 2002 г. на всей территории РФ установлена единая госпошлина за регистрацию юридических лиц, составляющая 2 000 рублей.
Заявление о госрегистрации должно быть подписано уполномоченным лицом, а подпись следует заверить у нотариуса. Другими словами, будущему юридическому лицу положено подписывать заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который в свою очередь должен поставить подтверждающий подлинность подписи штамп. Однако сделать это нотариус имеет право только в том случае, если заявитель предоставил свой паспорт.
Налоговый и бухгалтерский учет: в чем разница
Молодые специалисты часто интересуются, как можно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь следует понять, чем эти формы учета отличаются друг от друга.
Сущность налогового учета мы уже раскрыли выше. А главная его цель для организаций, работающих по общей системе налогообложения, состоит в определении налога на прибыль.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
- Как оптимизировать налог на прибыль: законные схемы
- Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
- Бухгалтерия интернет-магазина: нюансы и подводные камни
Что касается бухучета, то его сущность заключается в получении упорядоченных и задокументированных данных об объектах, перечисленных в действующем ФЗ, в соответствии с критериями, прописанными законом № 402-ФЗ, и последующем составлении финансовой отчетности с использованием этих сведений.
Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции
Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.
Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.
Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:
- организация только создается;
- приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
- открывает обособленное подразделение;
- начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
- покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
- переходит на ЕНВД, если это возможно;
Комментарий к Ст. 84 Налогового кодекса
Комментируемая статья в части постановки на учет налогоплательщиков непосредственно связана со ст. 83 НК РФ. В ст. 84 НК РФ конкретизируется порядок постановки на учет, а также регламентируется порядок снятия с учета организаций и физических лиц.
Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации:
— Приказ Минфина России от 21.10.2010 N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»;
— Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»;
— Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»;
— Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»;
— Приказ Минфина России от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» и др.
Постановка на учет физического лица осуществляется на основании заявлении этого лица, которое он подает по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
На основании поданного заявления налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня его получения выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). Форма свидетельства, как и форма заявления налогоплательщика, содержится в Приказе ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
В комментируемой статье закреплен перечень персональных данных, которые включаются в состав сведений о налогоплательщике при постановке на учет физических лиц:
— фамилия, имя, отчество;
— дата и место рождения;
— пол;
— место жительства;
— данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
— данные о гражданстве.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Форма такого уведомления также утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
В пятидневный срок налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства. Те же сроки устанавливаются для снятия с учета.
Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:
организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката).
Такой же 5-дневный срок установлен для постановки на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В комментируемой статье определен также порядок:
— учета налоговыми органами изменений в сведениях о налогоплательщиках (российских организациях, обособленных подразделениях таких организаций, иностранных организаций, отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 3 ст. 84 НК РФ);
— снятия с учета в налоговых органах в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации или места жительства физического лица (п. 4 ст. 84 НК РФ);
— снятия с учета в налоговых органах в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), а также прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Законодатель закрепляет, что постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).
Комментируя пункт 7 ст. 84 НК РФ, следует особо обратить внимание на отказ в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84, данный в Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О, как на не нарушающий прав граждан и не затрагивающий их религиозных чувств.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются ФНС России. В настоящее время действуют Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», а также Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать свои ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом лишь свои персональные данные.
В соответствии с п. 8 комментируемой статьи ФНС России наделяется полномочиями по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, а также порядок его ведения устанавливаются Минфином России (Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» ).
———————————
На дату подготовки Комментария Приказ не вступил в силу.
В комментируемой статье содержится норма, имеющая особое значение для установления правового режима охраны информации в налоговом праве.
Порядок постановки на учет и снятия с учета
Статья 84 НК РФ регламентирует порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.
Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- пол;
- место жительства;
- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
- данные о гражданстве.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет
- российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение 5 дней со дня получения сообщения от этой организации (в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ);
- российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через иное обособленное подразделение — в течение 5 дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать
- российской организации — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,
- индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Подробнее
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение 5 дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.
Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.
