Недоимка по налогам: в чём её суть и чем она угрожает компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недоимка по налогам: в чём её суть и чем она угрожает компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

Разберемся с понятиями

Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимо­зависимых компаний.

Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Читайте также:  Пособие на 3 ребенка в Кемеровской области в 2023 году

С юридических и физических лиц.

  • Налогоплатель­щик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ, а также выполняет обязанности, пере­численные в ст. 23 НК РФ.

  • Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обес­печиваться различными способами, которые названы в главе 11 На­логового кодекса РФ (см. схему 56):

    • залогом имущества (ст. 73 НК РФ; ст. 334, 336, 339, 349 ГК РФ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г.);

    • поручительством (ст. 74 НК РФ; ст. 361—367 ГК РФ);

    • пеней (ст. 75 НК РФ; ст. 330 ГК РФ);

    • приостановлением операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в кредитной организации (банке) (ст.76 НК РФ);

    • наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).

    В Налоговом кодексе Российской Федерации к субъектам нало­говых правоотношений отнесены налоговые агенты, которыми при­знаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и пе­речислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) нало­гов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом. К числу обязанностей отнесены следую­щие:

      1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

      2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у нало­гоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

      3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

      4. перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком;

      5. предоставлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК РФ).

      Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

      Право взыскания недоимки по налогам установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45-48).

      Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т. е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыска­ние производится по результатам налоговой проверки, то под уста­новленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указан­ный в требовании, которое направляется налогоплательщику.

      Для списания сумм налогов со счета организации-налогопла­тельщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поруче­ние, которое должно быть исполнено банком не позднее следую­щего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на ва­лютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т. е. в третью очередь).

      В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавли­вает ограничения для списания средств с депозитных счетов: сум­мы налога с таких счетов не списываются до истечения срока де­позитного договора.

      В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, пу­тем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или на­логового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 46 НК РФ) последовательно в отношении:

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве;

      • сырья и материалов, предназначенных для непосредственно­го участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

      • имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества (ст. 47 НК РФ).

      Предусмотрен несколько иной порядок взыскания налога, сбора

      или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбо­ров) — физического лица или его налогового агента, которое произ­водится последовательно в отношении:

      • денежных средств на счетах в банке;

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве, а также станков, оборудова­ния, зданий, сооружений и других основных средств.

      • сырья, материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования и других ос­новных средств;

      имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или члена­ми его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48 НК РФ).

      Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:

      • решение о взыскании принято по истечении 60 дней с мо­мента окончания срока исполнения требования об уплате налога;

      • вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке осно­ван на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, ли­бо статуса и характера деятельности налогоплательщика;

      • недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отно­шению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организа­циями, либо с организаций, которые по отношению к налогопла­тельщику являются основными (преобладающими, участвующими).

      Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налого­вым органом исключительно путем обращения в суд с соответст­вующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рас­сматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установлен­ном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица такая же, как и предусмотренная для взыскания сумм недоимки с организаций.

      В случае необходимости срок уплаты налога или сбора может быть изменен, что означает перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отно­шении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начис­лением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Измене­ние срока по решению налогового органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 61 НК РФ). Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следую­щих формах:

      1. отсрочки;

      2. рассрочки, под которыми понимается изменение срока упла­ты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по основаниям, преду­смотренным ст. 64 НК РФ;

      3. налогового кредита, который может быть предоставлен по од­ному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных Кодексом (ст. 64 и 65 НК РФ);

      4. инвестиционного налогового кредита, т. е. такого изменения срока уплаты налога, при котором организации при наличии основа­ний, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в тече­ние от одного года до пяти лет и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 67 НК РФ) (см. схему 60).

      Порядок подачи иска в суд

      Исковое заявление о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафа с организаций налоговый орган подает в арбитражный суд. Иск может быть подан в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговый орган выносил решение о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации, и в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования в остальных случаях. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

      Читайте также:  На какое имущество имеет право внебрачный ребенок?

      Примечание. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или в таком требовании пропущен указанный срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

      Требования к исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ. Так, в нем обязательно указывается:

      • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
      • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие внесение платежа;
      • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

      Порядок рассмотрения иска в суде и вынесение решения

      Иски о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются арбитражными судами в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. В этот же срок включается время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. О времени и месте судебного разбирательства арбитражный суд обязан известить организацию и налоговый орган. При этом неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела о взыскании налоговых платежей, если суд не признал их явку обязательной.