В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:
- российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства — на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения — в течение 5 дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ;
- иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение — в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
- нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Постановка на учет организации, физического лица в налоговом органе по новому месту своего нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица).
Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Порядок учета: место и сроки постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета налогоплательщиков (налоговых агентов)
Учет налогоплательщиков является важным этапом в организации налогового контроля. В целях его осуществления в соответствии со ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Министерство финансов РФ вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, учета иностранных организаций и иностранных граждан.
При выполнении соглашений о разделе продукции в соответствии с гл. 26.4 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения.
Другой комментарий к Ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Пунктом 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля установлено, что налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
по месту нахождения организации;
месту нахождения обособленных подразделений организации;
месту жительства физического лица;
по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств;
по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков . Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/178@ утверждена форма N 9-КНУ «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» .
———————————
Российская газета. N 179. 2005. 16 августа.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 23.
Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» утверждены Критерии отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.
———————————
Налогообложение. 2004. N 3.
В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
отношения взаимозависимости между организациями.
В разделе I Критериев указаны показатели финансово-экономической деятельности, в зависимости от которых организации относятся:
к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне;
к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне;
к организациям по производству и обороту этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне.
Согласно разд. II Критериев организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст. 20 Кодекса оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разд. I Критериев, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разд. I Критериев.
В соответствии с Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/290@ также установлено следующее:
администрирование организаций — крупнейших налогоплательщиков осуществлять на федеральном уровне — в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и на региональном уровне — в межрайонных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений МНС России по субъектам Российской Федерации (п. 2 Приказа);
постановку на учет организаций осуществлять в межрегиональных (межрайонных) инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в соответствии с графиками перевода организаций, подготавливаемыми управлениями и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и утверждаемыми МНС России (п. 3 Приказа).
Приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-09/96@ утверждены:
———————————
Налогообложение. 2004. N 2.
Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с реорганизацией (приложение N 1 к Приказу);
Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с ликвидацией (приложение N 2 к Приказу).
Приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-09/97@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с изменением места нахождения.
———————————
Налогообложение. 2004. N 2.
Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности учета иностранных организаций устанавливаются Минфином России. Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утверждено Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 (приложение N 1).
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.
Согласно п. 1 комментируемой статьи особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса.
Так, ст. 346.41 части второй Кодекса определены следующие особенности учета налогоплательщиков при выполнении СРП:
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 346.41 (п. 1 ст. 346.41);
в случае, если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 346.41 (п. 2 ст. 346.41);
если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению (п. 3 ст. 346.41);
особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению или оператора соглашения, устанавливаются Минфином России (п. 4 ст. 346.41);
заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в налоговые органы в соответствии с п. 1 и 3 ст. 346.41 в течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу (п. 5 ст. 346.41);
форма заявления о постановке на учет в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 6 ст. 346.41);
при подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщик одновременно с указанным заявлением представляет наряду с документами, указанными в ст. 84 Кодекса, документы, предусмотренные п. 2 ст. 346.35 Кодекса (п. 7 ст. 346.41);
форма свидетельства о постановке на учет в налоговом органе инвестора по соглашению в качестве налогоплательщика, осуществляющего деятельность по выполнению соглашения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанное свидетельство должно содержать наименование соглашения, указание даты вступления соглашения в силу и срока его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с условиями соглашения, и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и в отношении этого налогоплательщика применяется специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 части второй Кодекса (п. 8 ст. 346.41).
Несовершеннолетним (до 14 лет)
Только это далеко не все случаи постановки на налоговый учет. Сейчас данное свидетельство граждане стараются получить как можно раньше. Вышеперечисленный алгоритм действий — это постановка на учет обычного налогоплательщика, который достиг возраста 14 лет. Как быть, если речь идет о малолетних гражданах страны? У них тоже есть возможность получения ИНН. Только перечень документов незначительно увеличится. Придется принести:
- заявление от лица одного из родителей на выдачу ИНН;
- свидетельство о рождении ребенка;
- удостоверения личности родителя-заявителя;
- свидетельство о регистрации по месту жительства (прописка).
Если не сообщить об открытии
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
---|---|---|
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.