      Примечание. Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о том, что адресатом получена копия определения о принятии искового заявления к производству, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе (п. 1 ст. 123 АПК РФ).

      По итогам рассмотрения дела суд принимает соответствующее решение. При удовлетворении требования налогового органа о взыскании платежей в решении указывается общая сумма, подлежащая взысканию, а также сумма основной задолженности и санкций. Копия решения направляется налоговому органу и организации в пятидневный срок со дня принятия документа заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку.

      Решение арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

      Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

      Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

      Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

      Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

      День получения требования зависит от способа его отправки:

      • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
      • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

      Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

      Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

      Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

      Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

      День получения требования зависит от способа его отправки:

      • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
      • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

      Отмена судебного приказа о взыскании налога

      Налоги, пени за просрочку, а также штрафы за неуплату относятся к обязательным платежам, следовательно, могут выть взысканы налоговым органом в порядке приказного производства. Упрощенный порядок означает, что налоговая инспекция направит в суд документы по месту жительства или нахождения должника, подтверждающие задолженность, а суд, в течение пяти дней, вынесет приказ о взыскании налоговой задолженности без проведения судебного разбирательства.

      Копия судебного приказа направляется должнику в течение трех дней. У должника, после получения судебного приказа, есть право направить в суд возражения на вынесенный судебный акт. Срок для направления суду возражения составляет 20 дней с момента отправки судом приказа. Указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины (приказ доставлен почтой после истечения двадцатидневного срока на предоставление возражения, не направлен по месту жительства и т.д.).

      Для отмены судебного приказа не требуется особо изложения аргументированной позиции, достаточно только заявить свое несогласие. После отмены судебного приказа налоговая инспекция сможет взыскать задолженность только в судебном порядке.

      Решение вынесено — готовьте деньги

      После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

      Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

      Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками. Списать деньги банк должен в следующие сроки:

      • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
      • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

      Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

      Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

      Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

      В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

      Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

      Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

      В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

      Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

      Читайте также:  Документы ревизионной комиссии снт

      В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

      Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

      Исходя из системного анализа указанных норм, процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание обязательных платежей и финансовых санкций.

      Следовательно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания обязательных платежей и финансовых санкций, то сумма таких платежей и санкций взыскана быть не может. В силу пунктов 9, 10 статьи 46, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации указанные положения применяются также при взыскании пеней, сборов и штрафов.

      С заявлениями в суд о взыскании спорных сумм налога и пеней налоговый орган не обращался. Доказательств обратного в материалы дела инспекцией не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2013 № 57 по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

      Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

      Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

      При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

      Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания. Порядок списания недоимки и задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

      В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

      Пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

      В силу пункта 2.4 Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

      Согласно пункту 1 Порядка списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации.

      Инспекция не обратилась в суд с иском о взыскании с заявителя причитающихся к уплате сумм налога и пеней, пресекательный срок на взыскание спорных сумм недоимок истек, основания для восстановления срока их взыскания отсутствуют.

      При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

      Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

      РЕШИЛ:

      • заявление удовлетворить.

      Признать безнадежными ко взысканию Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Московской области задолженности АО «Никоновское» в размере 923 686,76 руб.

      Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Московской области в пользу АО «Никоновское» 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

      Последовательность взыскания задолженности по налогам

      Процесс взыскания задолженности по налогам проводится в несколько этапов. Длительность его зависит от желания налогоплательщика выполнять свои обязательства и идти на уступки.

      Если налоговая служба обнаружит задолженность у лица или организации, то инспектор готовит требование об уплате налога. Документ направляется в течение трех месяцев с того момента, когда будет выявлена задолженность. Лицу на оплату отводится не более 10 дней после получения документа.

      При игнорировании налогового требования будет выноситься решение о взыскании задолженности. Оно готовится в течение 60 дней после того, как истечет срок возможности погашения долга согласно требованиям.

      Если налоговая служба пропустила время для подготовки решения, то на протяжении полугода можно обратиться в суд для взыскания долга.

      Когда мировой судья принимает решение в пользу налоговой инспекции, то в банковскую организацию, в которой имеется счет налогоплательщика, направляется распоряжение. Денежные средства должны быть списаны со счетов клиента в качестве оплаты задолженности не позднее суток после получения документа.

      Если средств не хватает, они должны списываться постепенно по мере того, как деньги будут приходить на счет. Стоит помнить, что пока налоги не будут взысканы, счета будут заморожены.

      Если денег не достаточно для погашения задолженности, то может быть принято имущество в счет уплаты долга. В этом случае накладывается арест на него, что предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 77).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *